Смекни!
smekni.com

Мухтар Ауезов (стр. 3 из 3)

Разнообразие характеров в сочетании с изображением напря­женной идейной борьбы и жестоких столкновений общественных групп, живописными картинами родной природы и быта созда­ют неповторимую по красочности и богатству панораму жизни казахского народа XIX века в динамике ее исторического развития.

Образ Абая

Центральный герой эпопеи - творческая личность, великий поэт, философ и гуманист. Абай показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с на­родом.

Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему прихо­дится решать. Поэт-мыслитель то погружен в размышления о самых сложнейших проблемах жизни - о ее смысле, о настоя­щем и будущем, о судьбе народа,— то взволнованно, публици­стически страстно выступает в защиту обездоленных, то с тихой грустью созерцает увядающие степные дали, думает о надвигаю­щейся старости, то с восторгом взирает на буйство цветов и красок весны в родных Чингизских горах. Органическое сочета­ние лирической взволнованности и эпической широты определя­ет своеобразие стиля ауэзовской эпопеи.

На протяжении всего романа Абай выступает вместе с народом. Всю жизнь его сопровождает Ербол, друг и товарищ с юности. Ербол представляет как бы второе «я» Абая.ОбразЕрбола олицетворяет заботу простых людей о своем великом поэте.

Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умуд­ренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа. Каждый раз, когда ему трудно, на помощь приходит Абай.

Другую сторону деятельности Абая — идейного вождя и руководителя активной, боевой части казахских трудящихся— характеризует дружба с Базаралы. Абай сыграл огромную роль в формировании взглядов Базаралы—этого степного орла, храброго человека, способного на большие дела. Абай всегда в окружении молодежи. Тут и его сыновья, высокоодаренные юноши — Абиш, Магаш, тут литературная поросль—Дармен, тут Макен, Салиха, Керимбала, ждущие его помощи, здесь и разлученные влюбленные.

Естественно, особое место в жизни Абая занимает литература и искусство. Он живет ими, он воспитывает новые таланты. Бес­конечна его любовь к народному творчеству. Об этом говорит бережное отношение Абая к сказочному Баймагамбету, певцу-импровизатору Биржану, акыну Шоже. Но момент творческого горения, сложный процесс творчества особенно ярко раскрыт в сценах, посвященных переводу Абаем «Письма Татьяны» А. С. Пушкина. В задушевной «Песне Татьяны («Я к вам пишу - чего же боле?») казахский поэт находит глубокий отклик своей душе, своим настроениям. Руки поэта сами тянутся к перу, к томам Пушкина. И сделан не только перевод чудесных пушкин­ских строк, раскрывающих глубину чувства Татьяны, но и созда­на мелодия, новая песня. Абай этой песней выразил всю силу своего чувства к любимой им девушке. Так «Письмо Татьяны» обрело новую жизнь - оно стало любимой песней казахского народа. «Чувства Абая, — справедливо писал академик М. С. Сильченко,— вылившиеся в «сердечные излияния Татья­ны»,— это его чувства к Тогжан, к Айгерим, его любовь, красивая и трудная, так не похожая на легкомысленные увлечения ауль­ных щеголей-джигитов». В сцене, где Абай слушает «Письмо Татьяны», распеваемое Айгерим, Ауэзов проникновенно изобра­зил душевный мир поэта:

«Абаю казалось, что он обрел самого себя, того Абая, кото­рый когда-то вот так же слушал свою любимую, не сводя с нее глаз, не смея перевести дыхание... Она не пела - она изливала глубоко затаенную грусть своего сердца. Это была уже не только Татьянина тайна...»

В центре внимания автора - внутренний мир Абая. Ауэзов прослеживает тончайшие переживания, еле заметные изменения в психологии героя. Перед нашим взором проходит почти полу­вековая жизнь, полная напряжения, исканий великого поэта и человека.

Чуткость и впечатлительность - одна из главных черт Абая. В течение полувека он пережил немало радостей и горя, людской подлости и обмана, гибель близких, поднялся на вершину всена­родной славы, но везде и всюду в его многогранной и богатой личности был виден тот чуткий и отзывчивый мальчуган, который получил первый урок жизни у подножья Кара-Шоки. Вся даль­нейшая жизнь Абая, все его поступки как бы предопределены этими трагическими событиями, которые заставили Абая остро осознать свое место в жизни, иными глазами посмотреть на отца и вырваться из его цепких когтей. Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. И если бы не то кровавое событие, вряд ли состоялся бы последний разговор между отцом и сыном, психологически точно и убедительно раскрывающий масштаб­ность и глубину их характеров:

— Первое - ты не умеешь различать, что дорого, а что настоящая мелочь. Не ценишь того, что имеешь. Расточаешь свои сокровища безрассудно. Ты слишком доступен и прост, как озеро с пологими берегами. А такую воду и собаки лакают, и скот ногами мутит... Второе - ты не умеешь разбираться в друзьях и врагах и относиться к врагам как враг, а к друзьям как друг. Ты ничего не таишь в себе. Человек, ведущий за собой народ, не может быть таким.Он не сумеет держать народ в руках. Третье - ты начинаешь льнуть к русским. Твоя душа уходит к ним, и ты не считаешься с тем, что каждый мусульман вин станет чуждаться тебя,— сказал Кунанбай.

Абай сразу понял, куда отец направил удар,— этими слова­ми он разил самую заветную мечту сына... Им овладело волнение...

— Я не могу принять ни одного из ваших упреков, отец. Я убежден в своей правоте. Вы говорите, я—озеро с пологими берегами. Разве лучше быть водой из глубокого колодца, кото­рую достанет лишь тот, у кого есть веревка, ведро и сильные руки? Я предпочитаю быть доступным и старикам и детям, всем, у кого слабые руки. Во-вторых, вы указали, чем можно держать народ, и каким должен быть человек, который его ведет. По-мое­му, народ некогда был стадом овец: крикнет чабан «айт!»— все вскочат, крикнет – «шайт!» - все лягут. Потом народ стал похо­дить на табун верблюдов: кинут перед ним камень, крикнут «шок!»— и он оглянется, подумает и только тогда повернет. А теперь у народа нет его прежнего смирения, он смело откры­вает глаза. И сейчас он подобен косяку коней: он послушает того, кто разделит с ним все невзгоды - и мороз, и буран, кто для него забудет дом, кто согласится иметь подушкой лед, постелью - снег... В-третьих, вы сказали о русских. Самое доро­гое и для народа и для меня - знание и свет... А они - у русских. И если русские дадут мне то сокровище, которое я тщетно искал всю жизнь, разве могут они быть для меня дале­кими, чужими? Откажись я от этого - я остался бы невеждой - ­чести в этом для себя не вижу...»

Здесь сталкиваются противоположные взгляды на жизнь, две философии.

Величие и мощь автора романа заключаются в том, что его роман-эпопея представляет единый ансамбль эпизодов, вскры­вающих самые глубочайшие пласты жизни.

Народ в эпопее «Путь Абая»

Богатейшая галерея образов романа рождает цельное представление о казахском народе — на­роде трудной судьбы и высоких нравственных, духовных качеств. Талантливость, стремление к добру, к правде, любовь к поэтиче­скому слову, беспредельная привязанность к родной степи—вот главные черты народного характера, которые видятся писателю сквозь бесчисленное множество индивидуальных судеб и харак­теров. С глубокой симпатией обрисованы Даркембай, Базаральт, Абылгазы, Балагаз, Иса. При всех жизненных тяготах, выпавших на долю этих людей, они сохранили высокие моральные качества, это личности сильные, незаурядные. Через жизненные преграды они шагают рядом с Абаем, набираясь опыта, узнавая, кто «близкий», а кто —«дальний».

С наибольшей полнотой очерчен образ Даркембая. В нем как бы сосредоточились безмерные страдания и жизненная стойкость народа. Один из многих бедняков, он выделяется решительно­стью характера, живым языком, ясным умом, живет достойно с пониманием своей моральной правоты. Именно это чувство позволяет ему, отстаивая интересы Дармена, бросать в лицо Кунанбаю резкие, как удар плети, слова. Это же чувство позво­ляет ему вести себя независимо, гордо при столкновениях с Такежаном. На страницах романа Даркембай появляется уже зрелым человеком, но, как и большинство героев эпопеи, он рас­тет вместе с самой жизнью—его образ дан в развитии. Сначала, как сородич Божея, он готов пристрелить Кунанбая, посягнув­шего на честь рода. Но впоследствии более важными становятся для него не родовые, а бедняцкие, жизненные интересы. Многое в Даркембае привлекает Абая—честность, смелость, сверкаю­щая россыпью драгоценных камней образная речь: «Боже ж мой, ведь мы здесь одиноки среди злодеев, как кустик чия в горящей степи»; «О чем говорят сильные? О том, как угнетали слабых. О чем говорят слабые? О том, как терпели от сильных».

По своему редкому мужеству и неукротимости духа Даркем-баю не уступает Базаралы. Это степной бунтарь-одиночка. Дерз­ко, с бесшабашной удалью под покровом ночи мстит он богачам за унижения и оскорбления. Он проходит сквозь бесконечные преследования, попадает на каторгу. В конце концов, путь Ба­заралы пересекается с путем Абая, и он начинает служить людям.

Заключение.

Я думаю, что мне удалось раскрыть тему «Мухтар Ауэзов». Я даже уверен, что некоторые узнают очень много нового после того, как они прочитают этот реферат, хотя каждому этот материал не должен быть незнакомым, потому что каждый должен знать историю своего народа. Я считаю, что я внес немалый вклад в решении задач, поставленных программой «Культурное наследие», ознакомив читающих с Мухтаром Омархановичем Ауэзововым

Таким образом, Мухтар Ауэзов один из величайших людей всех времен, который написал множество произведений, одним из которых является эпопея о великом Абае Кунанбаеве.

Список использованной литературы.

1. Смирнова Н. Казахская литература. Учебник для 9-10 классов. – Алма-Ата, 1977г.

2. Ауэзов М. Путь Абая. Часть 1-2. – Алма-Ата, 1985г.