Литература начала ХХ века особым образом использует миф. До конца XIX–XX веков освоение мифа шло в направлении демифологизации, а на рубеже XIX–XX – в направлении ремифологизации, что приводит к новому осмыслению и использованию мифа литературой. Возникает так называемое неомифологическое сознание, ставшее основой новой культуры ХХ века – модернизма. Неомифологическое сознание – одно из главных направлений культурной ментальности ХХ века (начиная с символизма и кончая постмодернизмом), проявившееся в актуализации интереса к изучению классического и архаического мифа и в активном использовании в художественных произведениях мифологических сюжетов и мотивов.
Литература начала ХХ века предполагает целостное освоение мифа и построение мира как мифа, как текста, предполагает создание новой модели мира, отвечающей современности: мифологические структуры здесь применяются для выражения современного содержания.
Художественные произведения литературы неомифологизма имеют ряд ярких особенностей (перечислим основные):
· в роли мифа выступает не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, художественные тексты прошлого и т.д.;
· литературное произведение пропитывается аллюзиями и реминисценциями;
· текст начинает уподобляться мифу по своей структуре, основными чертами которой являются циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью;
· писатели ХХ века в своих произведениях синтезируют разнородные и разнонаправленные традиции;
· возникают новые, авторские мифы и мифологемы, которым присущи отказ от четкой временной и географической приуроченности, бытовой эмпирии и т.д.;
По отношению к мифу архаическому миф ХХ века будет являться неомифом, а функционирующие в нем мифологемы – неомифологемами. Новые мифы создаются писателями, которые сознательно «имитируют мифогенное сознание средствами немифологического мышления». Миф в литературе ХХ века становится метаязыком культуры, он проникает в сознание человека рубежа веков и осваивается им целостно, является результатом творческого акта личности с ярко выраженным индивидуализированным началом.
Совокупность мифов какого-либо народа представляет собой мифологию. В различных мифологиях народов мира можно обнаружить мифологему птицы. Мифологема птицы – это традиционный мифологический образ, который имеет свои специфические особенности в разных мифологиях.
Мифологема птицы в литературе представляет собой художественный образ. Художественный образ – это атрибут исключительно литературы, а не мифа. Суть мифологемы в литературе состоит в том, что она представляет собой индивидуально построенный по основам мифа образ; это есть сознательное употребление автором в тексте мифологического образа или мотива.
Мифологема птицы в лирике Велимира Хлебникова представляет собой сложный образ.
Оттенки семантики мифологемы проявляются через ее связь с теми образами и мотивами, с которыми она непосредственно связана и через которые закономерно выражается. Это такие образы и мотивы, как: зло, которое чаще всего воплощает ворон, сила и власть, связанная с орлом, чистота и невинность от лебедя, мир, который всегда ассоциируется с образом голубя.
Птица у В. Хлебникова приобретает тесную связь с такими понятиями, как время (времири, птица Времыня), творчество («Моих друзей летели сонмы»), любовь (птенчики слова «люблю»), душа.
За счет этих образов и мотивов семантика мифологемы птицы расширяется, вбирая в себя различные оттенки значений.
В первую очередь мифологема птицы в творчестве Хлебникова реализует связь между реальным и мифологическим (прежде всего – славянским) мирами. Отражает особенности данной мифологии, передает традиции, обряды и образы славян.
Птица у Велимира Хлебникова с одной стороны, связана со славянской мифологией, это объясняется тем, что он обширно охватывает данную мифологию и использует не только образы птиц, но и образы богов, праздники, природу, времена года, что дает читателю возможность в полной мере углубиться в мир славянской мифологии и достаточно хорошо познакомиться с ней. Мы наблюдаем связь птиц с такими богами: ворон, в большинстве своем, олицетворяет Навь (Черную силу); орел – птица бога-громовержца Перуна; голубь всегда является птицей мира, согласия и любви, его образ противопоставляется образу ворона; лебедь – птица печали, противостоящая орлу и соколу, связана с богиней любви Лелей.
А с другой стороны, Хлебников наполняет все эти образы собственно авторским содержанием.
Велимир Хлебников в своих стихотворениях воссоздает славянскую мифологию. Он предоставляет читателю возможность окунуться в мир мифологии за счет конкретных образов, искусно подобранных и изображенных в его лирике.
1.Агбуков М. Античные мифы и легенды. – М., 1993.
2.Алексеев К. и др. Полифем [мифология и названия некоторых видов животных и растений] // Юный натуралист. – 1999. – №11, 2000. – №1.
3.Афанасьев А. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнография и мифология. – М., 1996.
4.Барт Р. Мифология. – М., 1996.
5.Берковский Н. О русской литературе: Сборник статей. – Л., 1985.
6.Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология // Русская литература. – 1984. – №4.
7.Буслаев Ф.И. «О литературе: Исследования, статьи, примечания» – М., 1990.
8.В мире мифов и легенд / В.Н. Синельченко, М.Б. Петрова. – Санкт-Петербург, 1998.
9.Вайнштейн О. Миф 40 лет спустя // Иностранная литература. – 1998. – №2.
10. Вейман Р. История литературы и мифология: Очерки по методологии и истории литературы. – М., 1975.
11. Вилисова Т.Г. Миф как метаязык литературы 20 века. – Пермь, 2001.
12. Виноградова Л.Н. и др. «Славянский и Балканский фольклор. Обряд, текст» – М., 1981.
13. Гарбуз А.В. Групповой портрет будетлян в свете фольклорно-мифологических традиций. – М., 1985.
14. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.
15. Гулыга Н.В. О мифе. – 2001. // http://avantgarde.narod.ru.
16. Гусев В.Е. Международная комиссия по славянскому фольклору и фольклористика в славянских странах // Живая старина. – 1994. – №1.
17. Гушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских преданий. – М., 2001.
18. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца 19 – начала 20 веков. – Л., 1985.
19. История русской литературы в 4-х томах. – Л., 1982. – Т.3.
20. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов, 1993.
21. Козубовская Г.П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца 19 – начала 20 веков. – Самара, 1995.
22. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1992.
23. Ланцова С.А. Мифологизм Хлебникова: Некоторые аспекты проблемы. – Астрахань, 1993.
24. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
25. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. – Таллин, 1992. – Т.1.
26. ЛЭС. – М., 1987.
27. Марков В. Миф: повествование, образ и имя // Литературное обозрение. – 1990. – №3.
28. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2000.
29. Менар Р. Мифология в древнем и современном искусстве. – М., 2000.
30. Митурин П. Воспоминания о В. Хлебникове и Вере Хлебниковой // Наше наследие. – 1997. №39–40.
31. Миф – фольклор – литература. – Л., 1978.
32. Мифологии древнего мира. – М., 1977.
33. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. – М., 1982. – Т.2.
34. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины 20 века. – М., 2001.
35. Мухина Т., Бритова Е. Образы славянской мифологии: 12 месяцев (11 класс) // Искусство в школе. – 1997. – №3.
36. Мущенко Е.Г. Русская литература 20 века // Русская литература 20 века: Учебное пособие. – Воронеж, 1999.
37. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. – 1994. – №2.
38. Ожегова С.И. Толковый словарь русского языка. – 1999.
39. Парнис А.Е. О метаморфозах мавы, оленя и воина. – 1998. // http: //avantgarde.narod.ru.
40. Поляков М.Я. «Велимир Хлебников. Мировоззрение и поэтика» – М., 1986.
41. Поспелов Г.Н. Теория литературы – М., 1978.
42. Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки» – Л., 1986.
43. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – Санкт-Петербург, 1993.
44. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. – М., 1997.
45. Русская литература 20 века в 2-х томах. – М., 2002. – Т.1.
46. Русская литература 20 века. 11 класс / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Гурков. – М., 2003.
47. Русская литература 20 века. 11 класс / Под ред. А.Г. Кутузова. – М., 2002.
48. Семенова Мария «Мы – славяне!» – С-П., 1997.
49. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1974.
50. Словарь славянской мифологии под ред. Е. Грушко и Юрия Медведева. – Н. Новгород, 1996.
51. Словарь славянской мифологии. – 2004. // myfhology.narod.ru.
52. Струнин В. «В. Хлебников и поэтические искания начала XX века» – Свердловск, 1990.
53. Т.А. Волошина, С.Н. Астапов. Языческая мифология славян. – Ростов-на-Дону, 1996.
54. Тамарченко Н.Д. Теория литературы в 2-х томах. – М., 2004.
55. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.
56. Финаев А. Мифы древнего Египта. – СПб., 1993.
57. Фрейденберг А. Миф и литература древности. – 1978.
58. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.
59. Хлебников Велимир Творения. – М., 1986.
60. Шелогурова Г. Об интерпретации мифа в литературе русского символизма. – 1986.