Таким образом, экскурсионный материал, использованный на уроке как средство более доступного объяснения, конкретизации и иллюстрации одного из моментов биографии или творчества писателя, как средство раскрытия органической связи между литературой и жизнью, вполне оправдывает себя. Он не только делает урок более интересным и содержательным, не только дал ученикам некоторые представления о литературных традициях и истории родного города, но, что гораздо важнее, поможет раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей народа. Кроме того, приведенные факты позволят заглянуть в «творческую лабораторию» писателя, увидеть, как материал действительности под пером художника становится материалом литературного произведения.
Сообщение литературно-краеведческих сведений дает наибольший эффект в усвоении знаний учащимися тогда, когда оно умело сочетается с демонстрацией наглядных пособий.
Главное назначение наглядности по литературе — помочь правильному восприятию образов художественного произведения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той действительности, которая отражена писателем, в обстановке которой он жил и работал.
Литературные экскурсии могут быть и заочные, когда учитель демонстрирует наглядные пособия и берет на себя роль гида.
По своему содержанию литературные наглядные пособия отличны от других учебных пособий тем, что они демонстрируют локальный материал; по способу отражения действительности они могут быть условно разделены на три группы: натуральные, изобразительные и графические.
К натуральным пособиям мы относим подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие непосредственное отношение к литературе: письма или рисунки писателя, мемориальные вещи, первые издания произведений, уникальные экземпляры газет, журналов, рукописи, документальные фотографии. Такие подлинники, как прижизненное издание книги Н. Островского «Как закалялась сталь», том журнала «Современник» за 1860 год, экземпляры 1 газеты «Комсомольская правда» со стихотворениями В. Маяковского, рассматриваются учащимися с огромным интересом и особым эмоциональным подъемом.
С их помощью можно раскрыть и своеобразие изучаемого периода, колорит эпохи, подтвердить правдивость и типичность изображенных в литературе явлений; он должен соответствовать содержанию и теме учебного материала, быть доступным возрасту учащихся. Прежде чем показывать экспонаты в классе, учитель обязан выяснить следующие сведения об источнике: где, когда и при каких обстоятельствах был найден данный документ, кто является .его автором, для какой цели он был создан и какую роль сыграл в свое время. Необходимо также установить, на каком этапе урока, когда удобнее показать его при изложении нового материала.
Наиболее распространенным видом наглядности по литературе для заочной экскурсии является наглядность изобразительная, к которой относятся такие краеведческие пособия, как портреты писателей-земляков, картины живописи, репродукции и иллюстрации, воспроизводящие природу края, быт и труд местного населения, фотографии, рисунки макеты и модели исторических зданий, памятников и других достопримечательных мест. Подобный материал обогатит представления учащихся об эпохе, жизни и творчестве писателя.
К графическим наглядным пособиям краеведческого типа мы относим литературные карты края с условными обозначениями мест, интересных в историко-литературном отношении; ним же относятся маршрутные карты, топографические схемы путешествий писателя или героя художественного произведения, хронологические таблицы важнейших литературных событий, рекомендательные списки книг и др. Пособия такого типа изготовляются учащимися по заданию учителя. Ученик, приступая к созданию, например, литературной карты края, должен предварительно ознакомиться с художественной и критической литературой, выписать краеведческие сведения из разнообразных источников, обработать и сгруппировать собранный материал, подумать о его расположении и оформлении. Делается это под наблюдением и непосредственным руководством учителя. Графические краеведческие пособия могут быть с успехом использованы на уроке для осмысления отдельных периодов биографии писателя, например:
«Странствования по Руси А. М. Горького», «Чернышевский в Забайкалье»; для показа места действия в топографии литературного произведения: «Поход Игоря на половцев», «План Бородинского сражения», «Местожительство Обломова в Петербурге», «Путешествие некрасовских странников»; для ознакомления с развитием литературы в данном крае и его значением в культурной жизни всей страны: «Литературная карта Смоленщины», «Лермонтовские места на Кавказе», «Замечательные литературные места Крыма».
При изучении «Капитанской дочки» мы пользовались картой путешествия Пушкина по Уралу в районы восстания Пугачева.
Цель экскурсий на вступительных занятий на уроках литературы в старших классах—показать общественные проблемы, выдвинутые жизнью и привлекающие внимание писателей в данный исторический момент. Учитель литературы не может при этом ограничиться сухой исторической справкой об общественно-политической обстановке эпохи. Не отвлеченными общими фразами и не цифрами экономической статистики, а живыми примерами из истории родного края воссоздаст он обстановку для правильного подхода к восприятию и анализу содержания изучаемого произведения.
Особое место среди синтетических форм наглядности занимают киноуроки.
В качестве примера можно сослаться на два киноурока, проведенные в Х классе (на тему «Маяковский») и VIII классе (на тему «Демон» Лермонтова) в одной из московских школ. Эти уроки интересны тем, что они показывают, из каких составных частей может складываться эта форма синтетической наглядности.
В основу киноурока по «Демону» были положены картины-иллюстрации к поэме Лермонтова. Они были показаны через эпидиаскоп в той последовательности, в какой это было необходимо для учителя, ведущего урок. Но там, где нужно, был вставлен кусок из киноленты о Лермонтове, включена ария Демона «Не плачь дитя, не плачь напрасно» (для этой цели была использована патефонная пластинка). Лекция учителя, ведущего урок, прерывалась выступлениями учеников, которые читали отрывки из поэмы Лермонтова. Широко использованы картины Врубеля. Для того чтобы учащимся яснее был характер, художественная манера этого художника, было сказано несколько слов в процессе лекции о том, как писал картины Врубель и какое место в его рисунке занимает лицо, поза, движения основного героя и совершенно условно изображаемая окружающая обстановка, рассчитанная на то, чтобы усилить впечатление от героев, в данном случае от Демона и Тамары.
В таком же плане был проведен и киноурок в Х классе о жизни Маяковского. Здесь также в основу были положены иллюстрации из книги о Маяковском, пейзажи Кавказа, снимки с «Окон РОСТА» и т. п. Но в лекцию вошел также отрывок из кинофильма о Маяковском, прозвучал голос Маяковского—запись его речи .на пленку. Само собой разумеется, что такого рода киноуроки требуют от учителя очень серьезной подготовки, так как все элементы, из которых составляется урок, должны быть абсолютно слажены друг с другом. Всякая неудача с показом той или иной картины или куска из фильма разбивает впечатление и может привести к совершенно обратным результатам. Киноурок должен быть подготовлен так же, как готовится спектакль, он должен представлять собой продуманное единое целое.
Киноуроки указанного типа практикуются еще крайне редко, и методика проведения таких уроков только еще начинает разрабатываться.
Ниже предлагается практический опыт литературной прогулки по Перми.
В тексте сочетаются краеведческая информация, необходимые биографические сведения о поэтах, писателях, так или иначе связанных с городом (в период второй половины ХIХ - начала ХХ веков), выдержки из очерков, рассказов и путевых заметок. Сюжетообразующим началом маршрута является творчество Б.Л. Пастернака, линией, организующей пространство прогулки, Кама.
"Если судьба занесет кого-нибудь из вас в Пермь, хотя на короткое время, то послушайтесь моего совета /…/ прогуляйтесь по берегу Камы /…/ и полюбуйтесь, с романом Фенимора Купера в руках, этой огромной, плавной, величавой рекою и противоположным берегом ее, покрытым лесами и лесами на необозримое пространство. Я уверен, что эта пустынная река, этот безграничный лесной мир покажутся вам братьями тем американским рекам и тем девственным саваннам, которые так живописны на страницах Купера"1.
Так полтораста лет назад обращался к читателю со страниц своих "юмористических, сентиментальных и практических" дорожных писем Евгений Александрович Вердеревский. Выпускник пушкинского лицея, бойкий журналист, неплохой поэт и небезуспешный чиновник, он прослужил в Перми под крылышком высокопоставленного дяди чуть более пяти лет: 1847-1853. Вряд ли Евгений Александрович узнал бы сегодня город, давший ему некогда приют и удачное начало карьеры, но его совет верен и по сей день: знакомиться с Пермью нужно с набережной Камы. Только вместо Фенимора Купера в ваших руках уместнее был бы томик Михаила Осоргина, Василия Каменского или Бориса Пастернака. Они открыли поэзию Перми и Камы.
ДОМ ЛЮВЕРС
И вот, поднявшись от грохочущих трамвайных путей по круто уходящей вверх улице Осинской, мы стоим на высоком камском берегу. Это гора Слудка. Справа виден автодорожный мост и - подальше - стройные лазоревые объемы Свято-Троицкого кафедрального собора, более известного как Слудская церковь, налево - набережная аллея и плац института ракетных войск и далее - соборная площадь. А прямо перед нами панорама Камы, мало чем изменившаяся за прошедшие полтора века - лента реки и лесa, уходящие к горизонту.