Во-первых, хотя информация о переговорах не разглашается, все же вероятно предположить, что ЕС будет отстаивать сохранение тарифных квот на импорт украинского зерна. Во-вторых, ЕС может высказывать недовольство по поводу создания государственного экспортного оператора на зерновом рынке Украины. В-третьих, наиболее вероятно, что ЕС будет настаивать на включении в текст соглашения о ЗСТ запрета на введение ограничений на экспорт зерна из Украины, что сузит возможности государственного регулирования отечественного зернового рынка с целью сохранения продовольственной безопасности нашего государства в низкоурожайные годы. К тому же ЕС нередко прибегает к нетарифным мерам по отношению к продуктам украинского экспорта.
Риски для отраслей производства масличных культур и растительного масла значительно выше, чем для зерновой, поскольку внутреннее производство семян масличных чувствительно к снижению импортного тарифа. При вступлении Украины в ВТО для подсолнечного масла было сделано исключение относительно верхней 20-процентной границы "связанного" тарифа, и тариф на подсолнечное масло сохраняется на уровне 30%. Предметом для переговоров могут стать также дальнейшее снижение или даже отмена экспортной пошлины на семена подсолнечника и прописывание в договоре запрета на введение экспортной пошлины на семена рапса. Все это усложнит государственное регулирование рынка с целью согласования интересов сельскохозяйственных производителей и переработчиков, а также обеспечение продовольственной безопасности страны.
Рынок сахара является одним из наиболее неустойчивых и проблемных в Украине. Соответственно, отечественный производитель защищен высоким таможенным тарифом (50% вне тарифной квоты). Проблемы отрасли и причины ее упадка хорошо известны, и одна из основных - низкая урожайность сахарной свеклы в Украине. В таких условиях отмена или снижение импортной пошлины несут риск полного уничтожения отрасли, чего нельзя допускать ввиду возможных социальных последствий и соображений продовольственной безопасности государства. В свою очередь, внутреннее производство кондитерских изделий зависит от производства сахара. Хотя в 2009 г. экспорт и импорт отечественных кондитерских изделий в операциях с ЕС почти уравнялись, все же в условиях ЗСТ будет существовать потенциал для расширения их экспорта. Что же касается рынка сахара, то в ЕС происходит реформа сахарной отрасли, и этот продукт целесообразно было бы исключить из переговоров о ЗСТ.
В отличие от рынка сахара, на рынке меда, который имеет конкурентные преимущества на рынках стран ЕС и экспорт которого в эти страны растет, ожидается реализация преимуществ от ЗСТ.
Риски от ЗСТ для овощей, фруктов и винограда связаны, прежде всего, с ростом в последние годы (начиная с 2005 г., когда были снижены импортные пошлины на эту продукцию) физических объемов импорта почти по всем основным товарным позициям. Этот рынок характеризуется высокой эластичностью импорта по цене, а потому снижение или отмена таможенного тарифа вызовут дальнейшее увеличение физических объемов импорта соответствующей продукции, что, в свою очередь, создаст риски для отечественного производителя.
Однако наибольшие опасения в связи с созданием ЗСТ возникают относительно товаров мясной группы (мяса и продуктов его переработки), которые оказались наиболее чувствительными к снижению таможенных тарифов и уровню нетарифной защиты после вступления Украины в ВТО, то есть по которым объемы импорта из стран ЕС существенно выросли в результате либерализации торговых режимов.
С рынком мяса и мясных продуктов связаны основные риски от ЗСТ в силу:
1) чувствительности к снижению таможенных тарифов;
2) кризиса в отрасли (кроме птицеводства);
3) несоответствия стандартам ЕС и нехватки денежных средств на гармонизацию стандартов.
Как уже было обосновано, на мясных рынках Украины и ЕС существует значительная несимметричность в объемах государственной поддержки отрасли, в уровне тарифной защиты (в частности, в ЕС применяются тарифные квоты на большинство видов мяса и мясопродуктов), в уровне нетарифной защиты.
В числе преимуществ от ЗСТ можно отметить разве что выгоды от отмены экспортных субсидий ЕС на говядину; вяленые и копченые окорока; невареные колбасы, не содержащие мясо птицы и субпродукты; живых кур, индюков и гусей; мороженые куриные тушки. Ведь после девальвации гривни в условиях финансового кризиса конкурентоспособность некоторых товаров из ЕС (в частности, мороженых куриных тушек) может поддерживаться на нашем рынке только при условии сохранения экспортных субсидий. Между тем отмена экспортных субсидий со стороны ЕС маловероятна и с учетом защиты интересов его собственных производителей.
Для молочной отрасли основные риски при создании ЗСТ связаны с проблемами сертификации молокоперерабатывающих предприятий для того, чтобы они могли осуществлять экспорт своей продукции в страны ЕС. Перестройка отечественной молокоперерабатывающей отрасли по стандартам ЕС осложняется проблемами низкого качества ее сырьевой базы и нехватки сырья вследствие сокращения поголовья молочного стада коров.
Кроме того, с конца 2009 г., вследствие дефицита молочного сырья и роста цен на молочные продукты, возникла угроза конкурентным позициям отечественных производителей на внутреннем рынке (особенно в условиях роста объемов субсидирования молочной отрасли, которого добились производители ЕС в начале финансового кризиса, и субсидирования экспорта молочных продуктов).
Таким образом, после создания ЗСТ с ЕС именно отечественные производители мясо-молочной продукции окажутся перед угрозой вытеснения с внутреннего агропродовольственного рынка.
Ввиду критического состояния отечественных мясной и молочной отраслей проведем оценки ценовой конкурентоспособности мясо-молочных товаров украинского производства на внутреннем рынке при создании ЗСТ. Поскольку эти условия и возможные исключения из ЗСТ еще не определены, то соответствующие оценки будем осуществлять по нескольким сценариям: с сохранением действующей ввозной пошлины, с нулевой ставкой таможенного тарифа, с сохранением экспортных субсидий ЕС и с их отменой в условиях ЗСТ.
Далее приведем результаты анализа ценовой конкурентоспособности мясомолочных товаров потенциального импорта из ЕС на внутреннем рынке Украины по состоянию на январь 2010 г., по которым сделаны выводы относительно целесообразности переговоров об установлении исключений из ЗСТ или об отмене экспортных субсидий ЕС.
Сопоставим закупочные цены на крупный рогатый скот (в живом весе) в Украине и в Польше. По расчетам на основе данных информационного агентства "Украгроконсалт" и Агентства сельскохозяйственного рынка (АСР) Польши, в январе 2010 г. закупочные цены на крупный рогатый скот в эквиваленте евро в Украине были на 30-36% ниже, чем на внутреннем рынке Польши. Это основной фактор, который обусловил конкурентные преимущества на внутреннем рынке говядины украинского производства по сравнению с потенциально импортируемой из Польши и из других стран ЕС.
С целью оценки ценовой конкурентоспособности отечественного мяса крупного рогатого скота сопоставим цену украинской говядины и потенциальную цену польской говядины на внутреннем рынке Украины при действующем таможенном тарифе и при условии нулевой ставки импортной пошлины. Расчеты проводились по состоянию на январь 2010 г. Соответствующие результаты представлены на рисунке 1.
В течение анализируемого периода АСР Польши субсидировало экспорт говядины из бюджета ЕС в размере 15 евро за 100 кг. Если принять во внимание, что, поданным АСР Польши, в январе 2010 г. на внутреннем рынке этой страны оптовые цены реализации говядины (четверть туши) мясоперерабатывающими предприятиями составили 11,13 польского злотого за 1 кг (без НДС), то с учетом экспортных субсидий, действующей пошлины (15%), НДС и минимальной 5-процентной рентабельности трейдеров цена импортного мяса должна была бы составить, как минимум, 3,96 евро за 1 кг. При условии нулевой ставки импортной пошлины и отмены экспортной пошлины минимальная расчетная цена польской говядины на внутреннем рынке Украины достигла бы 3,45 евро за 1 кг, что на 60% превышает цену отечественного производителя.
Рис.1. Оценка ценовой конкурентоспособности говядины отечественного производства относительно потенциального импорта из Польши в январе 2010 г. (евро за 1 кг)
Следовательно, говядина собственного производства выигрывает ценовую конкуренцию на внутреннем рынке у товара потенциального импорта из ЕС. В условиях нестабильности валютных курсов и колебаний рыночной конъюнктуры украинские производители говядины имеют запас прочности в конкуренции с европейским товаром. Между тем в январе 2010 г. говядина импортировалась преимущественно из Бразилии (99% объемов импорта этой продукции).
Основной фактор риска на рынке говядины - сокращение ее внутреннего производства, что стало долговременной тенденцией. За 2009 г. мясоперерабатывающими предприятиями Украины было произведено 79,5 тыс. т охлажденной и 25,5 тыс. т мороженой говядины, что составило, соответственно, 71,05% и 68,55% показателей предыдущего года.
Пока угрожающая ситуация на рынке говядины для ее отечественных производителей не сложилась. Тем более, что они работают в сегменте свежего и охлажденного мяса (на мороженое мясо приходится лишь 29% мяса крупного рогатого скота, произведенного в Украине). Однако тревожными являются тенденции к сокращению собственного производства говядины и росту ее импорта.