Смекни!
smekni.com

Методологическое значение теории литературы (стр. 3 из 4)

Вопрос № 16, 17 Предметность - то же что и деталь. Деталь - это выразительная подробность, несущая большую смысловую нагрузку. Деталь всегда позволяет нам ее увидеть, она конкретна: 1) Обильная насыщенность текста деталями. 2) Избирательное отношение к деталям. Обычно анализ текста строится на нахождении детали и ее осмысления. Настоящее значение деталь приобретает именно в комплексе с другими деталями, сама по себе она обычно ничего не несет. Каждый автор отличается специфичным подходом к деталям. Например для одних очень важны детали портрета, внешности, характера. У многих авторов детали несут не столько предметное, сколько символическое значение. Детали: портрет, пейзаж (рассказы Чехова), интерьер (Гоголь Мертвые души), развития действия (сюжетные). Лирика: любое чувство имеет деталь и предметную часть. Деталь может быть крайне лаконична или же весь лирический мир будет построен на ней. В Эпосе – мир строится на деталях, они могут быль лаконичными или пересыщать произведение. Тот, кто насыщает произв. деталями, более полно рисует эпический мир. Деталь более свободна, чем в драме и лирике Драма: Любая деталь является непременным участником действия. Она играет служебную роль. Драматург не может позволить себе обильность деталей, т.к. деталь тормозит действие. Деталь может быть обозначена: Авторские ремарки. Описание действующих лиц, ремарки относительно интерьера. Как говорил Чехов: *Если на сцене висит ружье, то оно обязательно выстрелит!* Так и деталь покажет себя.

Вопрос № 19. Хронотоп - тесная связь времени и пространства. Его создатель Бахтин (хронос - время, топос - место) Время раньше воспринималось как история, пространство как география. Каждый человек живет в определенном времени и пространстве, которые оказывают на него определенные воздействии. Субъективно человек может либо воспринимать время и простр., либо не воспринимать. Объективно человек живет в каком-то времени или пространстве. Тургенев, Платонов, Гоголь чутко воспринимают вр. и прост. Часто время и пространство выносится в заглавие (Дворянское гнездо - Тургенев). Для анализа времени очень важно соотношение настоящ., прошл. и буд. Пространство - это место. В рус. культуре важны термины – путь, дорога, т.к. это движение. Эти понятия имеют также и духовное значение. Наличие пути - показатель возможного роста. Замкнутость пр-ва – наличие границ, ограниченность. Окно и порог – понятия важные для показа открытого и закрытого пр-ва. В Лирике: Время, как правило, настоящее, то есть лирический текст описывает, то, что сейчас волнует автора. Время настоящее, но оно претендует на прошлое и настоящее. Пространство – автор не притягивает текст к месту. Лирика не терпит географических названий, собственных имен. Но если все же присутствует собственное имя на него стоит обратить внимание, так как это для автора очень важно. Ахматова часто использует слово *крыльцо* знак восхождения и опускания любви. Драма – время: движение из настоящего в будущее на глазах у зрителей. Время одинаково для зрителя и актера. Пр-во зрительный зал и сцена. Сцена дает ощущение границы со зрителями. В драме время одно, а пр-ва 2. Эпос – время прошлое, то, что произошло давно или недавно. Достоевский описывает события, как журналист, создает иллюзию достоверности событий.

Вопрос № 21. Драматические жанры: Трагедия - в основу положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя. В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера. Советские драматурги создали новый образ героя, который, умирая, знает, что дело, за которое он погибает, победит. (Островский *Гроза*) Комедия - персонажи предстают в смешном карикатурном виде. Главные герои всегда - ущербны, неполноценны и сами герои этого не замечают. С целью подчеркнуть смешное комедиографы специально заостряют внимание на комичных ситуациях и характерах. По словам Белинского в трагед. в отличие от комед. изображались высшие, поэтические моменты жизни. (Гоголь*Ревизор*, Грибоедов *Горе от ума*). Драма - возникла гораздо позже в 7-8 в. Возникла на противоречии трагедии, где участвовали цари. Тогда появилась мещанская драма, ее героями стали люди 3-го сословия с частной семейной жизнью. В своем дальнейшем развитии драма приобретает характер реалистический. Герои драм - обыкновенные люди. Все житейски просто и ясно. По-житейски обыкновенно (Островский, Горький, Чехов)

Вопрос № 24. Эпическиежанры: Роман - самая большая форма эпического жанра. Всякое произведение написано на романском языке, а не на латинском. Роман как жанр появился ещё в античности. В средине века имеют популярность рыцарскиероманы. Разновидности романов: исторические, приключенческий, детективный, семейно-бытовой, военный, интеллектуальный, женский, философский, эротический роман. Для романа как жанра характерен психологизм личности. В России высшим расцветом 20в., Достоевский создал полифонический текст романа.Повесть – это средний эпический жанр. Иногда даже ученым трудно определить повесть от романа. Рассказ – небольшое повествование, в котором обычно описывается одно событие. Новела – разновидность рассказа, неожиданный сюжет, неожиданная развязка. (О’Генри - мастер новелл). Очерк – относится к эпическому жанру. Злободневные проблемы современности. В русской литературе в середине 17в. физиологический очерк – это различные характерные явления, описанные с натуры.

Вопрос № 26. Художественный метод - от него во многом зависит стиль произведений писателя Х.м. – Это основные принципы, следуя которым писатель воссоздает действительность в своих произведениях. Литературное направление – творчество писателей, тяготеющих к единому художественному методу и поэтому имеющих много общего в своих произведениях.*Реализм, Критический реализм, Романтизм, социалистический реализм - направление и течение одновременно Худ система - периодизация, имеет хронологические рамки. Включает и метод и стиль

Вопрос № 27. Классицизм – 7- на 14 века – образцовый. Обращение к образам античной литературы и искусству как к идеальному эстетическому эталону. Образы лишены индивидуальных черт, т.к.запечатлевают в 1-ую очередь устойчивые родовые признаки. Задача- воспитания гармонической личности. Строгая иерархия жанров: Высокие (трагедия, Эпопея, ода, их сфера - государственная жизнь, исторические события. Мифология, их герои - монархи, полководцы, мифолог. персонажи, религиозные подвижники и Низкие (комедия, сатира, басня – изображали частную повседневную жизнь средних слоев). Каждый жанр имеет строгие границы, не допускается никакого смещения. Ведущий жанр-трагедия. Классическая драматургия утвердила так называемый принцип трех единств *единство места, времени, действия (одна центр интрига)* Зародился во Франции. В России во второй четверти 8 в.: Ломоносов, Третьяковский. Характерные особенности русского классиц. – сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики над античной, общий патриотический пафос рус класс.

Вопрос № 28. Сентиментализм - (от англ. - чувствительный) - течение в европейской литературе и искусст. VІІІ в. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма. Основные признаки: Сент. остался верен идеалу нормативной личности, объяснял чувства, а не разум, условием формирования личности считал высвобождение и совершенствование *естественных чувств*, герой более индивидуализирован: по происхождению или убеждениям он демократ, богатый духовный мир простолюдина- одно из завоеваний сентиментализма. Англия: Томсон, Ричардсон. Россия: Муравьев, Дмитриев, Карамзин *Бедная Лиза* Характерные особенности русск.сентимент. – четко выраженные рационалистические тенденции, сильная нравоучительная установка. Просветительские тенденции, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечие. Жанры- элегия, послание,роман в письмах, дневники, путевые заметки.

Вопрос № 29. Романтизм – Сложился в европейской литературе ХVІІІ-нач.ХІХв., как реакция на начавшееся разрушение многовековых устоев феодализма и болезненное становление капитализма. В зависимости от классовых и сословных позиций носителей романтического мировоззрения приобретали прогрессивно-революционную окраску или черты консервативно-реакционные. Прог-революционные ром.: Пушкин, Лермонтов, Гюго, Байрон в своих произведениях утверждали величие свободной чел личности, звали к торжеству высоких гуманистических идеалов. Как говорил Горький, этот романтизм носил социально-активный характер и служил, как бы, переходным мостомот настоящего к будущему. Консервативно-реакционные – сожаление о прошлом, идеализировали мрачное средневековье. Художник стремился изображать не обычную жизнь в ее повседневных проявлениях, а показывать необыкновенные, возвышенные, идеальные образы. Писатель романтик преображает реальные впечатления в соответствии со своим представлением об идеале. Он пытается украсить и эмоционально приподнять свой язык, часто прибегают к аллегорическим образам отсюда и большая тяга к написанию в стихотворной речи и к тем жанрам, которые позволяют свободно вводить вымысел и фантастику (баллада, поэма, легенда, сказка). Романтики освободили лит. от устаревших канонов классицизма и обогатили искусство слова глубоким изображением внутренней жизни личности, протест против мешавших свободе личности – сословное неравенство, господство церкви. Власти денег и богатства. Создали образы гордых, свободолюбивых борцов-протестантов, тираноборцев и богоборцев, наделенных сильной волей. Но сами писатели и их герои не видели путей достижения цели.

Вопрос № 31. Критический реализм- писатели критически относились к общественному строю, при котором они жили. Критика этого строя. Разоблачение пороков хозяев и рабов собственнического мира составляют главное содержание произведений критических реалистов. Особенно ярко проявилась в произв.рус. писателей 19 в. в силу тесной связи передовой русской литер. с революционно-освободительной войной рус. народа против самодержавия, чиновников, помещиков, буржуазии. Критикуя основы эксплуататорского общества, писатели критического реализма утверждали гуманистические идеалы общественной справедливости и всечеловеческого счастья. Однако реальных путей к достижению этого счастья они не видели.