С помощью синонимов автор уточняет название понятия:
Уста и губы — суть их не одна,
И очи — вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим — глубокие тарелки!
(А. Марков)
Сталкивая в одном контексте синонимы, поэт А. Марков дает образную характеристику их стилистическому различию.
Группа слов, близких по значению, объединенных синонимическими отношениями, составляют синонимический ряд. По количеству компонентов синонимические ряды включают от двух до нескольких десятков слов: доброта — добродушие — благодушие — добросердечность — мягкосердечность. Одно из слов в каждом ряду является опорным, стержневым и называется доминантой. Оно стилистически нейтрально, более употребительно, более полно выражает понятие, общее для слов синонимического ряда. Например, в синонимическом ряду красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, пурпуровый, огненный, огневой, рубиновый, коралловый, кумачовый, кровавый, пламенный, карминный, червонный доминантой является слово красный. В словарях синонимов доминантой начинаются синонимические ряды. Не все слова вступают в синонимические отношения. Не имеют синонимов термины, имена собственные, многие наименования предметов быта: морфология, синтаксис, алгебра, Минск, вилка. К синонимам не относятся родовые и видовые понятия: одежда и юбка, жилище и изба, птица и соловей, дерево и липа.
При изучении синонимов необходимо учитывать многозначность слов. Своими разными значениями они включаются в разные синонимические ряды. Например, прилагательное тяжелый со значением 'имеющий вес' объединяет синонимы тяжеловесный, увесистый, полновесный, многопудовый, стопудовый; со значением 'трудный для усвоения' составляет синонимический ряд тяжкий, сложный, недоступный; со значением 'время' является членом синонимического ряда мрачное, черное, злое, смутное, лихое; со значением 'жизнь' - несладкая, ужасная, трагическая, собачья. Синонимов с полностью совпадающими значениями в языке, по существу, нет. Обычно синонимы отличаются друг от друга семантическими (смысловыми) или стилистическими оттенками, в связи с чем среди них принято выделять семантические и стилистические синонимы.
Семантические (идеографические, понятийные) синонимы обозначают одно и то же понятие, явление действительности и различаются оттенками значения. Например, слова друг, приятель, товарищ обозначают общее понятие близости друг к другу. Но слово друг — это тот, который связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (старый друг, любезный друг). Слово приятель — близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях (старинный мой приятель): Приятелей много, да друга нет. Друзья познаются в беде.
Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, отличаются друг от друга эмоциональной окрашенностью, стилистической принадлежностью, то есть они указывают на различное отношение говорящего к одному и тому же предмету, лицу, явлению. Например: лицо, физиономия, рожа, морда, мурло, харя, рыло, ряшка, мордашка, мордочка. Существительное лицо является нейтральным в стилистическом плане. Слова физиономия, рожа, морда, рыло, харя, являются просторечными, грубыми, им свойственна эмоциональная оценка неодобрения.
Семантико-стилистические синонимы объединяют в себе свойства семантических и стилистических групп. Они различаются и оттенками значений, и стилистической принадлежностью, и эмоциональной окрашенностью. Например, слова говорить и тараторить являются семантическими синонимами, так как второе характеризует степень проявления действия (тараторить — говорить быстро), и стилистическими (говорить — стилистически нейтральное, тараторить — разговорное).
Абсолютные, или полные, синонимы — слова, тождественные по значению и стилистической окраске: языкознание — языковедение — лингвистика; правописание — орфография; Чаще всего они используются в научной терминологии, где возможно их параллельное сосуществование. Такие синонимы взаимозаменяемы, объясняются посредством друг друга. От собственно языковых, общеупотребительных, узуальных (лат. usus 'обычный'), синонимов, которые фиксируются в синонимических словарях, нужно отличать контекстуальные, индивидуально-авторские, окказиональные (лат. occasionalis 'случайные'), которые вступают между собой в синонимические отношения временно, только в данном контексте,. вне контекста они не будут синонимами.
При помощи синонимов можно выразить самые тонкие оттенки мысли, разнообразить и индивидуализировать речь, можно передать эмоциональное отношение к описываемому, избежать повторов, а это делает речь более образной, действенной и выразительной. Синонимы — основа такой стилистической фигуры, как градация (лат. gradatio «постепенное повышение» от gradus «ступень, степень») — расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.
Музыки бесполезные звуки,
Лишние звуки,
Неприменяемые тоны,
Болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий)
Здесь у Слуцкого синонимы – эпитеты, передающие характеристику звуков, служат стилистическими приемами уточнения ненужности, бесполезности.
И я пойду, пойду опять,
Пойду бродить в густых лесах,
Степной дорогою блуждать.
(Я. Полонский)
Восток белел… Ладья катилась,
Ветрило весело звучало!
Как опрокинутое небо,
Под нами небо трепетало…
(Ф.Тютчев)
Антонимы
Особое место в системе выразительных лексических средств занимают антонимы. Антонимы (греч. anti 'против', onyma 'имя') — это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения: друг — враг, тяжелый — легкий, грустно — весело, любить — ненавидеть. Антонимы бывают не у всех слов. Если слово многозначно, то для каждого значения может быть свой антоним: худое ведро — целое ведро, худой поступок — хороший поступок. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Дома новы, а предрассудки стары. (А. Грибоедов). То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)
Антонимы постоянно используются в антитезе — стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.
И Смерть, и Жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их соединяет, разделяет
Своею волею навек.
(Д. Мережковский)
Явление антонимии используется для создания нового понятия путем соединения контрастных по значению слов: «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Плохой хороший человек». Этот стилистический прием называется оксюморон. Его очень любят использовать публицисты в заглавиях статей, очерков: «Дорогая дешевизна», «Большие беды малого флота». Антонимия проявляется в первую очередь у качественных прилагательных и наречий, а также у существительных и глаголов, которые соотносятся с прилагательными: бедный — богатый, бедно — богато, бедность — богатство, беднеть — богатеть. Не все слова вступают в антонимические отношения. Не имеют антонимов имена существительные с конкретным значением (дом, тетрадь, сердце, дерево), числительные (пять, десять), большинство местоимений (я, ты, он, сам, некто), имена и фамилии людей, географические названия (Иван, Маша, Сидоров, Крым) и др. У одного и того же слова (если оно многозначно) может быть несколько антонимов.
По структуре выделяются антонимы однокоренные и разнокоренные. Однокоренные создаются путем присоединения к слову приставок: вдохнуть — выдохнуть, внутри — изнутри, вооружение — разоружение, довоенный — послевоенный, заезд — отъезд.
Разнокоренные — это антонимы с разными корнями: день — ночь, любовь — ненависть, радость — горе, говорить — молчать, рано — поздно, молодой — старый.
Различаются собственно языковые антонимы и речевые, контекстуальные, индивидуально-авторские. Собственно языковые антонимы противопоставлены по значению в самой лексической системе вне контекста: большой — малый, быстро — медленно, здороваться — прощаться. Это устойчивые пары, постоянно встречающиеся в антонимических словарях. Речевые антонимы, контекстуальные, индивидуально-авторские, не имеют противоположного значения вне контекста.. Например, слово овца в прямом значении вне контекста не имеет противоположного смысла, не имеет антонима. Но в пословице «Не считай недруга овцой, считай волком» это слово становится антонимом к слову волк.
Антонимы являются ярким средством выразительности речи. Поэтому они часто используются в произведениях художественной литературы для выражения антитезы. Антитеза (греч. antithesis 'противоположение') - оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц, например:
В толпе друг друга мы узнали.
Сошлись и разойдемся вновь.
Была без радости любовь —
Разлука будет без печали;
Клянусь я первым днем творенья.
Клянусь его последним днем.
Клянусь позором преступленья.
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой.
Победы краткою мечтой.
Клянусь свиданием с тобой