Это сочинение положило начало преобразования силлабического стихосложения в силлабо-тоническое стихосложение, окончательно осуществлённое М.В. Ломоносовым и отчасти Сумароковым.
2.2 Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка.
Ломоносов был кровно заинтересован в развитии русской литературы. Он поставил перед собой задачу очищения и упорядочения русского языка.
Ломоносов установил, что в современном ему языке существуют три группы слов. В первую входили слова, употребительные как в старославянском, так и в русском языке. Вторая группа состояла из старославянских слов, редко употребляемых в разговорной речи, но понятных всем. К третьей группе он относил слова, употребляемые только в разговорной речи.
Из различных сочетаний слов из этих трёх групп Ломоносов выделил речевые стили: Высокий стиль – величественный, торжественный стиль, которым он советовал писать о важных, значительных событиях (героические поэмы, трагедии). Средний стиль, по мнению Ломоносова целесообразен в научных сочинениях, в посланиях друзьям. Низким стилем, указывал Ломоносов, можно писать комедии, песни.
Теория «трех штилей» имела демократический характер: она способствовала сужению области употребления старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному, что делало его доступным широкому кругу читателей.
В 1735 году Ломоносов написал «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором окончательно были утверждены принципы силлабо-тонического стихосложения. Преимущества этой новой системы показала одновременно сочиненная автором «письма» «Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года».
Несомненная прогрессивность этого принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.
Ломоносов разработал также жанр философской оды – «Утреннее размышление о божием величии», «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
Особенности поэзии Ломоносова отчётливо выражены в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.».
Поэт выражает свои заветные мечты в монументальной, величавой форме, свойственной классицизму. Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает своё обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей. Глубине и значительности содержания оды соответствует её возвышенный язык. В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Поэт часто прибегает к метафоре, так солнце «во все страны свой взор возводит». Рядом с точными эпитетами – «пространная держава», встречается много метафорических эпитетов – «пламенные звуки», «наглые вихри». Ода насыщена гиперболами.
Построение и язык оды органически связаны с теми задачами, которые ставил перед собой поэт, с его взглядом на искусство.
Велика заслуга гениального поэта. Патриотические размышления Ломоносова наполнили русскую поэзию XVIII века глубоким содержанием. Главная идея его творчества – служение отечеству – вдохновляла передовых русских поэтов и писателей. Разработанная им система стихосложения до сих пор не утратила своей роли и используется в поэзии и служит для создания разнообразных стихотворных размеров.
2.3 Теоретик классицизма А. Сумароков
Талантливый поэт и теоретик классицизма А. Сумароков пытался самостоятельно разработать теорию классицизма применительно к отечественной литературе, сформулировав её основные положения в своих стихотворных «Епистолах»
Поэтическое творчество Сумарокова очень разнообразно по жанрам – это и торжественные оды, и духовные, стихотворные сатиры, элегии, идиллии.
Особенно много написал он басен и песен. Сумароков стал одним из первых русских драматургов, автором стихотворных трагедий «Хореев», «Синав и Трувор».
3. Литература последней трети XVIII века.
В последней трети XVIII века в литературе развернулась острая политическая борьба. Классицизм по-прежнему занимает видное место, но переживает глубокий кризис. В новой общественно-политической обстановке писатели этого направления не могли ограничиться «высокой» тематикой. Мир обездоленных людей властно напоминал о себе, заставляя художников слова размышлять о страданиях народа, о путях решения наболевших социальных вопросов. В литературе начали складываться реалистические тенденции.
Весьма мрачный, жестокий мир изображён в комедиях Д.И Фонвизина «Бригадир», «Недоросль» – принёсший ему бессмертную славу. Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II в этих комедиях, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя.
Письма, написанные во время путешествия Фонвизина во Францию, в которых он подробно описывал свои впечатления, являются замечательным образцом русской публицистики и важным этапом в развитии жанра литературного «путешествия».
Г.Р. Державин свёл поэзию с заоблачных высот, приблизил её к жизни. Его произведения насыщены реальными приметами времени, конкретными подробностями, в которых запечатлён быт эпохи. В этом легко убедиться, читая «Фелицу». Державин сыграл великую роль в подготовке русской реалистической поэзии. С классицизмом поэзию Державина сближали попытки создания образа идеального монарха, высокий гражданский пафос обличения зла («Властителям и судьям»), воспевание «славы героев» в победных «громозвучных одах», использование античной мифологии, многочисленных олицетворений, торжественный тон и величественные образы философских од «Бог» и «Водопад».
По словам Белинского, Державин «заплатил слишком большую дань классицизму», но в тоже время стремился «к верности изображения картин русской жизни».
Резкое осуждение существующих в России социальных порядках содержится в целом ряде произведений А.Н. Радищева. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена, стала», это горькое признание писателя-гражданина не могло не призывать, не побуждать к действиям по преобразованию общества на разумных началах. Нарисовав в «Путешествии из Петербурга в Москву» множество картин бедственного положения крестьян, писатель предупреждает о грядущей опасности: «…Колокола ударят…. Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечность».
Форма путевого дневника позволила автору широко охватить русскую действительность, глубоко раскрыть мысли, чувства, страдания, переживания народа, передать свои впечатления от увиденного.
В «Путешествии…» Радищев уделяет значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.
Писатель сделал именно народ центральным героем. Пользуясь приёмами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова. И всё же в «Путешествии…» преобладает живой русский язык. Народный язык позволил писателю воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Небось, барин, не захочешь в мою кожу». Порой эта речь близка к песне, печальной и заунывной.
Радищев ясно осознавал новаторское значение своих творческих изысканий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.
Заключение.
«XVIII век в России есть век секуляризации». В это время возникает светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием», – с сожалением констатировал известный религиозный философ В. Зеньковский.
Немалое место в творчестве прогрессивных писателей XVIII века отводится нравственным изысканиям. Продолжая традиции древнерусской литературы, писатели остро ставили проблему справедливости, добра и зла, совести и долга, подлинно нравственных качеств человеческой личности, открывали новые источники художественного образа.
Лучшие произведения русской литературы, созданные в XVIII веке, не устарели и для современного вдумчивого читателя. Знакомясь с этими произведениями, можно почувствовать величавую красоту ломоносовских или державинских строк. Многому может научить мудрый и горький смех Фонвизина. Сочинения Карамзина заставят задуматься о человеческой доброте. Пример гражданского мужества и любви к своему отечеству подаёт «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Многие литературные традиции, созданные писателями XVIII века, были восприняты писателями новых поколений. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский и другие классики неоднократно обращались к наследию своих предшественников – писателей XVIII века.
Литература
1. Н.И. Громов /Русская Литература/ М. Просвещение 1979
2. Ред. Кол. / Г.И. Беленький, П.А. Николаев, А.И. Пузиков, В.Р, Щербина/Русская литература XI – XVIII вв. М. Худ. Лит. 1988
3. Л.А. Попов / Атеистический потенциал русской литературы / М. Просвещение, 1988
4. Т.И. Балакина- “История русской культуры» М 1995
5. Советский энциклопедический словарь - М 1982