Смекни!
smekni.com

Добри Войников "Криворазбраната цивилизация" (стр. 2 из 7)

Добри Войников родился в г. Шумен, 22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1833 г. в семье священника Драгоева Войникова (отца Василия), от которого унаследовал влечение к музыке, дар красноречия и горячий патриотизм. Трехлетним малышом, Добри потерял отца, но его матери удалось самой вырастить и устроить сына в единственную городскую школу, где преподавали такие, без преувеличения, корифеи педагогической мысли той эпохи, как Изворский, Филаретов и Доброплодин.

Благодаря острому уму, природной смекалке и разнообразным талантами, мальчик вскоре оказался в числе первых учеников. Тогда же, в школьные годы, Добри впервые попробовал свои силы на сцене, выступив, как чтец-декламатор на ежегодном экзаменационном спектакле (1846 г.), заставив прослезиться зрителей-учителей и особенно свою мать, двух старших сестер и дядю Андрея Хаджистоянова, который после этого послал его учиться во Французский колледж «Saint Benoit» в Стамбуле.

Вернувшись в 1858 году в свой родной город, 25-летний Войников начал работать на дядиных складах, но вскоре почувствовал, что способен на нечто много большее, и подал прошение на работу в мужскую гимназию. Получив назначение, Добри без сожаления оставил работу и начал преподавать историю Болгарии, болгарская грамматику, лексику, а так же, - факультативно, - французский и греческий языки, математика и музыка.

Вскоре Войников возобновил деятельность местного общинного центра и создал первый оркестр на базе школы (1861 г.). Это было ему особенно близко, так как десять лет назад он сам принимал участие в качестве скрипача в первом болгарском оркестре под руководством С. Шафрана. Ученические хора и оркестр, созданные Войниковым, оставили яркий след в сознании соплеменников своими многочисленными выступлениями. Особо запомнились болгарам Шумена кантаты «Песни времени» и «Беседы», как образцы юного профессионализма и народно-этнического духа.

Исключительные рвение и работоспособность молодого учителя не прошли мимо внимания попечительского совета, и в 1861 году Войников был назначен директором школы, которая была переименована в «Болгарскую школу народного творчества». Его современники называли этот период ее "Золотым веком". На личные средства нового директора, школа была почти полностью перестроена, обзавелась новой, двухскатной крышей, просторным двором, садом и клубами, где было просто приятно провести время.

По ночам этот замечательный человек писал учебники, в основном по болгарской истории, издаваемые Христо Дановым на собственные средства. Повсеместно, вплоть до македонских земель, ими зачитывались болгарские патриоты, те, кому была небезразлична доля родного народа и родной земли. «Не учехме, а лакомо гълтахме страниците. Колко големи чувства пълнеха младите гърди!» («Я не учился, а с жадностью глотал страницы. Какие же большие чувства наполняли молодую грудь!») [3] - напишет после многих лет Добри Ганчев, один из лучших учеников Войникова.

Активный участник в борьбе за независимость церкви, Войников «не склонялся перед властью сильных», и в 1864 году был вынужден покинуть Шумен, и поселиться в Брэиле. Румынский город с большой, процветающей болгарской диаспорой, приютил еще одного ссыльного. Вскоре Добри был принят на работу в болгарскую школу, которую почти сразу же и возглавил. В его маленькой комнате до позднего вечера мерцал свет свечи…

Со скудного жалования, недоедая и во многом себе отказывая, Войников купил румынскую печатную машину с кириллическим шрифтом, и подготовил первый выпуск «Дунавска зора» («Зоря над Дунаем») с вкладышами-дополнениями «Книжный вестник», «Вестник вольных болгар» и «Болгарская рабочая газета». В каждом из них, в той или иной форме, них содержится призыв: «Бунт, бунт и пак бунт народний ще счупи веригите на робството» («Восстание, мятеж и народный бунт разорвут цепи рабства») [4]. По понятным причинам, издание было запрещено, но верные люди тайно переправили газеты через Дунай и распространили среди всех болгар, жаждущих правды и вольного слова.

1866 год был важной вехой для брэиливских эмигрантов. Войников, уже прославившийся, как автор «Краткой болгарской истории», написал историческую драму «Стоян-воевода», про последние бои болгарских патриотов против Османской империи. Пьеса имела большим успех в театре, воскрешал в душах зрителей славное прошлое, времена великих предков: сильных духом королей, храбрых воинов и прекрасных принцесс. После представлений на улицах, в ресторанах, и домах гордо звучала полузабытая на чужбине болгарская речь. Триумф «Стояны-воеводы» был столь велик, что отрывки из него начали играть в школах силами учеников, в салонах богачей и рабочих предместьях, на радость молодым и старым. Даже Раковский, уже тяжело больной, принял самое активное участие в подготовке к печати и распространению пьесы в виде отдельной брошюры, с разрешения автора отредактированной им в духе, как он сам выразился, «болгарской народнической формы» для того, чтобы ее смогли понять даже полуграмотные крестьяне в самых отдаленных уголках родной страны.

В то же время Войников являлся председателем тайного революционного комитета болгарской диаспоры, постоянно сносясь с Иваном Касабовым, главой такого же комитета в Бухаресте. Вслед за «Стояном-воеводой», не меньший фурор произвела новая пьеса «Княгиня Райна», воплощающая надежды болгар, на то, что свобода придет с помощью России. Выступление в Королевском театре еще больше подняло моральный дух автора и вселило уверенность в актеров.

Спектакль был удостоен одобрения со стороны самого румынского короля Кароля I. Он принял во дворце Войникова, и тот удостоился памятного подарка: золотой булавкой для галстука. Особо король отметил великолепную режиссуру и актерского мастерство самого Добри, игравшего старца Обряна, а студенту медицинской школы, воплотившему своей игрой образ старухи Таллы, Кароль пожаловал именную стипендию.

Создание следующей драмы, - «Крещение Преславского двора», - имеет особо важное значение, в связи с появлением на сцене новых имен. Она была дебютом для Матильды Попович и Александрины Радионовой. Даже яркий талант Ботева, игравшего роль жреца Святолида, не мог заслонить их. Более чем активное участие в создании и постановке пьесы приняла и будущая жена автора, - Кириакица Павлова Христодулова. Премьеру этой драмы Войников приурочил ко Дню Кирилла и Мефодия (11 мая 1868 года).

Ботев, наборщик «Зари над Дунаем», познакомил Войникова с Сергеем Нечаевым, - видным русским революционером экстремистского толка. В Румынии тот был занят переправой нелегальной литературы (статей Бакунина и Огарева, опубликованных в Женеве), в Россию. Вскоре Войников был поставлен под постоянное наблюдение со стороны царской охранки, и в архиве музея Октябрьской революции в Москве (Россия) есть отчеты тайного агента Аппеля, приставленного к болгарскому драматургу [5].

Добри Войников к тому времени был достаточно широко известен и пользовался весомым авторитетом не только в Брэиле. В частности, его приглашали в Прагу, где к национальному празднованию, предполагалось поставить нашумевшие пьесы. Войников не отказался, и в августе 1869 года его пламенные речи вызвали всеобщее восхищение среди прогрессивных чехов. В конце осени того же года «Брэилское Болгарское литературное общество» (будущая Болгарская академия наук) включило в свой бессменный состав Войникова, Ботева, Друмева и Василя Стоянова.

Лишь одно могло нарушить ритм активной общественной деятельности Войникова, - помолвка, а вскоре и женитьба на Кириакице Павлове Христодулове (15 февраля 1870 г.). Брак не помешал связи с Войникова с театром: он написал и поставил очередную историческую драму «Велислава», которая так же, как и «Крещение Преславского двора» стала трамплином на большую сцену для Анники Кострович и Екатерины Васильевой. Их игра была встречена с энтузиазмом и впоследствии актрисы заполнили европейские газеты, их знали даже в Стамбуле. Оттуда посылается специальный пароход, украшенный гирляндами, чтобы принять и доставить в Галац прославленных знаменитостей, где те, по меткому выражению газет «были осыпаны золотом с головы до пят».

С 1871 г. Войников живет в Бухаресте и сотрудничает с газетой «Свобода», издаваемой Любеном Каравеловым. Одновременно пишется новая историческая драма «Воцарение Крума Грозного» и его лучшая пьеса – остросатирическая комедия «Криворазбраната цивилизация», актуальная и сегодня, по возможности всестороннему анализу которой посвящен данный реферат.

Потребность в квалифицированных актерах привели Войникова к новой сфере деятельности: он принимает решение организовать театральную школу для болгарских детей, учащихся в Бухаресте. Конечной целью этого было вернуть их в Болгарию для игры в национальных театрах.

С 1873 до лета 1875 гг. Войников работает директором болгарской школы в Джурджу. Там, наряду с преподавательской деятельностью, он создает бытовую драму «Дыманка», дошедшую до нашего времени только в рукописи. Хотя, насколько можно судить, драма все-таки была поставлена силами школьников, в чем особо преуспели Петр Обретенов и Теодор Бакарджиев (прозванный «Длинногривым» за неимоверную длину волос, которые, как острили соученики, могли скрывать в себе не то что прокламации, но даже пушки!) [6]. Зато точно известно, что Войиников создал детский хор, который в День Кирилла и Мефодия пел кантаты «Песни кукурузы», созданные учителем музыки Хоремшиком из Земуны (лето 1872 года).

Весной 1875 г., в Одессе, Добри Войников принимает русское подданство. Это обеспечивает его безопасность в городе Шумен, куда тот намерен вернуться с любимой женой. Но по прибытию в Болгарию драматург был обвинен в революционной деятельности, арестован и доставлен на суд в Русе. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь этого выдающегося человека, но его спас именно русский паспорт, - граждан Российской империи не имели права судить за границей. Самое страшное, что им грозило, - это экстрадиция и суд в России, но Турция, которой принадлежала в тот время Болгария, не имела такого договора с Санкт-Петербургом. Поэтому Войникова отпустили, напоследок более чем серьезно предупредив...