Смекни!
smekni.com

Литература Кубани конца XIX – начала XX века (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«Литература на Кубани в конце ⅩⅠⅩ – начале ⅩⅩ в»

Подготовил

ученик 11 «А» класса

СОШ №73

Кокора Максим

Краснодар 2008 год


Литература на Кубани в конце XIX – начале XX в

Новый этап социально-экономического развития страны, характеризовавшийся вступлением на путь буржуазного развития и окончанием Кавказской войны, активизировал дальнейшее развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Вторая половина XIX - начало XX в. примечательны тем, что, с одной стороны, учитывая состав населения, где значительное место занимали выходцы с Украины, продолжается украинская литературная традиция; с другой, пореформенная колонизации региона привела к массовому притоку чисто русского элемента, что также не смогло сказаться на языке литературных произведений, и, наконец, с третьей, в результате окончательного вхождения горцев Закубанья в состав России, обнаружилась их тяга к русской культуре, к русскому языку и литературе. В результате и среди коренных жителей края, не знакомых ранее даже с элементарной грамотностью, стали появляться кадры национальной интеллигенции, в первую очередь, литераторы.

Ярким представителем украинской литературной традиции на Кубани являлся В.С. Мова, выступавший в печати под псевдонимами В. Лиманский, В. Мигуцкий, В. Мигученко (1842-1891 гг.). Диапазон его творчества был достаточно широк: он выступал как поэт, прозаик, драматург, историк и мемуарист. Выходец из семьи сотника Черноморского казачьего войска, он получил первоначальное образование по совету Я.Г. Кухаренко в Уманском окружном училище, а затем в Екатеринодарской мужской гимназии, где царил культ поэзии украинских литераторов И. Котляровского и Т. Шевченко. На становление писателя оказало большое влияние знакомство с Я.Г. Кухаренко. Последующая учеба на историко-филологическом факультете Харьковского университета усилила тягу будущего писателя к украинской литературе. Здесь он пишет первые свои поэтические фрагменты и целые поэмы ("TpoÏстe кохання" и "Ткачиха"). По возвращении на родину в 1869 г. Мова первоначально испытал творческий кризис, который он объяснял застоем в культурной жизни края. В последующем этот кризис был им преодолен и Мова написал цикл рассказов "Рисунки с натуры", повествующие о повседневной жизни черноморских казаков.

К этой же группе писателей, этнографов-фольклористов и кубанских просветителей относится М.А. Дикарев (1854— 1899 гг.), уроженец Воронежской губернии, с 1893 г. связавший свою судьбу с Кубанью. Работая архивариусом Кубанского областного правления, он имел доступ к уникальным документальным материалам, помогавшим ему в его творческой деятельности. Дикарев публиковался в "Кубанских областных ведомостях", "Кубанском сборнике", "Киевской старине", но чаще всего в "Этнографическом обозрении" и в украинском "Этнографическом сборнике". Свой личный архив, денежные средства, а также десять томов неопубликованных произведений и собран­ные им материалы для украинского словаря он завещал львовскому Науковому товариществу им. Т.Г. Шевченко. Небольшая часть этих материалов была опубликована И. Франко, заметившим в них не одно "золотое зерно" правды.

Определенное влияние оказал М.А. Дикарев на творческую судьбу уроженца станицы Павловской Кубанской области А.Е. Пивеня (1872-1962 гг.). Вначале по поручению Дикарева он записывал для него фольклорные материалы, а после его смерти занялся самостоятельным сбором фольклора. Свои научные изыскания Пивень публиковал в изданиях Москвы, Киева, Харькова и в станице Уманской. Сборники кубанского фольклора писались им на черноморском диалекте украинского языка, что особенно привлекало внимание жителей старых черноморских станиц, населенных в большей своей части выходцами с Украины. Творчество Пивеня было очень популярно среди казаков: его знаменитая сатирическая "Горилка" была даже записана на граммофон. Во время гражданской войны его публичные выступления перед казаками, имевшие целью мобилизовать войсковое сословие против большевиков, собирали многотысячные аудитории.

В начале 1900-х годов приехал на Кубань Г.В. Доброскок (1876-1938 гг.), драматург, прозаик и общественный деятель. В Екатеринодаре он стал заведовать библиотекой им. А.С. Пушкина. Здесь вышли его пьеса “Сiчовий орел” (1906 г.) и рассказ "Крамольник" (1907 г.). Во время празднования 100-летнего юбилея хоров Кубанского казачьего войска была поставлена его драма "Козацьки прадiди", посвященная отмечаемому событию. Кроме того, свои рассказы Доброскок печатал в екатеринодарских газетах "Кубань", "Кубанская жизнь", "Кубанский курьер", "Заря" и др. Он являлся членом художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее, а по данным Кубанского областного жандармского управления, был "видным украинским эсером, имевшим связь с участниками революционных орга­низаций и анархистами-максималистами".

Революционную деятельность с литературным творчеством и актерством сочетал другой украинский писатель - Я.В.Жарко (1861-1933 гг.), летом 1904 г. переехавший в Екатеринодар. Здесь, войдя в пору творческой зрелости, Жарко написал сборник "Песни" (1905 г.), "Басни" (1912 г.), "Екатеринодарцам" (1912 г.), исторический очерк "На Кубани" (1912 г.), "Баллады и легенды" (1913 г.), а также стихи и басни на украинском языке. Жарко сотрудничал с ОЛИКО, являлся одним из организаторов и руководителей екатеринодарской "Просвиты" (Кубанского просветительного товарищества"), общественной организации, ставившей своей целью пробуждение национального самосознания украинского населения Кубанской области. Был членом Революционной украинской партии.

Я.В. Жарко стал первым поэтическим наставником другого кубанского, украинского и русского поэта - А.А. Кирия (1889-1954 гг.). Он одобрил первый сборник стихов Кирия "Рцша нива" (1910 г.), наполненный воспоминаниями о родных украинских местах, тоской по Черниговщине. Годом раньше вышла его пьеса "Сибиряки", премьера которой состоялась в любительском театре станицы Выселки. Свои стихи он также печатал в газете "Новая заря", которую редактировал известный на Кубани писатель В.А. Потапенко. Основная часть его творческой жизни проходила после октябрьских событий 1917 г., когда были написаны такие произведения, как "У ногу з днями" (1931 г.), "Адыге" (1948 г.), и др.

С весны 1880 г. на Кубань переехала жить известная украинская и русская писательница революционно-демократического направления Марко Вовчок (настоящая фамилия и имя Мария Александровна Вилинская-Маркович; 1833-1907 гг.). Этот переезд состоялся в виду назначения ее мужа управляющим имениями в Абрау-Дюрсо и Дагомысе. Трехлетний период пребывания Вовчок на Кубани обогатил ее свежими впечатлениями, впоследствии воплотившимися в художественные образы и портреты ее новых литературных произведений.

Среди других украинских писателей, работавших на Кубани, следует назвать Ф.И. Капельгородского (1882-1942 гг.), ВА. Потапенко (1863-1937 гг.), М.И.Мандрыку (1886-1979 гг.), СА. Шарапа (1833 - после 1876 г.), И.Т. Ротаря (1873-1905 гг.) и др. Самым известным из них являлся В.А. Почгапенко, который до своего переезда в Новороссийск в 1900 г. был знаком украинскому читателю как рассказчик и драматург. Прибыв на Кубань, он сначала работает в новороссийской газете "Черноморское побережье", а с 1904 г. в Екатеринодаре - в различных труппах, одновременно сотрудничая в газетах "Заря", "Утро", "Новая заря" (1906-1910 гг.). Особенно активно он печатался в "Новой заре", редактором-издателем которой являлся (рассказы "Чабан", "На новые гнезда", "На рассвете", "Первое уголовное дело" и др.).

С Кубанью было связано творчество известного русского писателя, автора книг "Нравы Растеряевой улицы", "Власть земли" и многих других, Г.И. Успенского (1842-1902 гг.), впервые побывавшего здесь проездом в 1882 г., направляясь в Баку и Тифлис. Затем в 1885 г. - тоже проездом во Владикавказ. В 1886 г. он совершил специальную поездку в Кубанскую область и Черноморский округ, двигаясь из Ростова-на-Дону в Тихорецкую, Екатеринодар, Новороссийск, Темрюк. Причем из Екатеринодара писатель проехал к морю три раза: во-первых - кубанским степным почтовым трактом, во-вторых - другою дорогой, идущею в предгориях, третий - на пароходе по Кубани до Темрюка, а по черноморскому берегу доезжая до Лазаревского поста, ниже Туапсе, где, по выражению писателя, "прошлялся в скверных пароходишках между Темрюком и Керчью". В своих очерках "Люди всякого звания" Г.Успенский писал, что, несмотря на то что поездка его "была поспешна и непродолжительна, разнообразие впечатлений, мест и всякого звания людей было настолько обильно", что он "не мог и пожелать ничего большего". "Нигде, думается мне, - подчеркивал писатель, - не скопилось так много, как на Кавказе, явлений русской жизни данной Минуты, рисующих наши русские порядки, отношения и настроения, и нигде нет такого разнообразия местных географических условий, способствующих, чтобы разные порядки, вовсе одни на другие непохожие, уживались почти рядом друг с другом. То, что в России надобно изучать по отдельным областям Великороссии, Малороссии, Волыни или казанской татарщины, - все это можно видеть здесь как бы в образчиках, сгруппированных на незначительных пространствах места, точно в музее". В Екатеринодаре он обратил внимание на "настоящий женский рынок" для найма рабочих на табачные плантации. "По воскресным дням на местном базаре, - писал Успенский, - с раннего утра стоит уже тысячная толпа этих рабынь, предлагающих на продажу свои руки и вынужденных даром отдавать все, чего пожелают многочисленные администраторы табачного производства". Результатом его поездки на Кубань явились острые публицистические очерки "Кой про что", "Письма с дороги", "Мирошник", "Разговоры в дороге", в которых перед читателем проходят и хлеборобы, склонившиеся над плугом, и бородатые рыбаки, тянущие свои незатейливые снасти под Темрюком, и табачные плантаторы, эксплуатирующие труд станичной бедноты, и иногородние, поставленные в неравноправное положение с казаками.