Также мы замечаем, что образ лебедя используется еще и для того, чтобы показать течение времени и перемены в мире, смену религий, отречение от старый идолов и приобщение к новым. Еще автор использует фольклорные моменты в создании образа лебедя в нескольких стихотворениях, где лебедь выступает как атрибут какого-нибудь праздника, обряда или гуляния.
Последняя группа мифологем, которые присутствуют в лирике В. Хлебникова, это собственно авторские образы птиц. Они выражены неологизмами, это образы, которые автор представляет нам как птиц.
Они представлены стихотворениями «Там, где жили свиристели» (начало 1918), «Жарбог! Жарбог» (1908), «В пору, когда в вырей» (1908), «С журчанием, свистом» (1908–1913), «Моих друзей летели сонмы» (начало 1916), «Звенят голубые бубенчики» (1921).
Известно, что «птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как особые мифопоэтические классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между космическими зонами, души, дитяти, духа жизни и т.п. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических птиц» [Мифы народов мира 1980:346].
В стихотворении «Там, где жили свиристели» (начало 1908) и «В пору, когда в вырей» (1908) присутствуют образы времирей. Хлебников ассоциирует время с птицей, а все составляющие времени, такие как: моменты, минуты, мгновения – времирями.
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей (стр. 42)
В пору, когда в вырей
Времирей умчались стаи(стр. 50)
И времыня крылья простерла (стр. 50)
Также присутствуют и другие образы, которые дополняют образы времирей, что в комплексе представляет картину сказочности и необычности.
Там, где жили свиристели… (стр. 42)
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели… (стр. 42)
Стихотворение «В пору, когда в вырей» по своему звуковому составу и строению напоминает скороговорку.
Я времушком-камушком игрывало,
И времушек-камушек кинуло,
И времушко-камушко кануло… (стр. 50)
Стихотворение «Жарбог! Жарбог» (1908) по значению сходно с первыми двумя. Только в нем говорится о боге, скорее всего, о боге огня, грозы, небес. У этого бога есть свои слуги – жарири, с помощью которых Жарбог шлет на небо дождь, радугу и грозы.
Жарбог! Жарбог!
Я в тебя грезитвой мечу,
О, взметни ты мне навстречу
Стаю вольных жарирей.
Волю видеть огнезарную
Стаю легких жарирей,
Дабы радугой стожарною
Вспыхнул морок наших дней (стр. 44)
Стихотворение «Моих друзей летели сонмы» (начало 1916) представляет собой своего рода плач автора о своих друзьях. «Весьма распространенным как в древних, так и во многих современных традициях является представление о душе в виде птицы» [Мифы народов мира 1980:347]. В этом стихотворении Хлебников души друзей изобразил не образом конкретной птицы, а только посредством сравнения с птицей представил их.
Моих друзей летели сонмы.
Их семеро, их семеро, их сто!
Теперь их грезный кубок вылит.
О, роковой ста милых вылет! (стр. 103)
В стихотворении «Звенят голубые бубенчики» (1921) Хлебников через образ птицы показывает зарождение любви. Она пока только появляется, она еще маленькая и поэтому пока еще птенчик.
Звенят голубые бубенчики,
Как нежного отклика звук,
И первые вылетят птенчики
Из тихого слова «люблю» (стр. 152)
Таким образом, мифологема птицы в лирике Хлебникова представляет собой очень сложный образ.
Не зависимо от времени написания стихотворения, мифологема птицы выполняет такие задачи, как: показать, что образ птицы в разных мифах обозначает не одно и тоже, что это очень глубокая мифологема, которая для творчества Велимира Хлебникова играет значительную роль.
Семантическая наполненность мифологемы птицы не ограничивается вышеуказанными значениями, она связана и с ее структурой. Оттенки семантики мифологемы проявляются через ее связь с теми образами и мотивами, с которыми она непосредственно связана и через которые закономерно выражается. Это такие образы и мотивы, как: «зло» (ворон), сила и власть (орел), чистота и невинность (лебедь), мир (голубь) время (времири) и др.
Семантическая наполненность и структура мифологемы напрямую связаны с ее соотнесенностью с мифом и другими поэтическими текстами.
Семантика образа птицы расширяется за счет образов, с которыми она непосредственно связана, как отмечалось выше, эти образы своими корнями уходят в мифологию, где имеют свою функцию и несут определенный смысл. При этом Хлебников в одном случае мог заимствовать тот или иной образ, мотив, а в другом – полностью переосмыслить его, наполнить новым, индивидуально-авторским содержанием.
С этой точки зрения структура мифологемы птицы представляет собой единство некоторых компонентов. Во-первых, важным компонентом образа птицы является мифология, а именно: поэт обращается, в первую очередь, к славянской, греческой и египетской мифологиям. Во-вторых, важную роль в этом плане играют символистские традиции, которые в свою очередь берут истоки в философии Вячеслава Иванова. Поляков замечает, что «Творческий путь Хлебникова распадается на три периода: от 1905 до 1914 года, от 1915 до 1917, от 1917 до 1922. В первый период формируются основные особенности его поэзии, тесно связанные с футуристическим движением. Для первых лет характерна противоречивость социальных позиций поэта, неославянофильские увлечения, мифологические утопические конструкции. Различие между художественной утопией и прозаическим миром действительности и составляет идейно-художественное ядро его произведений. Мировоззрение Хлебникова – мифопоэтическое» [Поляков 1986: 10]. В-третьих, самым важным компонентом является индивидуально-личностный, отражающий авторское понимание рассматриваемого образа. Именно этот компонент организует другие для выражения точки зрения поэта.
Объединение Хлебниковым в образе разнонаправленных культурных традиций и соотнесенность с мифологиями мира обусловлено спецификой литературы неомифологизма. Дело в том, что неомифологическое сознание ХХ века оперирует памятью всей культуры и всех мифологий, они существуют одновременно, что и дает возможность поэту объединять разнонаправленные традиции. Но это объясняется и творческой индивидуальностью Хлебникова. Создавая «синтетический» образ мифологемы птицы он отбирал именно тот материал, те традиции, которые выражали бы его мировосприятие. Их причудливое соединение в образе птицы порождало новый смысл, ее различные семантические оттенки, доселе неизвестные, и вообще, новый оригинальный индивидуально-авторский образ. Степень усвоения и увлечения ивановскими традициями, степень соотнесенности с мифом определяется таким образом, что, заимствуя, перерабатывая, переосмысливая те или иные представления о хаосе, поэт создает свою мифологему, мастерски соединяя в ней разный материал и придавая этому свое личное значение.
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Понятие «миф» в современных справочниках и словарях по литературе трактуется неоднозначно: 1) миф – это вымышленный рассказ, сказание, предание; 2) миф – это не любой вымысел, облеченный в рассказ, а достояние исторически далеких эпох, «древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле» [Хализев 2002: 128]; 3) миф – способ мышления и бытия в мире.
Определяя особенности и сущность мифа, мы опираемся на работы Е.М. Мелетинского, в которых он рассматривает миф как форму общественного сознания, форму освоения первобытным человеком окружающего мира (третье значение вышеуказанного понятия). Миф, по Мелетинскому, – это «господствующий способ глобального концептирования» [Мелетинский 2000: 163], символическая (знаковая) система, в терминах которой воспринимается и описывается мир.
Мелетинский выделяет при этом важнейшие типические проявления мифа как способа мышления и бытия в мире. Миф – это устойчивая система взглядов на мир, которая скрепляет воедино бессознательно-поэтическое творчество, первобытную религию и зачатки донаучных представлений об окружающем мире.
В фантастических образах мифа широко и полно отражены реальные черты окружающего мира; все существенные природные и социальные реалии укоренены в мифе, находят в нем свои истоки, объяснение и санкцию.
Миф моделирует окружающий мир посредством повествования о происхождении его частей. «Высшая реальность» мифа воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник существующих форм жизни.
Миф совмещает в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект). Первобытный миф остается неизменно рассказом о прошлом, а прошлое – источником всего субстанционального в настоящем.
Миф – это результат коллективного творчества, сосредоточение коллективного практического опыта поколений, мудрость предков, поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, которая не подлежала проверке и не нуждалась в ней.
Существует две основные точки зрения на природу мифа: миф определяется как фантастические представления о мире, система фантастических образов богов и духов, или как повествование, рассказывающее о деяниях богов и героев.
В первобытной мифологии эти аспекты обычно совпадают, и модель мира описывается в виде повествования о происхождении отдельных его элементов. События мифического времени становятся своеобразным кодом, посредством которого моделируется природный и социальный мир.