Отсюда мы начнем прогулку по камскому берегу. Место, где улица Осинская распахивается видом на Каму, - особое. Здесь в историю города вплетается литературное предание: в угловом двухэтажном доме Борис Пастернак поселил свою героиню, девочку по имени Женя Люверс. Так что скромная пермская улочка выводит прямиком в мировую культуру, где давно уже обосновалась пастернаковская повесть "Детство Люверс", - чудесная по обаянию свежести проза, одно из лучших произведений о детстве.
А дело в том, что в 1916 году Борис Пастернак полгода служил на военных химических заводах во Всеволодо-Вильве. В мае-июне, перед отъездом с Урала, он не однажды наезжал в Пермь по служебным делам, задерживался здесь по несколько суток и хорошо узнал город, исходил его вдоль и поперек. В магазине Ижболдина, что на углу Осинской и нынешней Коммунистической, он накупил для домашних множество (в сравнении с московскими цены были смешными) вещей из одежды: отцу, матери, брату и обожаемым сестрам, Жоне (Жозефине) и Лиде. И, может, когда Пастернак поднялся потом по улице к Каме и перед ним распахнулся речной простор и лесная панорама Закамья, воспоминание о сестрах-гимназистках навело на мысль о девочке, живущей вот здесь, на севере, над большой суровой рекой, о том, как могла бы сложиться ее судьба.
Так или иначе, но свою героиню Пастернак поселил в Перми по улице Осинской в двухэтажном доме, выходящем окнами на Каму. Это мог быть один из двух домов: по четной или нечетной стороне улицы. Сохранился ли он, мы можем только предполагать, но хочется думать, что вот этот, на углу Осинской и Набережной, каменный двухэтажный старинный особняк и есть тот самый Дом Люверс. Это добротный купеческий дом конца ХIХ в, с парадным и внутренним крыльцом и окнами на Каму. Внешне ничем не примечательный, изрядно обветшавший. Но стоит всмотреться в него и тогда поэзия прозы Пастернака становится предельно конкретной. Вот здесь и снимала квартиру семья инженера Люверс.
В повести легкими штрихами обозначены быт и занятия интеллигентной пермской семьи. Прогулки ребенка с гувернанткой по Оханской и Сибирской, дачное лето в верхней Курье, завтраки на пароходе. Последуем за маленькой героиней вдоль Камы. Путь к улице Оханской шел по Монастырской, названной так по мужскому Спасо-Преображенскому монастырю, что находился при Кафедральном соборе, мимо корпусов духовной семинарии, собора, набережного сада.
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ
Пройдя берегом Камы вдоль корпусов Института ракетных войск, мы останавливаемся на площади перед бывшим Спасо-Преображенским кафедральным собором, где ныне размещается художественная галерея. Это одно из любимых мест отдыха горожан, исторический и символический центр города. В Перми нет главной площади, характерной для городов классицизма. Центральные площади перемещали на новые места, по мере того как рос город. Главными оставались две улицы - перпендикулярная реке, переходящая в Сибирский тракт, и параллельная, имевшая когда-то выход на Казань. В прошлые века это были Сибирская и Петропавловская, сегодня Комсомольский проспект и улица Ленина. В Перми нет главной и любимой всеми площади, но есть места, малые скверы, притягивающие жителей. Одно из таких мест - начало Комсомольского проспекта у собора. Отсюда открывается прекрасный вид на Каму и на город. И прямо перед нами, надо запрокидывать голову, взлетает в небо стрела колокольни Спасо-Преображенского собора. Место для строительства храма - лучше не придумаешь. Он расположился на вершине приречной горы Слудки (130 м над уровнем моря), на мощном изгибе Камы. Здание хорошо просматривается с речных плесов и служит своего рода маяком, отмечающим центр города. Не менее эффектно собор выглядит с южной стороны. В дореволюционной Перми склоны Слудки застраивались одно- и двухэтажными зданиями, они ступеньками, террасами восходили к собору, и композиция застройки гармонично завершалась почти семидесятиметровой ярусной колокольней. Пермь словно возносилась к небу. Собор был организующим началом, доминантой, объединявшей в единое целое архитектурный ансамбль города.
Венчающий гору собор с колокольней - первое, что видели и запоминали гости города, прибывающие в Пермь с Камы. Вот как, например, описал ее популярный беллетрист Василий Иванович Немирович-Данченко, брат одного из основателей МХТа: "Издали, с палубы парохода, город чрезвычайно красив /…/. На высоком правом берегу Камы прежде всего обрисовались перед нами большие колокольни. Одна из них, по самой середине города очень напоминает Симонову в Москве"2. Естественно, что посещение Спасо-Преображенского собора входило в обязательную программу пребывания в городе и именитых гостей, и простых путешественников. В храме в разные годы стояли на праздничном богослужении император Александр I и цесаревич Александр Николаевич, будущий Александр II, общественные деятели, ученые, поэты. В начале 1920-х годов храм был закрыт, но Перми все же "повезло", здание не было ни разрушено, ни превращено в какой-нибудь склад. В бывшем соборе открыли художественную галерею, и здание сохранило свою роль духовно-культурного центра. И сюда по-прежнему ведут всех гостей города. Тем более что пермякам есть, что показать: галерея обладает замечательной коллекцией живописи, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Подлинное сокровище галереи - уникальное собрание пермской деревянной скульптуры. А от работников галереи вы можете услышать удивительные рассказы о том, что пермские боги - живые… По вечерами оставаться в галерее страшно: слышатся шаги, скрипы, звуки. Бывает, по ночам срабатывает сигнализация, а когда приезжают на вызов, оказывается, что там никого нет… право от входа в храм ансамбль соборной площади продолжается двухэтажным каменным зданием. Ныне здесь расположен пермский краеведческий музей, а до революции это были архиерейские покои. После революции архиерейский дом был передан в распоряжение Пермского научно-промышленного музея. Музей открылся в городе в 1894 году, по инициативе популярного в Перми общественного деятеля, врача П.Н. Серебренникова, в доме по ул. Петропавловской (ныне - Коммунистическая). Его фонды стали основой современного Пермского областного краеведческого музея. Помимо демонстрации экспонатов, в залах музея регулярно проводились научно-популярные лекции по самым различным отраслям знаний как местными лекторами, так и гостями города. В 1915 году в музее выступил Константин Бальмонт. Он прочитал две лекции: "Поэзия как волшебство" и "Океания". Пермские газеты были полны откликов на выступления столичной знаменитости. Кто-то упрекал поэта в отсутствии научного подхода и неясности изложения, кто-то восхищался "величайшим художником слова".
На память о посещении музея Бальмонт оставил в книге почетных гостей не очень складный стихотворный экспромт: "Ваш мамонтовский бивень в 5 аршин //С своим великолепнейшим извивом, //То знак, что человек был властелин, //И в жизни властелином был красивым". Не совсем ясно, почему "мамонтовский бивень" должен напоминать, что человек был "красивый властелин", но поэзия - странная вещь. Эти небрежные строчки оказались в чем-то пророческими. В 1927 году экспозицию пермского музея украсил великолепно сохранившийся костяк исполинского мамонта: его раскопали в Верещагинском районе палеонтологи Пермского университета. Экспонат редкий, подобные есть разве что в Дарвиновском музее в Москве, и пермские музейщики гордятся им. А поколение за поколением пермских школьников дивятся на останки доисторического властелина здешних мест.
Напротив собора располагалась мужская духовная семинария. Она возникла в городе в 1800 году, на следующий год после учреждения Пермской епархии. Каменное трехэтажное здание семинарии по ул. Монастырской было построено в 1829г. по проекту архитектора И.И. Свиязева и существует по сей день. Но теперь оно разрослось многими корпусами, здесь вновь обучаются молодые люди - будущие офицеры ракетных войск.
А когда-то Пермская духовная семинария была видным учебным заведением на Урале, дававшим не только богословское образование. В семинарии учились будущие писатели - знаменитые екатеринбуржцы Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов.
Надо сказать, что Д.Н. Мамин-Сибиряк, несмотря на то, что в Перми прошла его юность, здесь определилось его литературное призвание, вспоминал о нашем городе с неизменной неприязнью, перечтите хотя бы его очерки "От Урала до Москвы" и "Старая Пермь". Он любил пермскую древность, воспоминания о легендарной Биармии, но город ему всегда казался каким-то искусственным, лишенным собственной жизни. Даже в том, что Пермь разместилась на горе, виделось ему что-то умышленное:
"Вид на Пермь с парохода очень красив, хотя город и скрыт за горой. /…/ Так и режет глаз административная затея - неизвестно для чего вывести город на гору; такия постройки имели смысл и значение для старинных боевых городов, по неволе забравшихся на высокое устрожливое местечко, а Пермь залезла на гору без всякой уважительной причины".3
Чем объяснить такое неприязненное отношение? Не исключено, что сыграло свою роль вечное соперничество Перми и Екатеринбурга, всегда считавшего себя настоящей столицей Урала. Вот и коренной екатеринбуржец Мамин-Сибиряк отдавал дань патриотизму: "Пермь я знаю десятки лет, и всегда на меня этот город производит самое тяжелое впечатление, особенно по сравнению с Екатеринбургом". 4
Но Пермь не злопамятна, она благодарно помнит пермские годы писателя. В небольшом сквере между семинарией и собором, названном его именем, установлен эффектный бюст Д.Н. Мамина-Сибиряка, а фасад здания бывшей семинарии отмечен тремя мемориальными досками с именами выпускников: Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова и А.С. Попова -- изобретателя радио.