Все сочинения по литературе за 9 класс
Коллектив Авторов
Данный сборник предназначен для школьников и абитуриентов. В этот сборник входят сочинения по древнерусской литературе, литературе XVIII в. Он позволит вам отлично написать сочинения по литературе.
Содержание
Древнерусская литература
1. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
2. Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Литература XVIII в.
3. Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»
4. Восприятие, истолкование и оценка оды Г.Р. Державина «Фелица»
5. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям»
6. Сопоставительный анализ духовных од М.В. Ломоносова и оды «Бог» Г.Р. Державина
Литература XIX в.
В.А. Жуковский
7. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.А. Жуковского «Песня»
8. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.А. Жуковского «Море»
9. Основные мотивы стихотворений В.А. Жуковского «Море» и «Вечер»
10. «Баллада В.А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»
А.С. Грибоедов
11. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
12. Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
13. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»
А.С. Пушкин
14. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
15. В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина
16. Стихотворение А.С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
17. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
18. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)
19. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»
20. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю»
21. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Поэту»
22. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»
23. Философские мотивы лирики А.С. Пушкина
24. Образ Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
25. Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
26. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
М.Ю. Лермонтов
27. Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
28. «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
29. «Дума» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
30. Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
31. Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
32. «Родина» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
33. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В.Г. Белинский)
34. Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
35. Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
36. «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
37. «Пророк» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
38. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Н.В. Гоголь
39. Чичиков у Плюшкина (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
40. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
41. Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н.В. Гоголя)
42. Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»
43. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
44. Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
45. Роль личных отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
46. Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева
47. Чиновники города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
48. Крестьянские образы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
49. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
50. Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
51. Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
52. Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Древнерусская литература
1. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».
Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.
2. Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»
Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание «великого князя». Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80‑х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород‑Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено «Слово о полку Игореве», являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород‑Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.