В родном Шумене, однако, школьным совет отказался поручить ему, как «запятнавшему себя» революционеру, воспитание учеников, и, после многих мытарств, Войникова назначили учителем в школе для девочек, да и то с большим испытательным сроком и множеством оговорок. Но тот не унывал, и, наряду с выполнением своих прямых обязанностей, занялся фольклористикой: азартно искал и записывал народные песни этого региона, которые готовил к печати.
После провала восстания 1875 года и ареста наиболее активных его участников, Шумен оказался изолирован от Апрельского восстания. Через два года грянула новая беда: Турция готовилась к войне с Россией, поэтому все без исключения российские граждане вынуждались покинуть подневольную Болгарию. Объявление войны застало Войникова в Плоешти. Назначенный проводником и переводчиком при штабе Двенадцатого болгарского армейского корпуса, воюющего на стороне России, он клянется «когато настъпи поприще за свобода народна, не ще остане настрана» («искать пути для свободы народа, а не стоять в стороне») [7]. Вместе с корпусом, этот замечательный человек форсирует Дуная ввиду города Свиштов, и поселяется в деревне Чаушке. Там, 29 июня 1877 года, полковые священники отслужили молебны «в самый разгар боя, за что были пожалованы орденами из рук императора» [8], как записал в своем дневнике Александр Баттенберг. Получил орден и Войников.
Тяжел был путь Двенадцатого корпуса – разведывательно-боевые действия и бесчисленные опасности со стороны вооруженных группировок противника, а то и просто бандитов до предела осложняли их передвижение на восток, но так и не смогли остановить их, когда болгары занимали Разград и Шумен. Отдельные части корпуса достигают русских границ, чтобы помочь союзникам справиться с ордами турецких башибузуков. Корпус последовательно занимал города Ценово, Обретеник, Тристеник. В сентябре болгарские солдаты остановились в Нижнем Монастыре, где военный художник Павел Осипович Ковалевский готовит эскизы для своей будущей картины «Плененная Турция. 12 болгарский армейский корпус». В центральной части второго плана на картине изображен Войников, переводящий допрос военнопленных.
15 сентября Войников получает «Свидетельство», подписанной генерал-майором Кожа, о том, что «при своето образование и познаване на страната може да бъде полезен при нейното управление» («благодаря своему образованию и знаниям о стране, может быть полезным в управлении») [9]. Прибыв в Тырново, где расположен штаб гражданского правительства Болгарии во главе с князем Владимиром Черкасским, Войников был тепло принят и назначен «в штабное расположение».
Однако пока в освобожденных городах царило относительное спокойствие, к югу от Балканских гор пламенеют пожары, а горные тропы заполонили беженцев, не понаслышке знающие что такое ужасы жестоких убийств, чинимых мстительными турками. Штабное командование и митрополит болгарской православной церкви, как могут обеспечивают несчастных жильем и предметами первой необходимости, размещая людей по многочисленным монастырям около Тырново. В целом, с людским потоком удается справиться, но многие сироты школьного возраста остались без крова и присмотра. По личной инициативе Войникова, им определили под временное место жительства Лясковский монастырь. Присмотр и общее руководство над детьми поручили самому Добри Войникову, которому предписали в течение одного месяца «да нареди сиропиталище» («обустроить приют»), организовать набору нянек, преподавателей и прочего соответствующего персонала. Справившись с поставленной задачей, он вернулся в гражданскую штаб-квартиру, готовый для новых ответственных поручений.
В морозные дни ноября на Еленском перевале велись ожесточенные бои между русскими войсками и отступающих турками. Войникову приказали сопровождать группу французских военных корреспондентов, ежедневно пославших коммюнике с места событий. Через две недели перевал пал, части русской армии разгромили врага, и перешли в решительное наступление во Фракии.
Гражданский штаб следовал за ними неотлучно. Сейчас его функции сосредоточились на проблеме больных и раненных, организаций и всевозможного улучшения условий работ полковой больницы и лазаретов, раскиданных по всей стране. И, словно мало было проблем с ранеными, в армии началась эпидемия сыпного тифа. Не крепкий здоровьем, князь Черкасский заразился и умер. Присланный за ним из Севастополя корабль, по дороге вернул Войникова в Тырново. Но тиф достал его и там… После нескольких месяцев борьбы с болезнью, Добри Войников умер в возрасте 44 лет (27 марта 1878 года).
Его хоронили всем городом, - простые граждане, офицеры и солдаты, дети из детского дома, женщины и старики. Общественница Евгения Киссимова произнесла трогательное надгробное слово, подобрав искренние, полные горя и сочувствия слова, отметив неустанную работу Войникова в области литературы и драматургии, на войне и в мирное время остававшегося незаурядным человеком, поистине героем, певцом свободы.
Войников не забыт и поныне. О его жизни написаны несколько книг, самая подробная и лучшая из которых принадлежит перу Захария Стоянова. В Шумене, на родине драматурга, расположен дом-музей Добри Войникова (ул. Царя Освободителя, 157). Кроме того, в благодарные горожане установили памятник своему великому сыну.
Не забыто и его художественное наследие. Пьесы Войникова, - «Княжна Райна», «Крещение Преславского двора», «Всеславна», комедии «Чорбаджи», «Доктор поневоле», и тем более прославленная «Криворазбраната цивилизация» - предмет нашего реферата, - прочно вошли в репертуар болгарских театров, и, по всей видимости, не собираются их покидать. Ведь многие из выведенных в них типов актуальны и сегодня, а сами пьесы столь искренни и полны чувств, что легко поддаются современной интерпретации, не теряя своих литературных и художественных достоинств. Подобно тому, как вся русская литература вышла из «Шинели» Гоголя, на них и из них выросли пьесы знаменитых последователей Войникова: Васила Друмева и Ивана Вазова.
Как упоминалось выше, в 1871 году Добри Войников выпустил в свет свою самую лучшую пьесу, прославившую автора, - без преувеличения, - на века. Это, конечно остросатирическая комедия «Криворазбраната цивилизация» («Ложно понятая цивилизация»), названная самим Войниковым «смешна позорищна игра въ петь действiя» (сатирико-комедийная пьеса в пяти действиях).
Отзывы современников были самые благоприятные. Их можно было бы привести десятки, но ограничусь лишь одним, поистине, всё выражающим: «Дълбок поклон от мен за всички, участвали в създаването на тази прелест» («Глубокий поклон от меня, для всех заинтересованных сторон в создании этой красоты») H. Бояджиев [10].
За несколько месяцев до ее появления в печати, Войников опубликовал статью, где изложил своё кредо: «да предпази младото поколение от разврата, който се вмъква несъзнателно в нежните му духове при въвеждането модите, алафрангата или въобще вънкашната култура на тъй наречената европейска цивилизация» («защитить молодое поколение от безнравственности, которая, подобно подлой змее, проникает в бессознательно принимающие ее нежные души, неся с собой нелепые моды, чуждые мнения и им подобное, наносное, порочное из так называемой культуры европейской цивилизации») [11]. Механический перенос иностранной манеры, обезьянничание, бездумное и пошлое преклонение перед всем западным – не просто смешно, но и деморализующе для болгар. По словам драматурга, задача его пьесы – вести непримиримую борьбу с этой «заразой, подобной чуме».
Кого же и как высмеивал Войников в своей пьесе? Не только родные Шумены, но и почти вся Болгария тех времен была достаточно примитивно-аграрной страной, населенной домоседами и скромными ремесленниками, торговцами и фермерами. Поэтому многие люди, не вполне понявшие, как говорится, «соль» пьесы, обрушились на автора с упреками. Лейтмотивом этой травли было: зачем Войников издевается над нами, когда все вокруг скромны и чисты, благородны и домовиты.
Автор остроумно ответил в том смысле, что «никогда не прибыли Афины в городе Шумен». Этим он хотел сказать, что не стоит кичиться вообще, «примазываясь» к славе великих и нравственно лучших наций, а уж тем более, нечего кичиться тем, чего не имеете. Возможно, он имел полное право так считать, ибо, долгое время жил в Бухаресте и Брэиле, был свидетелем многих сторон жизни своих соплеменников-болгар, забывания ими родного и пресмыкательства перед всем худшим, что есть на Западе.
Не стоит забывать и о том, что Войников искренне и чисто любил Болгарию, был патриотом не на словах, много и плодотворно размышлял о судьбе народа, где бы тот не находился. Особенно его, дитя степи Добруджа, привлекала красота родной природы, море, и, как их отражение, народные песни. Так что, в чем - в чем, а в отсутствии патриотизма и злобствовании по отношению к своей нации Войникова обвинять по меньшей мере нелепо.
Итак, сюжетно «Криворазбраната цивилизация» весьма проста: в дом Коста-хаджи, - живущего патриархально и правильно болгарина, - проникают два явно шутовских персонажа: грек Маргариди, шарлатан, выдающий себя за доктора, и, весьма похожий на знаменитого Голохвастова из «За двумя зайцами», молодой болгарин Мотю, посланный в Европу с целью обучения, но лишь растративший отцовские деньги. Эти мнимые цивилизаторы могли вызвать только смех и издевку зрителя, если бы не приносили несчастье в приютивший их дом…
Но пьеса не так проста, как кажется. В ней комичное начало чередуется с драматичным, а смех – со слезами. Именно поэтому, фактически, она одна пережила своё время и до сих пор не сходит с подмостков болгарских театров. Рассмотрим ее подробнее.