4 Проигрыш
«Он отыграл одеяло, подушку, брюки – и вновь проиграл все». «Тяжелый черный взгляд обводил окружающих. Волосы спутались» (5, с.186) – Наумов будто бы сходит с ума. Он болезненно осознает ужас сложившейся ситуации. Фраза, оброненная Севочкой: «Я подожду»,- относится не только к предложению подварить чифирку, но и непосредственно к проигрышу Наумова. Представка давалась всего на час, а карточный долг – это дело чести. В его голове внезапно родилась мысль: «Если своих вещей для откупа не осталось, нужно забрать их у более слабого!» На арене карточного поединка появляются еще два героя – это рассказчик и его друг Гаркунов. Обнаружив, что поживиться чем-либо можно только у Гаркунова, Наумов подзывает его к себе. Этот инженер-текстильщик – человек, не сломленный лагерным бытом. (Герой необычен уже тем, что имеет профессию не свойственную для лагеря) Инженер-текстильщик творит, соединяет,…а в лагере есть лишь одна разруха и ничего больше.) Он, словно кольчугой, защищен свитером, связанным его женой, от окружающей мерзости. Эта вещь является его памятью о прошлой жизни, он не теряет надежды вернуться.
На отрицательный ответ Гаркунова относительно свитера, несколько людей кинулись на него и сбили с ног, но тщетно. Гаркунов не собирался так просто сдаваться. В лагере нет места светлым чувствам, таким как дружба, преданность или просто справедливость. Слуга Наумова, как верный оруженосец рыцаря, набросился на инженера с ножом…
«… Гаркунов всхлипнул и стал заваливаться на бок.
- Не могли что ли без этого!- закричал Севочка».
Этот герой как будто винит всех в случившемся, но на самом деле он просто расстроен из-за того, что товар слегка испорчен.
«Сашка стянул свитер с убитого» (5, с.187) Кровь на красном свитере не видна – жизнь Гаркунова ничего не стоит, да и, в конце концов, еще одна капля в море крови совершенно ничего не значит.
«Теперь надо было искать другого партнера для пилки дров»…
В лагере человеческая жизнь – НИЧТО, а сам человек – это букашка, хотя и та имеет больше прав на жизнь, чем люди в лагере.
Нет человека - на его место придет другой, и вся эта дьявольская машина будет работать в том же ритме, не смотря ни на что.
Заключение
Результаты проведенного исследования показали, что в рассказе Варлама Шаламова «На представку» мотив карточной игры отличается рядом следующих особенностей:
1. В рассказе Шаламова игроки не играют на деньги, в отличие от представителей высшего общества в произведениях классиков, потому что денег у них просто напросто нет.
2. Карточная игра у зеков не является развлечением, она представляет собой поединок – способ уничтожения и унижения противника.
3. В рассказе В. Шаламова «На представку» мотив карточной игры выступает в ипостаси рока – и люди идут на поединок со своей судьбой.
В заключение отметим, что карты в этом рассказе играют важную, но в тоже время таинственную роль: в начале рассказ, они появились буквально из ниоткуда (были сделаны умельцами зоны из томика Виктора Гюго) и повлекли за собой смерть и разрушение. В конце же они, тем же загадочным образом исчезают, выполнив свою дьявольскую миссию.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что и карты и мотив карточной игры являются ключевым мотивом в рассказе Варлама Шаламова «На представку», и в тоже время он совершенно отличен от мотива карточной игры в произведениях классиков.
Список используемой литературы
1. Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века. [Текст]: научная литература / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1977г.
2. Михайлик Елена. В контексте литературы и истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.FictionBook.ru
3. Струзерс Джейн. Загляни в свое будущее. [Текст]: любительская литература / Д.Струзерс. – М.: Мой мир, 2004г.
4. Сухих Игорь «Жизнь после Колымы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.FictionBook.ru
5. Шаламов Варлам. Колымские рассказы / Шаламов Варлам. Преодоление зла. Избранное. [Текст], - М., Эксмо 2003г.
[1] Елена Михайлик «В контексте литературы и истории» http://www.FictionBook.ru
[2] Игорь Сухих «Жизнь после Колымы» http://www.FictionBook.ru
[3] Елена Михайлик. В контексте литературы и истории. http//www.Fictionbook.ru
[4] Струзерс Джейн. Загляни в свое будущее. – М., «Мой мир», 2004