1. жёлтый
2. жёлтая стрела
3. поезд
4. пассажиры
5. стук колёс
6. остановка поезда, сойти с поезда
Эти слова и словосочетания обретают в "Жёлтой стреле" свой особый смысл, они несут на себе не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку. Некоторые вещи можно понять только потому, что другими словами даётся отсылка к какому-то ключевому слову. Например, фразу "тишина была похожа на пшёнку" можно понять, только если знаешь, что пшёнка жёлтая, а жёлтый цвет в произведении символизирует своего рода прозрение или просветление.
Таким образом, Пелевин говорит о тишине как о просветлении, что подтверждается тем, что главный герой лишь в настоящей тишине, свободной от стука колёс, смог услышать "тихий звук СОБСТВЕННЫХ шагов", то есть услышать себя. Всё произведение посвящено поиску самого себя, на это косвенно указывает и то, что фраза "тишина была похожа на пшёнку" звучит в начале произведения, а "тихий звук собственных шагов" Андрей (главный герой) слышит в конце рассказа, именно этими словами Пелевин завершает "Жёлтую стрелу".
Жёлтый цвет у Пелевина имеет три основных значения:
1. Жёлтый цвет символизирует прозрение или просветление, он помогает увидеть вещи под необычным углом.
— Солнечные лучи превращают напёрсточника в жреца забытой религии: "Косые жёлтые лучи иногда касались приподнимающейся лысины напёрсточника, клочковатые остатки седых волос на его голове на миг превращались в сияющий нимб, и его манипуляции над листом картона начинали казаться священнодействием какой-то забытой религии".
— Пшёнку (как известно, жёлтого цвета) и "растаявший кусок масла, похожий на маленькое солнце" Пелевин сравнивает с тем единственным, что позволит Андрею услышать шум ветра и собственные шаги: "Тишина была похожа на пшёнку".
— На человеке, который сумел сойти с поезда, была жёлтая соломенная шляпа: "…человек с соломенной шляпой на шнурке сильно оттолкнулся от крыши, оторвался от вагона и перелетел над ограждением моста".
2. Жёлтый может быть иллюзией, подделкой под настоящее.
— Автор "Путеводителя", который мечтает выйти из поезда, говорит, что: "я … никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-то другое". То есть жёлтый цвет, цвет солнца и жизни, не обманывает автора. "Жёлтая стрела" лишь покрыта жёлтой краской, сам поезд сделан из железа и едет в никуда.
— Люди, стремящиеся покинуть "пространство всеобщей жизни и смерти", забираются на крышу вагона, примечательно, что они оказываются "на ребристой и непривычно широкой крыше вагона, покрытой облупившейся жёлтой краской". То есть на крыше иллюзорность "жёлтости" поезда становится более очевидной.
— Животных тоже не обманывает цвет, в который выкрашена "Жёлтая стрела": "звери покрупнее боялись подходить к грохочущей жёлтой стене".
3. В одном из ключевых моментов повести жёлтый является символом быстротечности, тщеты жизни.
—Хан показывает Андрею надпись на стене, которую оставили те, кто сумел сойти с поезда, начинается надпись со следующих слов:
ТОТ, КТО ОТБРОСИЛ МИР,
СРАВНИЛ ЕГО С ЖЁЛТОЙ ПЫЛЬЮ
Очевидно, что под жёлтой пылью подразумевается что-то эфемерное, скорее всего, это песок, который очень часто используется для того, чтобы подчеркнуть быстротечность жизни: песочные часы наполнены жёлтой пылью, она стремительно движется вниз, из песка невозможно построить что-то долговечное, он рассыпается и течёт.
Жёлтые стрелы – это лучи солнца, и "Жёлтая стрела" — это поезд, на котором едут все персонажи повести. В обоих случаях жёлтые стрелы символизируют человека.
1. Главный герой думает, что для лучей огромная трагедия пронестись через космос только для того, чтобы угаснуть на "отвратительных останках вчерашнего супа", он сравнивает жёлтые стрелы с людьми: "А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна жёлтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды – то есть, как и человек, имели в своём распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты. "Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно жёлтой стрелой, упавшей на скатерть. А жизнь – это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу…"".
2. Никто не знает, зачем рождаются люди и зачем умирают, кто создал человека и с какой целью: "Андрей отошёл на несколько метров в сторону и посмотрел на "Жёлтую стрелу". Со стороны она действительно походила на сияющую электрическими огнями стрелу, пущенную неизвестно кем неизвестно куда".
3. В одном случае жёлтая стрела не символизирует человека или его судьбу, в том самом месте, где жёлтый означает тщету и быстротечность, жёлтая стрела тоже меняет своё значение. Окончание надписи на стене:
ВЕСЬ ЭТОТ МИР – ПОПАВШАЯ В ТЕБЯ ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА
ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА, ПОЕЗД, НА КОТОРОМ ТЫ ЕДЕШЬ
К РАЗРУШЕННОМУ МОСТУ
Что этим отрывком хотел сказать автор? Возможно, он имел в виду, что весь этот мир – захватившая тебя иллюзия. Тогда получается, что в этом отрывке жёлтая стрела несёт на себе значение иллюзорности, призрачности. Этот мир – иллюзия, и поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту – тоже всего лишь иллюзия. И, раз поезд всего лишь иллюзия, то можно с него сойти1.
ПОЕЗД
1. Поезд – это окружающий мир.
— Хан говорит Андрею, что обычным людям, пассажирам, не приходит в голову, что можно жить по-другому, что можно вырваться из привычного мира: "Им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет".
— Андрей говорит, что для них тоже нет ничего, кроме поезда. Хан отвечает, что это не важно: "А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда действительно можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут".
— Хан добавляет, что самое сложное – это жить в этом мире, но не быть его заложником: "Ехать в поезде и не быть его пассажиром".
— Андрея мучает тот же вопрос, что и всех философов, – откуда этот мир, как он появился: "откуда мы едем? Откуда идёт этот поезд?" Хан отвечает, что ему не особо интересно, откуда он едет, гораздо интереснее – это как с него сойти. Он предлагает Андрею задать его вопрос проводникам, однако Андрей с безнадёжностью отвечает: "Да, они объяснят, это точно".
2. Поезд несёт негативную коннотацию.
— "оглушительная жёлтая стена"
— "осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти"
— "жёлтый катафалк"
ПАССАЖИРЫ
Пассажиры – это обычные люди, которые не задумываются над тем, зачем они живут и есть ли что-то ещё, кроме их привычного мира.
— Ни один обыватель никогда не рассматривает себя в качестве обывателя. Когда Андрей сказал Хану, что он тоже пассажир, Хан возразил ему: "Нормальный пассажир никогда не рассматривает себя в качестве пассажира. Поэтому, если ты это знаешь, ты уже не пассажир. Им никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет".
— Люди не думают о том, что воспринимаемый ими мир лишь часть чего-то неизмеримо большего: "они не понимают даже того, что едут в поезде".
— Андрей с удивлением спрашивает Хана о том, как пассажиры могут не понимать, что они едут в поезде. Хан отвечает: "Но ведь они и правда этого не понимают. Как они могут понять то, что и так отлично знают? Они даже стук колёс перестали слышать".
— Люди верят в Бога, чтобы не сойти с ума от бессмысленности проживаемой жизни, чтобы забыть о том, что двигаются лишь к смерти. В "Путеводителе" об этом сказано следующим образом: "Им всё известно про эту жизнь, но они идут дальше по коридору, из сортира в купе и из тамбура в ресторан, понемногу превращая сегодня в очередное вчера, и думают, что есть такой Бог, который их за это вознаградит или накажет".
— В "Путеводителе" Андрей прочитал в том числе и следующее: "Я просто вижу жизнь такой, как она есть, трезво и точно, и никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-то другое. Мне нравится Индия, и поэтому сейчас я еду по Индии. А они просто сумасшедшие, пассажиры сумасшедшего поезда, и во всём, что они говорят, я слышу только стук колёс. И оттого, что их много, а я почти один, не меняется ничего…"
В заключение рассмотрим эпизод, который является важным для понимания мира пассажиров. Девочка (Д.) и её мать (М.) стоят у окна:
Д.: Мама, а что там?
М.: Где там?
Д.: Там, – сказала девочка и ткнула кулаком в окно.
М.: Там-там.
Д.: А кто там живёт?
М.: Там животные.
Д.: А ещё кто там?
М.: Ещё там боги и духи, но их там никто не видел.
Д.: А люди там не живут?
М.: Нет, люди там не живут. Люди там едут в поезде.
Д.: А где лучше, в поезде или там?
М.: Не знаю, там я не была
Д.: Я хочу туда, – сказала девочка и постучала пальцем по стеклу окна.
М.: Подожди, – горько вздохнула мать, – ещё попадёшь.
Мать, пассажирка, знает, что туда попадают только после смерти. Она отвечает на вопросы дочери так, как, наверное, её мать отвечала ей. Девочка, ещё не успевшая стать пассажиркой, хочет "туда", её манит неизвестность. Ограниченность мира матери сквозит во фразе "люди там едут в поезде", т. е. она не может себе даже представить существование, отличное от её жизни и жизни окружающих её людей. Поэтому люди у неё не живут, а едут в поезде.
Мать, заметив, что Андрей смотрит на девочку, подняла глаза и чуть выгнула брови, "как бы приглашая на вершину годов, прожитых неким абстрактным Вахтангом Кикабидзе, чтобы снисходительно улыбнуться оттуда трогательной детской наивности". Однако Андрей не оправдал её ожиданий: "Чего это вы на меня так смотрите, – сказал он, – я, может, тоже туда хочу".