Заключение
Если Гомер полулегендарен, то Гесиод – историческая личность. Его произведения – плод индивидуального творчества. В творчестве Гесиода отразились его личностыне, психологические черты, особенности мировоззрения, связанные с биографией: сам Гесиод – крестьянин с типичной мелкособственнической психологией, и «Труды и дни» несет отпечаток личности самого автора.
В «Трудах и днях» главное внимание уделяется человеку и его нуждам, мифы о богах выполняют лишь служебную функцию. Посыл к написанию поэмы был автобиографическим: конфликт с братом. Сама поэма – наставление Гесиода своему непутевому брату Персу, который промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Призыв к честному труду пафосом пронизывает поэму.
Если гомеровский эпос – отражение раннеклассовой микенской героики в более примитивном сознании человека «гомеровской Греции» - выражал в основном аристократические идеалы, то Гесиод - крестьянин. Он апологет труда. Он изобретает даже вторую Эриду – богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида – богиня раздора).
Другое произведение Гесиода – «Теогония» – наоборот, повествует о деяниях бессмертных. Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. «Теогония» - повествование о происхождении богов, на которое оказала влияние шумеро-аккадская «Энума элиш». Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни, то это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних среди богов – проявление основного вопроса мировоззрения.
Нелегкая судьба поэта, отразившаяся на его творчестве, стала причиной своеобразного мировоззренческого пессимизма, отразившегося в концепции смены времен и поколений. Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам Зевса. Первое поколение было создано «вечными богами» из золота. «Жили те люди, как боги».[9] Последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время железа: «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги».[10] Исторический пессемизм Гесиода – результат мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной обреченности в paннеклассовом обществе, когда община распадается, земля становится предметом купли продажи. Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает желание родиться не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения.
Таким образом, творчество Гесиода представляет собой интересный пример отражения судьбы и размышлений поэта, отразившихся в литературных сочинениях. Гесиод является первым поэтом, который выступает в своих произведениях как живая личность.
Литература
Вагнер Р. Начала поэзии. Эпос: Гомер и Гесиод // Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Минск – М., 2000. С. 160 – 189.
Гесиод. Теогония / Перевод В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1963.
Гесиод. Труды и дни / Перевод В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1963.
Лосев А. Ф. Античная литература. М., 2005.
Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История Античной литературы. Л, 1963.
[1] Вагнер Р. Начала поэзии. Эпос: Гомер и Гесиод // Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Минск – М., 2000. С. 160 – 189.
[2] Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История Античной литературы. Л, 1963.
[3] Гесиод. Теогония / Перевод В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1963.
[4] Вагнер
[5] Гесиод. Труды и дни, 42 сл.. Пер. В. Вересаева.
[6] В. Гайденко. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом миросозерцании.— "Вопросы Философии", 1969, № 9, с. 93
[7] Вагнер Р. Начала поэзии. Эпос: Гомер и Гесиод // Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Минск – М., 2000. С. 160 – 189.
[8] Вагнер Р. Начала поэзии. Эпос: Гомер и Гесиод // Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Минск – М., 2000. С. 160 – 189.
[9] Гесиод. Теогония / Перевод В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1963. С. 176.
[10] Там же. С. 176 – 178.