Реферат
«Литература Европы XIX – XX веков»
Введение
Для европейской литературы эпоха XIX века стала временем подлинного расцвета. Она прошла стадии романтизма, реализма и символизма, на каждом из этих этапов отразив особенности развития индустриального общества. XX век принес с собой совершенно новые тенденции, которые в корне изменили подход к писательскому ремеслу.
1. Французская литература
Романтизм в литературе Франции начал развиваться несколько позже, чем в Англии или Германии. Причиной этому было до некоторой степени засилье неоклассической традиции во всех сферах культуры страны.
Подлинным титаном романтического направления стал Виктор Гюго. Писатель и поэт часто обращался к историческим темам. В 1831 году он закончил один из своих самых знаменитых романов — «Собор Парижской богоматери», который пробудил у французских читателей интерес к готике и средневековью.
Постепенно Гюго заинтересовался социальным вопросом, во время событий 1848—1850 годов он выступил на стороне демократической оппозиции против Наполеона III и вынужден был эмигрировать. Вернуться во Францию он смог только в 1870 году.
Его более поздние романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «93-й год» (1874) — проникнуты гуманизмом и сочувствием к простым людям.
Крупной писательницей романтического направления была Жорж Санд. Главной темой ее творчества было несправедливое положение женщины в обществе. Наиболее известные романы Санд — «Консуэло» (1842—1843) и «Орас» (1841-1842).
Довольно скоро романтизм сменился реализмом — литературным стилем, который ставил своей целью правдивое отражение окружающей действительности и межличностных отношений. Три крупнейших французских писателя, Стендаль, Бальзак и Флобер, начинавшие как романтики, в своих более зрелых произведениях перешли на позиции реализма.
Анри Мари Стендаль был офицером в армии Наполеона, провел довольно много времени в Италии и до конца жизни сохранил симпатии к императору. Он был противником монархии Луи Филиппа, протест против которой выразил в романах «Красное и черное» (1831) и «Красное и белое» (издан 1894). Стендаль много писал об итальянском искусстве, посвятив ему работы «История итальянской живописи» (1817), «Прогулки по Риму» (1829).
Наиболее полно литературная форма реалистического романа получила свое развитие в творчестве Оноре де Бальзака. Он создал огромный цикл из 90 романов «Человеческая комедия», разбитый на 3 серии: «Этюды о нравах», «Этюды философские» и «Этюды аналитические». Бальзак смог дать наиболее развернутую картину французского буржуазного общества середины XIX века. Его наиболее известные романы — «Гобсек» (1830) и «Шагреневая кожа» (1831).
В 1857 году Гюстав Флобер опубликовал свой самый известный роман «Мадам Бовари», посвященный нравам провинциальной Франции. Через все его романы центральной темой проходит тема психологического надлома героев, произведения писателя проникнуты пессимизмом. Особенно ярко это проявляется в его позднем романе «Бувар и Пекюше» (издан 1881) и сборнике «Три повести» (1877).
Дальнейшее развитие реализм получил в романах Эмиля Золя, который довел это направление до гипертрофированной точности и развил в натурализм. Он создал цикл из 20 романов «Ругон-Маккары: Естественная и социальная история семьи во времена II империи» (1871 — 1893).
Вслед за Золя в стиле натурализма работал Ги де Мопассан, который сосредоточился на критике режима III республики. Его наиболее известные романы — «Жизнь» (1883) и «Милый друг» (1885).
Во 2-й половине XIX века во французской литературе начинает развиваться течение декаданса, провозгласившего полный отказ от какой-либо социальной тематики во имя принципа «искусство ради искусства». Первым представителем декаданса был поэт Шарль Бодлер.
В 1857 году он выпустил свой самый знаменитый сборник стихов «Цветы зла», в 1860 году — книгу о наркотиках «Искусственный рай».
Декадентскую тенденцию подхватил и развил Поль Верлен, творчество которого пронизано мотивами распада и гибели. В его поэзии слово лишилось самостоятельного значения.
В 1874 году вышел его сборник «Романсы без слов», в 1881 году — «Мудрость», в 1889 году — «Параллельно».
Другом и единомышленником Вердена был символист Артюр Рембо, который посвятил поэзии всего 3 года своей жизни. Он стремился к эстетизации уродливых проявлений реальности, что нашло отражение в его поэме «Пьяный корабль» и цикле стихов «Сезон в аду».
Крупнейшим французским писателем начала XX века был Андре Жид. Он создал романы «Имморалист» (1902), «Подземелья Ватикана» (1914) и «Фальшивомонетчики» (1926). В 1947 году ему была присуждена Нобелевская премия.
Традиции декаданса развивал Марсель Пруст. Главным его произведением является цикл романов «В поисках утраченного времени» (тома 1 — 16, 1913—1927).
Писатель и музыковед Ромен Роллан опубликовал цикл художественных биографий великих деятелей искусства: «Жизнь Бетховена» (1903), «Микеланджело» (1905), «Жизнь Толстого» (1911). Наиболее крупным его произведением является роман-эпопея о гениальном музыканте «Жан-Кристоф» (1904—1912).
Особое место в истории французской литературы XX века занимает Луи Фердинанд Селин, автор романа «Путешествие на край ночи» (1934). Его стиль отличался цинизмом, мизантропией и гротескным преувеличением язв общества. Селин считается основателем стиля так называемого «грязного романа».
2. Английская литература
Одним из основателей английского романтизма в литературе является поэт и художник Уильям Блейк. В его произведениях реальность переплеталась с фантастическим идеальным миром, что достаточно ярко проявилось в поэмах: «Свадьбы ада и рая» (1790), «Французская революция» (1791), «Европа» (1794).
Наивысшего расцвета британская романтическая поэзия достигла в творчестве лорда Джорджа Байрона. Несмотря на высокое общественное положение, Байрон протестовал как против аристократических кругов, так и против официальной политики Англии.
Он на свои средства финансировал итальянских карбонариев и греческих повстанцев, что, в конце концов, и привело его к гибели. Наиболее знаменитые его произведения — поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818) и роман в стихах «Дон Жуан» (1819-1824).
В прозе романтизм наиболее полно проявился в произведениях Вальтера Скотта, которого по праву можно назвать основателем современного исторического романа. Скотт создал цикл романов, которые охватывали историю Великобритании со времен крестовых походов до середины XVII века, а также политические перипетии в Шотландии в XVIII веке. Самыми знаменитыми его произведениями являются: «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» (1823).
Эпоха викторианства стала началом постромантического периода в развитии английской литературы. Это время двойной морали и открытого превосходства супердержавы над остальным миром породило викторианский роман, вершиной которого стало творчество Чарльза Диккенса.
Он первым дал реалистическое описание современного индустриального общества и большого города, безжалостного к своим обитателям. Наиболее известные романы Диккенса — «Оливер Твист» (1838), «Дэвид Копперфилд» (1850), «Холодный дом» (1853).
Уильям Теккерей писал сатирические романы, беззлобно подтрунивая над нравами британского общества. Его перу принадлежат: «Книга снобов» (1848) и «Ярмарка тщеславия» (1847—1848).
Апофеозом викторианства стал певец «бремени белого человека» Джозеф Редьярд Киплинг, автор «Песен казармы» (1892) и «Книги джунглей» (1894—1895). В 1907 году он был удостоен Нобелевской премии.
Морализаторство викторианства рано или поздно должно было вызвать ответную реакцию, которая проявилась в появлении британского декаденса. Зачинателем этого направления стал Оскар Уайльд, провозгласивший принцип «чистого искусства». К числу созданных им шедевров относятся: роман «Портрет Дориана Грея» (1891) и комедия «Идеальный муж» (1895).
В конце концов Уайльд был обвинен в аморальном поведении и заключен в тюрьму, где пробыл 2 года. После освобождения писатель покинул Англию и поселился в Париже, где и умер.
Смерть королевы Виктории совпала с началом нового XX века и принесла с собой отмену строгих моральных ограничений. Эпоха великой колониальной экспансии уходила в прошлое, и это сразу же нашло свое отражение как в общественных настроениях, так и в литературе.
Именно на это время приходится расцвет творчества драматурга Бернарда Шоу. Он является автором множества пьес, наиболее значительные из которых — «Пигмалион» (1913) и «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В 1925 году он был удостоен Нобелевской премии.
Джон Голсуорси создал развернутую панораму жизни британского среднего класса 1-й трети XX века. Его перу принадлежит цикл романов «Сага о Форсайтах» (1906 — 1921). Сохранивший верность декаденсу, Джеймс Джойс изобразил в романе «Улисс» (1922) полную изоляцию человека в современном большом городе.
3. Немецкая литература
Романтизм в немецкой литературе начался как протест против веймарского неоклассицизма, который был связан с творчеством Иоганна Вольфганга Гёте. Главными теоретиками нового направления стали братья Август и Фридрих фон Шлегели.
Август занимался изучением литературы, он автор «Лекций об изящной литературе и искусстве» и «Лекций о драматическом искусстве и литературе» (1797 — 1810), которые заложили идейные основы романтизма. Перу Фридриха Шлегеля принадлежит роман «Люцинда» (1799).
Одним из первых романтиков стал поэт и писатель Новалис, автор стихов «Гимны к ночи» (1800) и исторического романа «Генрих фон Офтердинген» (1802). Члены Гейдедьбергского кружка романтиков поэты Людвиг фон Арним и Клеменс Брентано издали сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—1808). Фон Арним также является автором исторического романа «Хранители короны» (1817).
Титаном немецкого романтизма стал поэт Генрих фон Клейст, автор комедии «Разбитый кувшин» (издана 1811), поэм «Принц Фридрих Гомбургский» (1810, издана 1821)и «Кетхен из Гейльбронна» (издана 1810).