Смекни!
smekni.com

Литературные предпочтения поколения "Next" (стр. 2 из 4)

О приобщенности школьников к искусству также можно судить по таким показателям, характеризующим их ценностные ориентации, как интенсивность выборов понравившихся произведений и вариативность выборов.

На литературных предпочтениях старшеклассников следует остановиться более детально. Это связано с особым местом и статусом литературы в системе школьного образования.

Так, наиболее популярными среди школьников оказались три литературных жанра: фантастика (42,9%), юмористические и сатирические произведения (30,8%), психологические романы (16,2%). Поэзию отметили только 9,5% подростков, историческую прозу – 7,0%, литературу по искусству – 5,4%, мемуары – 3,1%. Следует отметить, что в предпочтениях литературных жанров обнаруживаются весьма существенные гендерные различия. Это касается трех жанров. Так, девушки существенно чаще, чем юноши, предпочитают психологический роман (соответственно 26,0% и 7,0%) и поэзию (12,7% и 6,3%), а юноши же в большей степени сориентированы на фантастику (соответственно 51,9% и 33,2%).

Особый интерес представляет зависимость предпочтений от уровня самооценки школьниками своей компетентности в области литературы и искусства. Проведенный в этой связи анализ показывает, что у девушек характер самооценки своей собственной компетентности не оказывает какого-либо значимого влияния на их жанровые ориентации в области литературы. У юношей же наоборот – самооценка здесь оказывается значимым фактором. Так, подростки, считающие себя компетентными в области литературы и искусства в своих жанровых предпочтениях, по сравнению с некомпетентными, более сориентированы на поэзию (13,1% и 5,1%), на историческую прозу (7,5% и 1,7%) и на чтение литературы по искусству (7,5% и 0%). Мальчики-подростки с низкой самооценкой своей компетентности в области литературы и искусства в своих литературных предпочтениях более сориентированы на детективы.


3. Становление личности

Как известно, личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны, потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка. Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка. Недаром Стенли Холл назвал подростковый период - периодом "Бури и натиска". Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Немалую роль в формировании личности подроста играет референтная группа - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и сможет влиять на его поведение и отношения с другими. И именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и тому подобное. Здесь игра ребенка перерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение.

В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу. Если ребенок не скрывает своей игры, то подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме. Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой будущий план жизни. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы подросток был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

4. Предпочтения в литературе. Одна из основных тем

Как показало наше исследование, очень часто подростки увлекаются литературой в жанре фантастики и ужасов. Одна из основных тем – вампиризм.

Что же привлекает подростков в теме вампиризма? Выраженность этого увлечения не одинакова у каждого индивида и варьирует от "забавы" до сильного интереса - "хобби".

Тема вампиризма пользуется популярностью в мистических произведениях, найти эти книги в современное время нетрудно. Наиболее известная современная писательница, пишущая о вампирах - американка Энн Райс. Она написала целый цикл романов, объединяемый под общим названием "Вампирские хроники" (в них входят: "Интервью с вампиром", "Вампир Лестат", "Королева проклятых", "История похитителя тел", "Золото и кровь", "Вампир Арман", "Пандора", "Вампир Витторио"). Особенность этих романов в том, что повествование в них ведётся от лица самих вампиров. Наиболее известное произведение 19 века о вампирах - это "Дракула" Б. Стокера. Также существует много других книг о вампирах.

Образ вампира очень многозначен. В зависимости от его интерпретации изменяется и отношение. Те, кто рассматривает этот образ упрощенно и видит в нём лишь представление о вымышленном кровососущем монстре, вряд ли будут интересоваться вампирами. Вампирами интересуются те, кто находит в этом образе что-то большее. Что способствует такому отношению подростков к вампирам? Конечно же, книги, музыка, кино. Но ведь их тоже создают люди, которым этот образ дарит вдохновение. И как после всего не признать, что образ вампира обладает притягательностью?

Образ вампира - сложный, глубокий, и, вдумавшись, в нём можно найти не только вечную жажду крови.

Подростковый возраст - беспокойный, отчасти бунтарский период: каждый хочет самоутвердиться, доказать свою независимость, силу характера, заставить окружающих признать его право быть личностью.

Именно поэтому возникает что-то наподобие зависти к сверхъестественным способностям, которыми традиционно наделяются вампиры, например, к их умению загипнотизировать и зачаровать жертву. "Вот бы мне такие способности! - думает подросток, расстроенный непониманием или невозможностью достичь желаемого, - Я бы зачаровал ту девушку (парня)!" (или - "Я бы им всем показал!") Вампир - персонаж отрицательный, но сильный, уверенный в себе, воплощение большой энергии со знаком минус. Но сила и мощь способны привлекать подростков сами по себе.

Подростки по своей природе противоречивы, склонны к неподчинению, отрицанию. Отсюда - симпатия к отрицательным героям как протест против фразы: "Ты должен быть правильным, хорошо себя вести!"

Это вовсе не означает, что подросток, которому нравятся вампиры, считает, что надо вести себя асоциально. Скорее, симпатия к вампирам - проявление подросткового максимализма. И не стоит забывать, что вампир - образ хотя и влиятельный, но существующий лишь в нашем воображении.

Вампир - существо независимое, он никому ничего не должен. На него не распространяются законы людей. А независимость и самостоятельность жизненно необходимы, и в этом ещё одна причина для симпатии.

Если задуматься, люди ещё в древние времена придумали этот образ потому, что они не чувствовали себя защищёнными. Образ вампира отражает идею о ком-то представляющем опасность для людей, для кого мы являются пищей, так же как мы питаемся животными.

Также образ вампира как создания ночи подразумевает таинственность, загадочность, недосягаемость, которые обладают притягательной силой. Когда всё ясно, чётко и понятно - это скучно, а загадка - это всегда любопытство, постоянная работа ума, желание узнать и понять, что спрятано там, в глубине. Ночь сама по себе является многозначным, глубоким символом. Это время как сладких снов, так и ужасных кошмаров. Ночь олицетворяет и свободу, и мглу непонимания, и сон природы, и разгул тёмных сил.