К философской лирике можно отнести стихотворения, где Пушкин излагает свои воззрения на устройство человеческого общества. Например, стихотворение «Анчар» (1828). Образ анчара, возникающий в первых строках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар – воплощение мирового зла, его символ.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И торт послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Пушкин в этих строках намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин/ раб. Здесь оба действующих лица сознательно уравнены – «человека человек». При этом вина за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на другом – за то, что он «послушно в путь потек». Вина раба усиливается строками:
Принес – и ослабел, и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям, в чуждые пределы.
Таким образом, стихотворение превращается в своего рода в философскую аллегорию об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ни чуть не меньше, чем вина властелина. Рабство – лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь порождают зло.
Миру людей противопоставлен разумный, мудрый мир природы:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
Одной из характернейших черт философской лирики Пушкина можно считать гуманизм. Это проявляется в первую очередь в уважении к личности, к её праву на выбор и свободу.
Заключение
Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому – лирика Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Его творчество – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX. Он являет собой пример единства человека и поэта. Еще в 1834 г. Н.В.Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Пушкин завершил великий труд, начатый Ломоносовым и продолженный Карамзиным — создание русского литературного языка. То, по-видимому, неблагоприятное обстоятельство, что в детстве он свободней владел французским языком, чем родным, ему принесло только пользу: начав писать по-русски, он тем с большим вниманием прислушивался к правильной русской речи, с более строгой критикой относился к каждой своей фразе, часто к каждому слову, и стремился овладеть русским языком всесторонне — а при его способностях, уменье взяться за дело и энергии хотеть значило достигнуть. Он изучает язык простого народа как поэтический, так и деловой, не пропуская и говоров; ради языка он штудирует все памятники старины, какие только мог достать, не пренебрегая и напыщенным языком одописцев XVIII века, и скоро дорабатывается до таких положений, которые стали общепринятыми только через два поколения после него. Уже в 1830 г. он пишет: «Жеманство и напыщенность более оскорбляют, чем простонародность. Откровенные, оригинальные выражения простолюдинов повторяются и в высшем обществе, не оскорбляя слуха, между тем как чопорные обиняки провинциальной вежливости возбудили бы общую улыбку». Он горячо восстает против условности, педантизма и фальши так называемого правильного и изящного языка и, после появления Гоголя, настойчиво требует расширения границ литературной речи. Они и расширились в том направлении, в каком желал Пушкин; но все же и теперь, через 100 лет после его рождения, его стих и проза остаются для нас идеалом чистоты, силы и художественности.
Александр Сергеевич Пушкин универсален, творчество его всеобъемлюще. Жанры, мотивы, отражение тех или иных проблем, объемность тематики, многогранность личности – все это непременно отражено в творчестве великого русского поэта. И, пытаясь разобраться в его образе через лирику, каждый читатель найдет какое-то свое, родное сердцу и нужное душе, произведение. Поймет его по-своему, откроет для себя какую-то новую сторону поэта, но до настоящего Пушкина, до его чувств надо расти… К Пушкину необходимо стремиться всю жизнь.
Список использованной литературы:
1)Аринштейн Л.М. «Пушкин. Непричесанная биография» М., 1998. стр.154-156
2)Бабаев Э.Г. «Творчество А.С. Пушкина» «Издательство московского университета», 1988. стр.48-52
3)Бочаров С.Г. «Поэтика Пушкина» М., 1989. стр.194
4)Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений» М., 1989. стр.27-29
5)Гей Н.К. «Поэтика Пушкина» М., 1974. стр.147
6)Гессен А.И. «Жизнь поэта» М., 1972. стр.16-19
7)Жолковский А.К. «Блуждающие сны и другие работы» М., 1994. стр.104
8)Коровин В.И. «Лелеющая душу гуманность» М., 1982. стр.143
9)Кулешов В.И. «Пушкин. Жизнь и творчество» М., 1994. стр. 194
10) Маймин Е.А. «Пушкин. Жизнь и творчество» М., 1982. стр.144
11) Макогоненко Г.П. «Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы» Л., 1974. стр.148
12) Непомнящий В.С «Лирика Пушкина как духовная биография» «Издательство Московского университета» 2001. стр.15-21
[1] Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 7 т. – М., 1967. – Т.6 – С.185-186.
[2] Герцен А.И. Собр. Соч.; В 9 т. – М., 1956. – Т.З.- С.452.
[3] Дельвиг А.А. Полн. Собр. Стихотворений. – Л., 1959. –С. 27.
[4] Глинка Федор. Стихотворения. – Л., 1959. – С.41, 48.
[5] Герцен А. И. Собр. Соч. – Т. 5. – С.135.
[6] Герцен А.И. Собр. Соч. – Т. 7. – С. 450.
[7] Белинский В.Г. Собр. соч.: В 13 т. – Т.?. – С. 272.
[8] Там же
[9] Там же. – С. 271.
[10] Там же. – С. 271-272.
[11] Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 7 т. – М., 1967. – Т.6 – С.381-382.
[12] Там же. – С.382.
[13] Гоголь Н.В. Собр. Соч. – Т. 6 – С. 380.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. – М.,1922- 1923. – Т. 1. – С.38.
[17] Гоголь Н.В. Собр. Соч. – Т. 6.- С.382.
[18] там же. – С.382-383.
[19] Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М., 1984. – С. 360.
[20] Белинский В.Г. Собр. Соч. – Т. 7. – С.266.
[21] Гоголь Н. В. Собр. Соч. – Т.6. – С. 501.
[22] Гоголь Н.В. Собр. Соч. – Т. 6. – С. 487-509.
[23] Киреевский И. В. Критика и эстетика. – М., 1979. – С. 59.
[24] Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 7 т. – М., 1967. – Т.6 – С.185-186.