Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Оренбургский государственный университет
Факультет филологии
Кафедра русской филологии и методика преподавания русского языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: “История русской литературы”
Колористика в поэзии В.С.Высоцкого.
ГОУ ОГУ 031001
Руководитель работы:
Профессор ф.н., кафедры РФ и МПРЯ Матяш С.А.
“___”____________________2008 г.
Исполнитель:
Студент группы 05 РуФ
___________________Карпец М.В.
“___”___________________2008 г.
Оренбург 2008
Содержание
1. Введение…………………………………………………………3
2. Колористика в поэзии В.С.Высоцкого………………………...5
3. Заключение……………………………………………………....18
4. Список используемой литературы……………………………..19
5. Библиографическое разыскание………………………………..20
Введение
Одной из разновидностей литературной песни 2ой половины 20в является «авторская песня», изначально предназначенная для музыкального исполнения в сопровождении гитары или других инструментов [6].
Шестидесятые годы – время расцвета творческих индивидуальностей в авторской песне, таких как Б.Окуджава, А.Галич, Н.Матвеева, В.Высоцкий, Ю.Ким, Ю.Визбор, Е.Клячкин и др. Круг поклонников этой песни продолжает быстро расти; надо заметить, однако, что этот круг не беспределен: к нему относится студенческая молодежь и городская интеллигенция более старших возрастных групп. На фоне действительно массового увлечения рок-музыкой, начавшегося с середины шестидесятых годов, очевидной становится локализованность среды самодеятельной песни; всеобщую популярность получают лишь песни В.Высоцкого.
Актуальность исследования. В настоящее время творчество В.С.Высоцкого изучено достаточно широко. Различные исследователи подходят к его творчеству с разных аспектов изучения. Мы же рассматривали творчество В.Высоцкого на предмет выявления цвета, которое до нас еще не было никем изучено. Песни Высоцкого популярны; актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: «русский шансон». Многие его стихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией. А это означает, что его жизнь и творчество не были напрасны.
Цель исследования: анализ произведений В.С.Высоцкого на предмет выявления цвета.
Объект исследования: произведения В.С.Высоцкого.
Предмет исследования: колористика в творчестве Высоцкого.
Задачи исследования:
- выявить цвет;
- определить частотность использования цветов;
- выявить преобладающие цвета в творчестве В.Высоцкого;
- сопоставить цветовую палитру В.С.Высоцкого и А.С.Пушкина.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Колористика в поэзии В.С. Высоцкого
Видение мира в цвете – одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Пронизывая каждое мгновение бытия, оно настолько органично нашей природе, что зачастую мы просто не отдаем себе отчета, каким образом складываются наши цветовые пристрастия и антипатии – эмоциональный компонент в восприятии цвета диктуется на подсознательном уровне – так отмечают психологи.
Но цвет интересует не только психологов, но и литературоведов, которые исследуют цветовые предпочтения разных авторов. Так, на сегодня уже есть методика описания цветовой палитры С.М. Соловьева на материале исследования произведений А.С.Пушкина.
Свое исследование мы выполняли на материале первого сборника В. Высоцкого « Нерв». Мы проанализировали 133 стихотворения Высоцкого на предмет выявления цвета: учитывались прилагательные и другие части речи с семантикой цвета. В итоге мы выяснили, что:
У Высоцкого – поэта с цветом были особые отношения. Творчество Высоцкого не перенасыщено колористическими образами, можно отметить даже определенную скупость в использовании им цветового спектра при построении своего художественного мира.
Общая цветовая палитра Высоцкого такова: черный, белый и серый – три основные цвета, наиболее часто употребляемые В.С. Высоцким, составляют 68% от общей цветовой палитры. Кроме них, синий, красный, зеленый и желтый дают еще несколько «пятен» в спектре, занимая оставшиеся 32%.
Мы представляем их по мере частотности.
Основным цветом в произведениях Высоцкого является черный. Он показывает какое-то необыкновенно глубокое восчувствование трагедийного. Так, в песнях военной тематики – черный цвет везде угрюмо символичен, становится признаком несчастья, ужаса. Это земной поклон тяжкой солдатской страде и сострадание к нашим солдатам, оказавшихся в фашистском плену, а также «загремевшим» в штрафные батальоны смертников [1]:
« Мне хочется верить, что черная наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход»;
Или
«Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя»;
«В плен – приказ: не сдаваться!- они не сдаются,
Хоть им никому не иметь орденов.
Только черные вороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.
…Ну а вороны- словно над падалью- вьются
Над черной колонной врагов».
Белый цвет находится на втором месте по частоте его использования. Все белое создает приподнятость, радостность [2]:
«Как Хорошо устроен белый свет! –
Меня вчера отметили в приказе:
Освободили раньше на пять лет, -
И подпись: «Ворошилов, Георгадзе»».
Для лирического героя Высоцкого это очень значимое событие в его жизни. Это праздник для него, а праздники, обычно, ассоциируются у нас с чем-то радостным, светлым.
Так, в произведении «Про меня говорят: он, конечно, не гений…» Высоцкий показывает пробуждение своего героя от кошмарных ночей, от темного и, в какой-то мере, от «белого». А это тоже своеобразный «праздник». Это возрождение к жизни:
«И теперь я проснулся от длительной спячки,
От кошмарных ночей – и вот снова дышу, -
Я очнулся от бело-пребелой горячки…».
С помощью белого цвета Высоцкий показывает нам и красоту, и очарованность этой красотой:
«Я не знаю, что там она делала, -
Видно, паспорт пришла получать -
Молодая, красивая, белая…
И решил я ее разыскать».
Насыщенность белыми красками проявилось в песне «Белый вальс»:
«Белее снега белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался.
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,
И ты был бел, белее стен, белее вальса.
Где б ни был бал – в лицее, в доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе – как тебе везло!
В России дамы приглашают кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело…».
Серый цвет завершает основную палитру цвета у Высоцкого. Он как бы смешивает основные цвета черный и белый, и получает промежуточный серый цвет – блеклый, невыразительный. Ведь когда мы видим его, то «можем сказать, что он похож на черный», равно как «можем сказать, что он похож на белый». Поэтому серый и определяет безликость:
«И взмолилась толпа бесталанная –
Эта серая масса бездушная…».
Или
Ты мне можешь надоесть с полушубками,
В сером платьице с узорами блеклыми…».
Как видим, сам Высоцкий подчеркивает блеклость и неприметность серого цвета.
Но не только блеклость выражает этот цвет, серое – ассоциируется еще и с чем-то ужасающем, приводящем в панику [2]:
«У тебя глаза – как нож:
Если прямо ты взглянешь –
Я забываю, кто я есть и где мой дом;
А если косо ты взглянешь –
Как по сердцу полоснешь
Ты холодным, острым серым тесаком».
Не случайно Высоцкий к серому цвету добавляет определения «холодный», «острый», и само определяемое, ключевое слово «тесак». Ведь это уже не просто нож, а нечто огромное, опасное, страшное.
Не оставляет безразличным и «седой старик»:
«И хирург – седой старик –
Он весь обмяк и как-то сник:
Он шесть суток мою рану зашивал!».
Кроме трех основных цветов, синий (и его оттенок – голубой), красный, зеленый и желтый (и золотой) дают еще несколько «пятен» в спектре.
Символическое значение синего цвета, по утверждениям А. Вежбицкой и П.В. Яньшина, давно легло в основу традиционно-поэтической образности. Синее небо, синее море – образы, пришедшие из фольклора и обозначающие безграничность определяемого им пространства. У Высоцкого синий цвет также приобретает значение безграничного пространства. Ярко это проявилось в стихотворении «Бодайбо»:
«Здесь леса кругом гнутся по ветру,
Синева кругом – как не выть!
Позади – шесть тысяч километров,
А впереди – семь лет синевы…».
Цветовые характеристики у Высоцкого многофункциональны и получают новое смысловое наполнение в каждом отдельном случае. Употребляемые при описании персонажа, они максимально актуализируют какую-то определенную деталь, выражающую сущностную характеристику героя [3]:
«Что же ты, зараза, бровь себе побрила,
Ну для чего надела, падла, синий свой берет!».
Голубой цвет, вбирая все характерные для синего значения, приобретает и свои семантические оттенки, связывающие его образ в искусстве, литературе, психоанализе с небесной чистотой, покоем, безмятежностью [8].
У Высоцкого голубой цвет символизирует мечтательность, но в тоже время и ощущение безнадежности:
«Но где же он, мой «голубой период»?
Мой «голубой период» не придет!».
Голубой ассоциативно или напрямую связан с темой творчества, вдохновения, поиском гармонии и покоя, которые немыслимы без особого лиризма и внутренней свободы [2].
«Мой «голубой период» не придет!» - в этих горьких словах звучат и отголоски излишней боязни оказаться талантливым не в той мере, в какой хотелось бы.