МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ
Сергей Есенин как поэт «золотой бревенчатой избы»
Содержание
Вступление
Радуница
Сельский часослов
Заключение
Список литературы
Вступление
Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в крестьянской семье.
В 1912 году он приехал в Москву. В 1916 г. вышел в свет его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин сформировался как поэт крестьянской культуры.
В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние философии и поэтики литературных памятников православной мысли, в том числе литературы старообрядцев, влияние фольклора, сосредоточенность на судьбе крестьянства. В художественной системе их произведений проявились как тенденции символической поэтики, так и черты постсимволической литературы, в частности – обращённого к вещному миру акмеизма [5].
Цель реферата: изучить раннюю лирику Есенина (на примере двух сборников - «Радуница» и «Сельский часослов»); разобраться в мотивах, побудивших его к написанию стихов; посмотреть на особенности его раннего творчества; выяснить, какое место занимали образы родины, «золотой бревенчатой избы», крестьянской России в стихах поэта и менялись ли эти образы в течение 1916-1918 гг.
«Радуница»
«Радуница» - сборник ранних стихов поэта. Первый тираж вышел 1 февраля 1916 года и составил 3 тысячи экземпляров (по тем временам, тираж огромный). В «Радунице» Есенин воспользовался картиной провинциальной Руси, как философическим планом, так и замечательно точно найденной расстановкой (любимое есенинское слово) предметов земных вещей, пустот и плотностей, композиционных равновесий и неравновесий, соблазнов плоти и устремлений духа вплоть до сочетания цветовых пятен. Например, поэт добивается ощущения сини, простора и дали, заливая голубизной-голубенью ситцевые свои ландшафты, чтобы уже по этой то светящейся, нежно-перламутровой, то глубокой до черноты сини узнавали его, Есенина, поэтическую страну: «голубизна незримой кущи», «в прозрачном холоде заголубели дали», «летний вечер голубой», «синий вечер», «синий плат небес» и т. д.
С не меньшей изобретательностью сочиняет он и «фигуральности», чтобы отелить, т. е. одеть в плоть образа «щемящую тоску неисполнимых желаний», она у Есенина и солончаковая, и журавлиная, и озёрная, и вечерняя…
О сторона ковальной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще,
Солончаковая тоска…
Между тем А. А. Блок, которому читал свои первые стихи нагрянувший без приглашения «рязанский парень», были, по мнению Блока, не только свежими, чистыми и голосистыми, но и многословными [3].
От этого недостатка Есенин избавился на редкость быстро; краткость стала фирменным знаком («особой метой») его таланта:
Тучи – как озёра,
Месяц – рыжий гусь,
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
Поэт быстро отказался и от диалектной лексики, от эффектных, но не понятных без перевода на общелитературный язык слов типа «попел» вместо «пепел» или «улогий» в значении «убогий». Но при этом до конца своей творческой жизни Есенин сохранил охоту к расширению поэтического лексикона за счёт слов, звучащих необычно, однако понятных всем, таких как «сутемень», «непогодина» или (о первом, ещё рыхлом снеге, выбелевшем перепачканную разгулявшейся осенью землю).
Решительность, с какой юный Есенин очистил выговор своего стиха от «рязанского акцента», тем удивительней, что тогдашний его наставник Николай Клюев осуждал. Члены «крестьянской купницы» были убеждены: диковинные и даже диковатые для столичной, интеллигентной публики «мужицкие слова» украшают их стихи. Есенин стоял на своём: «стилизация - мертвенность» [3].
Стоит сказать о влиянии Блока, его поэзии на Есенина, ведь оно сыграло немаловажную роль в творчестве последнего.
Лирика Александра Александровича не только учила Есенина лирическому мастерству, не только учила его избегать многословия, быть кратким, чтобы с предельной яркостью выразить в стихотворении эмоциональный мир художника. Блок, как поэт, стремившийся воплотить в поэзии некоторые характерные настроения, охватившие в военные годы народную Русь, Блок, как создатель знаменитого цикла «Стихи о России», был близок Есенину патриотическими мотивами его произведений, горячей любовью к «могучей и бессильной» крестьянской Руси, горечью и негодованием, порождённым «кровавой и несправедливой войной» [6].
Центральное место в «Радунице» занимает образ крестьянской России – то смиренно задумчивой, то радостно-бесшабашной, разгульной [4].
Вообще, тема крестьянской России обрела в поэзии Есенина библейский смысл. Крестьянский космос олицетворял для него не просто благодать, гармонию, но и земной рай.
Ранняя лирика Есенина бесконфликтна. Лирический герой принимает мир таким, каков он есть:
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Он – пастух в хоромах природы:
Я – пастух, мои палаты –
Меж зыбистых полей.
Он кроток, как Спас. В его настроениях нет рефлексии.
В стихотворении «Запели тесные дроги…» выразилось интимное и религиозное чувство поэта. В первой строфе упомянуты часовни, кресты; «И на известку колоколен / Невольно крестится рука», - читаем мы во второй главе и видим далее, как вся страна обретает храмовое, гармоничное начало, и уже степи звенят «молитвословным ковылем».
Есенин – поэт покоя, но не статики. Русский космос в постоянном движении: дроги запели, равнины и кусты бегут, степи звенят, синь опрокинулась…[5]
Замечательны - уже в этих ранних стихах – неповторимо есенинские образы природы: свежие, живописно яркие, запоминающиеся («Край родной, поля как святцы…», «Сухим войлоком по стежкам…», «Выткался на озере алый свет зари» и др.)
Поэт не проходит мимо родной деревни, сиротливой и скорбной; его взгляд подмечает хилые рязанские хижины, тощие поля и «потом пропахшую выть». Однако, несмотря на сетования в духе поэтов-суриковцев, родина всё же предстаёт ему озарённая «радужным светом» - богомольная, странническая, монастырская Русь. По просёлочным дорогам бредут богомолки, странствует и «гуторит» с Богом угодник Микола, проходит инок в скуфейке, ковыляют калики, поющие духовный стих о Иисусе Сладчайшем.
Так же стоит отметить, что «Радуница» - наиболее цельная из всех есенинских книг. Лирические стихи и «побаски», её составляющие, ещё лишены того скорбного надрыва, что станет отличительным признаком более поздних произведений. В этом смысле первый сборник Есенина намечает то направление, в котором, вероятно, мог бы развиваться поэт, если бы не гарнизонные потрясения 1917 года [4].
«Сельский часослов»
Есенин издал этот сборник в 1918 году.
Только что жестоко подавлён левоэсеровский мятеж, начались репрессии. Есенин, однако, не растерялся, организовал издательство «Московская трудовая артель художников слова», где и издал одну за другой несколько книг, в том числе и сборник «Сельский часослов» (по макету, подготовленному для эсеровского издания). Поэт только что возвратился из Санкт-Петербурга. По всей вероятности, Блок отнёсся к нему прохладно, «своим» на столичном Парнасе он себя не почувствовал. Вот, что он писал своему другу, крестьянскому поэту Александру Ширяеву: «Бог с ними, этими питерскими литераторами, ругаются они, лгут друг на друга, но всё-таки они люди, и очень недурные внутри себя, а потому так и развинчены. Об отношениях их к нам судить нечего, они совсем с нами разные, и мне кажется, что сидят гораздо мельче нашей крестьянской купницы».
Читающая и пишущая братия встретила выход сборника «Сельский часослов» неоднозначно. В те напряжённые месяцы, когда надо было спешить утвердить себя и своё в новой и сложной ситуации: падение монархии, эпоха решительных перемен в стране и собственной судьбе, многим было не до стихов. Москва встретила Есенина не гостеприимно. Он даже растерялся. Здесь нужно было доказывать, что он без пяти минут «знаменитый русский поэт», а не рязанский подголосок Клюева [3].
В 1916-1918 гг. Россия представилась поэту новым Назаретом: из неё в мир придут идеи преображения, духовного обновления, христианского социализма.
Желая видеть в современности радикальные перемены, Есенин пришёл к мысли о создании иной поэзии. Он стал вдохновителем новой поэзии – имажинизма (позже, в 1924 году, поэт публично откажется от иманжинистского принципа стихосложения). Имажинисты, прежде всего его теоретики и практики В. Шернешевич и А. Мариенгоф, увлекли Есенина пристальным отношением к образотворчеству. В его поэзии появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы [5]:
По пруду лебедем красным
Плывёт тихий закат
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Какие изменения произошли с образом родины в «Сельском часослове»? В этом сборнике он уподоблен «жертвенной отце»:
Не отрекусь принять тебя даже с солнцем,
Похожим на свинью…
Не испугаюсь просунутого пятачка его
В частокол
Души моей.
Между малоизвестным сборником «Сельский часослов» и знаменитыми «Кобыльими кораблями» (следующий сборник) много общего. Как бы перетекая из поэмы в поэму, «образ плывёт, как ладья по воде», образуя своего рода орнамент. Основных предметов, явлений или существ не так уж и много: солнце, луна, ветер, буря, лошадь, корова, зерно, яйцо, однако, струясь, они постоянно преображаются. Солнце из золотого, опущенного в мир ведра, превращается в «солнце-барабан», месяц-ягнёночек оборачивается месяцем-жеребёнком и т. д. и т. п. И каждое из этих преображений обращено не только к нашему глазу, но и к нашему разуму. И если солнце начинает «мёрзнуть, как лужа, которую напрудил мерин», или становится «похожим на свинью», готовую просунуть свой пятачок в каждую человеческую душу, значит, в мире происходит что-то неладное [3].