По своему стилю и технике рыцарские романы резко отличаются от героического эпоса. В них видное место занимают монологи, в которых анализируются душевные переживания, живые диалоги, изображение внешности действующих лиц, подробное описание обстановки, в которой протекает действие.
Раньше всего рыцарские романы развились во Франции, и отсюда уже увлечение ими распространилось по другим странам.
Первыми опытами рыцарского романа явились обработки нескольких произведений античной литературы. В них средневековые рассказчики могли найти во многих случаях, как волнующие любовные истории, так и баснословные приключения, отчасти перекликавшиеся с рыцарскими идеями. Мифология в таких обработках тщательно изгонялась, но легендарные сказания о подвигах героев, имевшие видимость исторических преданий, воспроизводились полностью.
Еще более благодарным материалом для рыцарского романа явились кельтские народные сказания, которые, будучи продуктом поэзии родового строя, были насыщены эротикой и фантастикой. Само собой разумеется, что та и другая подверглись в рыцарской поэзии радикальному переосмыслению.
Создателем немецкого куртуазного романа считается Генрих фон Фельдеке (Her Heinrich von Veldeke), написавший роман «Роман об Энее»(Roman d´Eneas) (ок.1160). Античный сюжет разработан им в типично куртуазном духе. Главное внимание Фельдеке уделил любви Дидоны к Энею и Энея к Лавинии.
В таком же направлении развивается творчество Гартмана фон Ауэ (Her Hartmann von Ouwe)(ок.1170-1215). Гартман был вассалом владельца замка Ауэ, участвовал в крестовых походах; в творчестве проповедовал идеи благочестия и смирения. Гартман фон Ауэ переложил на немецкий рыцарские романы Кретьена де Труа «Эрек и Энида» и «Ивейн». Автор поэмы «Грегориус», многочисленных лирических произведений, характеризующихся разнообразием риторических и поэтических средств, что сделало его образцом для позднейших поколений поэтов. Наиболее значительное произведение – стихотворная повесть «Бедный Генрих» (Der arme Heinrich)(ок.1195). В повести Гартман убеждает читателя в пагубности греха и благости раскаяния, а биография Генриха становится поучительным примером, изложенным с назидательной целью. С точки зрения автора, высшие нравственные ценности – это вера и самоотверженность.
Романы фон Ауэ ярко расцвечены романтической фантастикой. Их герои действуют не в реальном, а в вымышленном мире, населенном великанами, карликами, с волшебными дворцами, поражающими своей роскошью, изысканностью убранства. Рыцари являют собой пример великодушия, верности своей даме. Они должны, по замыслу автора, вызывать чувство восхищения своей отвагой, своим благородством и тем самым содействовать укреплению позиций рыцарства в средневековом обществе.
Оригинальным путем шло в своем развитии творчество Вольфрама фон Эшенбаха(Her Wolfram von Eschenbach) (ок.1170-1220), автора незаконченного романа «Виллехальм», множества лирических произведений, монументального романа «Парцифаль»(Parzival). Сюжет «Парцифаля» заимствован из одноименного рыцарского романа Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале», относится к так называемым романам артуровского, или бретонского, цикла. В романе создан образ идеального героя, воплощающего в себе все возможные черты рыцарственности: благородство, глубокую религиозность, безграничную отвагу, человечность, тонкость чувств, верность в любви.
Ярким представителем рыцарской литературы был также Готфрид Страсбургский(Meister Gottfried von Strassburg). Его творчество носит чисто светский характер, свободно от религиозно-мистических элементов, направлено на утверждение духовных ценностей человеческой личности. Главное произведение Готфрида Страсбургского – роман «Тристан»(Tristan), оставшийся незаконченным. Он написан по мотивам древнего сказания, неоднократно подвергавшегося эпической переработке. Готфрид усилил его гуманистическую направленность. Его роман – это настоящий гимн могучему естественному чувству, преодолевающему все преграды. Писатель стоит на защите естественных стремлений личности, попираемых в феодальном обществе. Он за свободный брак, основанный на законах сердца.
Заключение
В XI – XIII вв. феодальная Германия уже сложилась как пирамида иерархически подчиненных друг другу поместий-государств, в значительной степени независимых от центральной императорской власти и покоящихся на широкой базе эксплуатируемого методами внеэкономического принуждения крепостного крестьянства.
Военные предприятия этого периода – итальянские экспедиции германских императоров, борьба между папством и империей, крестовые походы – способствуют возникновению и развитию рыцарства. Новая рыцарская культура проникает в Германию из Франции, передовой страны западноевропейского феодализма.
Рыцарское сословие породило новую, узко-сословную идеологию и культуру. Выражением новой идеологии является рыцарская литература. К важнейшим жанрам рыцарской поэзии относятся героический эпос, куртуазный эпос и рыцарская лирика.
Однако эпоха рыцарства просуществовала недолго. Вместе с упадком духовных сил рыцарства погибли и все его достижения.
Список литературы
1. Алексеев М.П. История зарубежной литературы. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959
2. Гуляев Н.А. История немецкой литературы. – М.: Высшая школа, 1975
3. Пронин В.А. История немецкой литературы. – М.: Университетская книга; Логос, 2007