Смекни!
smekni.com

Викторианская эпоха в произведениях Диккенса и Теккерея (стр. 1 из 3)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕФЕРАТ

«Викторианская эпоха в произведениях Диккенса и Теккерея»

Факультет: Лингвистики

Курс: Второе высшее

Студентка: Виноградова Н.С.

Москва 2010

Содержание

Введение

1. Викторианская картина мира

2. Нравы и традиции Викторианской эпохи

Заключение

Список литературы

Введение

В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х годов. К этому времени относится расцвет реализма Диккенса, Теккерея и других мастеров социального романа и революционной поэзии и публицистики писателей-чартистов. Это были крупнейшие достижения английской демократической культуры прошлого столетия, формировавшейся в атмосфере напряженнейшей социальной и идеологической борьбы эпохи чартизма. Однако многочисленные буржуазные историки литературы пытаются, вразрез с фактами, обойти противоречия тогдашней общественной жизни Англии, отразившиеся и в оживлении борьбы направлений в литературе того времени. Пользуясь общим понятием литературы так называемого "викторианского века", хронологически совпадающего с годами правления королевы Виктории (1837-1901), они создают, по сути, искаженную картину литературного процесса, прибегая при этом к помощи различных доводов.

Викторианство обычно ассоциируется со стабильностью и процветанием, незыблемостью традиций. Оплотом общества в то время считалась семья. Пример в этом подавала сама королева Виктория, чей брак с принцем Альбертом был очень счастливым. Особое значение придавалось дому, который в эту эпоху призван был отражать не только благосостояние семьи, но и представления о покое и семейном счастье. Большая семья, громадный дом и строгие правила поведения в обществе становятся своеобразными символами эпохи.

Религия стала очень важной частью жизни викторианской семьи; считалось необходимым ходить в церковь по воскресным и праздничным дням, читать религиозные книги, помогать бедным. В это время насаждается вполне определенная система ценностей, прямо противоположная XVIII веку. Как вести себя в обществе, как и когда к кому обращаться, что носить, ритуал утренних визитов и обычай обмена визитными карточками – все эти неписанные правила были созданы именно в то время.

1. Викторианская картина мира

По произведениям Диккенса и Теккерея мы можем судить, и достаточно точно, о социальной жизни Англии XIX века. И не только об официальной жизни Англии и ее истории, и не только о парламентской борьбе и рабочем движении, но и мелких, как будто не входящих в «большую историю» подробностях. По романам мы можем судить о состоянии железных дорог и водного транспорта в то время, о характере биржевых операций в лондонском Сити, о тюрьмах, о больницах и театрах, о рынках и увеселительных заведениях, о видах трактиров, ресторанов и гостиниц старой Англии. Произведения этих двух писателей – это энциклопедия того времени: различные классы, характеры, возрасты; жизнь богачей и бедняков; фигуры врача, адвоката, актера, представителя аристократии и человека без определенных занятий, бедной швеи и светской барышни, фабриканта и рабочего – таков мир романов того времени, писателей викторианской эпохи.

Наблюдательный художник, Диккенс чутко откликается на волнующие события социально политической жизни. Изображая безотрадную участь простыхлюдей тружеников, их нужду и страдания, он стремится понять причинуневыносимого положения "низов", найти пути разрешения вопиющего противоречиямежду бедностью и богатством. Противоречивы и его поиски средств к искоренению "социального зла".Свой писательский долг он видит в том, чтобы побудить общество провести спасительные реформы, и возлагает большие надежды на общественнуюблаготворительность. Однако при первом же столкновении с реальностьюпресловутая благотворительность предстала перед Диккенсом в своих нелепых, уродливых формах.

Поэтому, описывая, например, дамские филантропическиеобщества (в одноименном очерке), он поясняет, что скучающие богатые дамы,стремясь перещеголять друг друга в модном деле попечительства, лишь мучаютнесчастных подопечных детей. В очерке "Общественные обеды" он рисует обедОбщества друзей бедных сирот, устроенный якобы с благотворительной целью, апо сути дела, представляющий собой никчемную затею. Однако в заключительнойчасти этого очерка Диккенс считает нужным подчеркнуть, что он протестует непротив благотворительных учреждений, как таковых, против тех карикатурныхформ, в которые выливается буржуазная благотворительность.

Жизнь большого города (главным образом Лондона) - одна из ведущих темвсего творчества Диккенса. Это не случайно. Именно в крупныхпромышленных городах и в первую очередь в Лондоне выступают наиболееобнажено противоречия капиталистического строя.Здесь налицо, казалось бы, всеплоды буржуазной цивилизации, созданные для человека, - великолепныезаморские ткани, яства, рассчитанные на самый изысканный вкус, драгоценныекамни, хрусталь и фарфор, изящные, ласкающие глаз предметы роскоши и рядом сними - усовершенствованные орудия разрушения, насилия и убийства, кандалы игробы.

Реализм Диккенса и реализм Теккерея как бы дополняют друг друга. Но в отличие от Диккенса, Теккерей мало писал о трудящихся и обездоленныхмассах Англии. В центре его внимания были правящие круги страны -эксплуататорский и паразитический мир аристократии и буржуазии. Тем не менеедля реализма Теккерея характерны черты народности, которые и определяют егоглубину и обобщающую силу.Проблема народности Теккерея отнюдь не может быть сведена крассмотрению его прямых высказываний о трудящихся массах Англии (хотя этивысказывания имеют большое принципиальное значение). В его сатире,направленной против господствующих классов страны, в негодовании противтитулованных бездельников и капиталистических дельцов, отразилось отношениепробуждающихся к политической жизни народных масс к паразитическим правящим"верхам". Очевидец чартистского движения в Англии и революций 1848 г. наконтиненте, Теккерей верно уловил и отразил в своих лучших произведенияхнараставшее в массах сознание противоестественности и бесчеловечностисобственнического, эксплуататорского общественного строя и непримиримостираздирающих его противоречий.Теккерей сознавал, какая огромная, зияющая пропасть отделяла трудовойнарод от господствующих классов буржуазно аристократической Англии. Онотдавал себе отчет и в моральном и в интеллектуальном превосходстве этоготрудового народа над его угнетателями.

Теккерей остро и смело ставит и вопросы международной политики.В "Ярмарке тщеславия" Теккерей развертывает широкую панораму английскойобщественной действительности. Он несколько отодвигает действие в прошлое -молодость его главных персонажей совпадает с концом наполеоновских войн. Этапередвижка в прошлое позволила писателю уклониться от изображен яреволюционных конфликтов, назревавших в его эпоху. Но в остальном -в том,что касается изображения правящих верхов Англии,-"Ярмарка тщеславия", хотядействие в ней и развертывалось в 10-20-х годах XIX столетия, сохраняла всюсвою социальную актуальность и для 40-х годов, как сохраняет ее и поныне.Это объяснялось тем, что говоря о дореформенном периоде английскойобщественной жизни, Теккерей изображает типичные национально-историческиечерты английской буржуазии и английской аристократии и не питает никакихиллюзий насчет того, что изображенная им картина, может быть, перестала бытьверной жизни со времени уничтожения "гнилых местечек" и вступления напрестол королевы Виктории.

Система образов "Ярмарки тщеславия" задумана так, что дает полноепредставление о структуре правящих верхов страны. Теккерей создает обширнуюсатирическую галерею "хозяев" Англии титулованной знати, помещиков,капиталистов, парламентских деятелей, дипломатов, буржуазных "филантропов",церковников, офицерства, колониальных чиновников. Вывод о всеобщей коррупциигосподствующих классов английского общества, к которому приходит автор"Ярмарки тщеславия", является не произвольной субъективной декларацией; онреалистически документирован, обоснован и доказан художественной логикойтипических жизненных образов, созданных писателем.Переплетение буржуазного порока и буржуазной добродетели иотносительность границ между ними смело и глубоко раскрыты Теккереем всюжете "Ярмарки тщеславия". Его "героиня" Ребекка Шарп, дочь спившегосяучителя рисования и захудалой танцовщицы, воспитанная "из милости" вмещанском пансионе, с самой ранней юности вступает в жизнь как злобная иковарная хищница, готовая любой ценой и любыми средствами отвоевать себеместо "под солнцем".

2. Нравы и традиции Викторианской эпохи

Многие из традиций, которые, как нам порой кажется, существовали всегда, появились именно в эпоху королевы Виктории. Как раз к 1840-му году чай в 5 часов стал приметой хорошего дома. Тогда входит в моду у джентльменов курить трубку, и в домах появляются первые курительные комнаты, в то же время вводится и другая очень известная традиция – наряжать на Рождество елку, этот ритуал был заимствован в Германии, как и курение трубки.

Именно в викторианскую эпоху проявляется забота о здоровье – в загородных домах строятся специальные павильоны с холодными ваннами. Эту традицию привезла много позже в Россию принцесса Алиса Гессен- Дармштадская, любимая внучка королевы Виктории, ставшая супругой последнего русского императора Николая II. Благодаря заботе о здоровье в Англии той поры становятся популярны виды спорта, которые требовали пребывания на открытом воздухе, например, гольф, крикет и теннис.