Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов создает эффект уменьшения Туманова за счет употребляемых им слов.
"Вы так милостивы, ваше сиятельство", " с восторгом, ваше сиятельство".[8] Множественные повторы вежливого обращения к Бронину Тумановым, не имеют вариантов и вариаций, это всегда одинаковая фраза "ваше сиятельство", назойливо вставляемая в каждую без исключений реплику. Однообразная фраза, имеющая в русском языке множество синонимов - заменителей используется только в данной форме, не изменяясь и не заменяясь ничем. Именно такой повтор обеспечивает эффект слепого преклонения перед вышестоящим чиновником. Показывает принижение себя Тумановым в обществе Бронина.
Хвостиков Иван Савич ("Петербургские коршуны") - мещанин, промышляющий "врачеванием". К данной фамилии так и напрашивается дополнение "про", чтоб получилась истинная фамилия Прохвостиков, ведь именно замашки плута и прохвоста мы видим в данном персонаже. Он притворяется слепым лекарем, травит Арханова с ведома экономки и по ее научению.
Дрянев - "приятель Паншинского". Одна из неординарных личностей данного произведения. По мнению автора, данному герою вполне достаточно и звучной фамилии, именно по этому и отсутствует имя и отчество. Здесь применим принцип "скажи кто твой друг, я скажу тебе, кто ты "
Горин ("Петербургские коршуны") - сама фамилия наводит на ассоциацию с горем. И, действительно, Горину пришлось узнать лично, что значит хлебнуть горя. А виной всему, как утверждает он сам - его бесхарактерность, которая и стала причиной всех его бед. Он заложил имение своей жены за карточный долг, получил отказ в помощи от богатого дядюшки Арханова, был обвинен в денежных махинациях, в подделке денег, словом, долгий ряд злоключений позволяет полностью оправдать его фамилию.
Выделяя главных героев звучными именами, автор награждает второстепенных героев, относящихся к низшему классу, простыми именами, такими как: Иван (лакей Туманова из пьесы "Нынешняя любовь"), Константин (лакей Чедаева, "Нынешняя любовь"); Никифор (садовник, "Пробный камень"), Дмитрий, Алексей (лакеи "Пробный камень"), Ульяна Ивановна (экономка "Пробный камень"), Денис (повар "Пробный камень"). Данный ряд может быть продолжен примерами из произведений Виктора Антоновича.
"Нынешняя любовь"
В драмах "Нынешняя любовь" (1865), "Светские ширмы" (1866) Дьяченко пытался разоблачить "современного" молодого человека, разночинца - нигилиста, язвительно критикующего окружающую его среду, произносящего обличительные фразы, а на деле оказывающегося черствым карьеристом. [9]
Пьеса 1865 года. Впервые представлена на сцене в 1865.
В основе сюжета лежит любовный конфликт, стандартный для пьес того периода любовный треугольник (влюбленная девушка Юлинька, ее возлюбленный Чедаев и его соперник граф Бронин, который одерживает верх и берет в жены Юлиньку благодаря своему видному положению). Пьеса драматична и совершенно не претендует по содержанию и идее на комическое произведение, но, несмотря на это, автор вкрапляет в текст произведения юмористические нотки. К средствам создания комического в первую очередь можно отнести языковые характеристики героев пьесы. Линский выражает свое мнение на диалог в произведении "Жертва за жертву" "одним из главных достоинств этой пьесы, как вообще и всех произведений Дьяченко, является занимательность и легкость диалога. Диалог этот носит часто водевильный характер, но все же слушается с удовольствием". Действительно, в произведениях может быть обнаружено великое множество занимательных диалогов, в которых автор демонстрирует мастера сатирического диалога. Так, например, раскрывается острый ум Чедаева через диалог с Юлинькой:
Юлинька: Вы долго жили в Орле?
Чедаев: В Орловской губернии, а в Орле я никогда не был.
Юлинька: Я думала вы были там в университете.
Чедаев: В Орле нет университета: я был в Харьковском университете. А вы где воспитывались?
Юлинька: Здесь в пансионе.
Чедаев: А сколько за вас платили?
Юлинька: 500 рублей серебром в год.
Чедаев: Порядочно. И не научили вас даже русской географии. У нас не так много университетов, чтобы трудно было помнить, где они. Впрочем, не мудрено. Вас учили преимущественно французскому языку.
Чедаев иронизирует по поводу современного образования, значимость которого исчисляется не количеством и качеством приобретенных знаний, а суммой оплаты, что еще раз доказывает снижение уровня образованности и уровня культуры людей. Развернутые предложения Чедаева подчеркивают его умение последовательно и обстоятельно излагать мысли, приводя неопровержимые доводы в подтверждение своих идей.
Юлинька: Все мужчины воображают, что они выше женщин.
Чедаев: Ростом?
Казалось бы, неуместное замечание, но, данным ответом герой уходит от долгих бесед по выяснению места мужчины и женщины в современном обществе, а так же внося юмористические нотки в повествование. Здесь же поднимается вопрос о неравноправии женщин и мужчин.
"Пробный камень"
Комедия в пяти действиях. Относится к 1868 году.
Здесь обыгрывается ситуация, когда имение умирающего Сундукова, стает вожделенным куском для соседки-баронессы Стренгель и для бывшего владельца данного имения Григория Михайловича Басанина - Басанского. В итоге желанный надел земли вместе с имением, после долгих перепетий достается Николаю Ивановичу Кочергину - племяннику Сундукова и его невесте Катеньке.
Комизм данной пьесы заключается в хитросплетениях сюжета, который то принимает драматический накал (когда Катенька), то поражает нелепостью ситуации.
Перед нами вновь образы не вызывающие симпатию. Лжецы и лицемеры плетут свои сети вокруг Сундукова. Холодный расчет баронессы в ее желании убедить Сундукова возвратить имение бывшему хозяину, а потом прибрать его к рукам через сына - будущего мужа Катеньки. Ее расчетливость и меркантильность переходят все мыслимые и немыслимые границы, она открыто признается Басанину - Басанскому в том, что именно она надоумила старика вернуть им имение. Переступая все рамки приличия, она настаивает на свадьбе ее сына и Катеньки. Когда же она понимает, что в связи с появлением прямого наследника Сундукова, и вероятным провалом ее грандиозных замыслов, она тут же находит выход, находит новый объект с большим приданым и науськивает сыночка на новые ухаживания. Поражает наглость и изворотливость подобных Стренгель людей. Для них нет никаких границ приличия и чести. Все приличия - внешний атрибут, которым принято прикрывать свои грязные замыслы.
Драматическое произведение - всегда отклик автора на современную ему действительность, выстраданность каждого слова, взвешенность подачи материала. Драматические произведения всегда направлены на зрителя и мертвы вне сцены. Порывы души автора запечатлены в каждом слове, автор может не выделяться в сценической постановке, но мы всегда будем видеть авторскую точку зрения, в каждой реплике, будем слышать голос самого автора, вещающий через актеров. Виктор Антонович Дьяченко, популярный драматург XIX века ныне забыт, и забыт незаслуженно. Мастер слова, человек, тонко чувствовавший перемены происходящие в обществе, он творил наравне с великими драматургами, ставшими классиками русской литературы.
Основная проблематика рассмотренных нами пьес может быть представлена в следующей схеме:
1 Социальные проблемы, к которым можем отнести, проблемы социального неравенства, на почве которого рождается неравное отношение к человеку, обусловленное классовым разделением, несоответствие понятия "высший класс" его духовному наполнению. В этот же ряд стоит поставить и желание людей обогатиться, не прикладывая особых моральных и физических усилий.
Семейная проблема является одной из самых важных проблем. Для произведения Виктора Антоновича так же данная проблема является весьма важной. Наряду с остальными, раскрытие ее происходит непосредственно через систему образов и особенности взаимодействия героев. Так например, в пьесе "Нынешняя любовь," перед нами неполная семья, где Юлинька живет с отцом, заботящемся исключительно о материальной выгоде, и мачехой, решительно не желающей1 принимать участия в жизни семьи, ей всегда нездоровится и клонит в сон. Видение жизни молодой девушки никого не интересует, родитель считает желание дочери утроить совою жизнь как на одну из издержек юного возраста, хотя сам даже точно не знает сколько Юлиньке лет: (д.2, с 156) Туманов отвечает на вопрос Бронина сколько лет дочери, - послезавтра 18. В точности не умею доложить, ваше сиятельство, легко может быть, что я ошибаюсь". Подобная картина присуща многим семьям. В некоторых же, дети являются "достойными" отроками своих родителей. Примером может служить семья баронессы Стренгель, сын которой хорошо усвоил уроки матери и всегда имеет "запасной " вариант для супружества, ради обеспечения материального благосостояния.
2 Нравственные проблемы. В произведениях Виктора Антоновича широко представлены и такого рода проблемы. Тесно переплетаясь с социальными, они (проблемы нравственные) дополняют порочный круг современной реальности. Проблема духовного обнищания людей, духовной слабости и незрелости предстает перед нами в пьесе "Нынешняя любовь". Вынесенная а заглавие проблема, проблема изменения отношения и точки зрения на, казалось незыблемое в своем единственно верном значении, чувство, отражает упадок нравов. Если содержание понятия любви "нынешней" отличается от понятия любовь вообще, что же должно стать с другими вечными, неизменными понятиями как долг, патриотизм, семья. Драматург пытается показать всю глубину проблемы, достучаться до сердец читателей и зрителей. Заставляет задуматься, а что же будет дальше, если непоколебимые столпы семьи подкашиваются под давлением современных нравов?