Очень выразителен и образ Кочкарева – деятельного и энергичного человека. Он и разворачивает деятельность вокруг женитьбы Подколёсина. По первой реплике понятно, что ему не нравится, что его женили: «Что Подколёсин? Ты как здесь? Ах, ты!.. Ну послушай, на кой чёрт ты меня женила?» Он способен толкать людей на очень серьезные и необдуманные поступки ради своего развлечения. Именно он толкает Подколёсина на женитьбу: «Да, послушай, посуди сам: когда же все это успеем? Ведь через час нужно ехать в церковь, под венец!» На что Подколёсин дает логичный ответ: «Что ты, с ума сошел? Сегодня под венец!» И опять же легкомысленность Кочкарева: «Почему ж нет?» Он расписывает идеал семейной жизни Подколёсину: «Ну, а как будет у тебя жена, так ты ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделие… И вообрази, ты сидишь на диване, и вдруг к тебе присядет бабёночка, хорошенькая эдакая, и ручкой тебя». Кочкарёв выступает в роли отца, а Подколёсин – сына, что тоже говорит об иллюзии ситуации. Комизму подвергается и категория времени: женитьба – долгий процесс, а с подачи Кочкарёва все проходит за один день. Он сумел убедить Подколёсина и Агафью Тихоновну в любви, которой нет.
Конфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В избранном типе конфликта писатель выражает свое понимание реальных жизненных противоречий.
Конфликт может быть мнимым, иллюзорным - в этом случае иллюзорным, призрачным становится и сюжет произведения.
«Миражная интрига» - термин Ю.В. Манна. Своеобразие конфликта «Женитьбы» и заключается в «миражной интриге».
Оба главных героя пьесы - Подколесин и Агафья Тихоновна - персонажи ведомые от начала и до конца. Даже прыжок Подколесина в окно - не поступок, а покорное движение в колее обстоятельств, а именно - привычки, чья сила просто превзошла темпераментный напор свата.
Также оба главных героя по большому счёту не знают, чего хотят, их личную жизнь пытаются устроить третьи лица, среди которых выделяется фигура Кочкарёва, чьё желание взять на себя функции свата совершенно немотивировано. То есть, Кочкарёв, конечно, как-то объясняет свои действия, в частности - стремлением помочь засидевшемуся в холостяках другу, однако все эти внешние, формальные объяснения не дают оснований говорить о наличии какого-то действительно серьёзного мотива. Грубо говоря, Кочкарёв вдруг загорелся идеей женить своего приятеля.
Именно эта «миражная интрига», мнимость происходящего движет конфликт комедии.
5. Сделайте аннотацию одной из книг о Гоголе (Ю.В. Манн «Поэтика Гоголя»)
В книге Ю. Манна исследуется художественный мир Гоголя, отличающийся необычайной глубиной и сложностью. Автор раскрывает художественное своеобразие «Мертвых душ», «Ревизора», «Женитьбы», «Игроков», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Петербургских повестей», «Маленьких комедий» и других произведений Гоголя. Рассматриваются важнейшие проблемы поэтики Гоголя, его художественного мастерства: соотношение фантастики и реальности, принципы построения характеров, особенности стиля, своеобразие комизма, принцип карнавализации и миражная интрига. Творчество Гоголя разбирается на широком фоне русской и мировой литературы. Проведенный в книге анализ поэтики Гоголя помогает понять, почему сегодня его творчество приобретает все большую популярность как в нашей стране, так и за рубежом. Книга рассчитана на специалистов по русской литературе и на всех интересующихся творчеством великого писателя.
6. Составьте библиографию книг и статей о творчестве Н.В. Гоголя, появившихся в последние 10 лет
1. Монахова И. Страхи и ужасы. О повести Н.Гоголя «Вий» / И. Монахова // Вопросы литературы. – 2009. – №3. – С.269-303.
2. К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 2009. – №3. – С.7-33.
3. Ранчин А.М. Пространственная структура повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» и древнерусская словесность. / А.М. Ранчин // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 2009. – №2. – С.16-26.
4. Александрова С.В. Повести Н.В. Гоголя и народная зрелищная культура // Русская литература. – 2001. – №1. – С.50-65.
5. Воропаев В.А. Пословицы и притчи в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя // Русская речь. – 2002. – №2. – С.96-102.
6. Шустов А.Н. «Капитан Копейкин» - малороссийский сосед Гоголя / А.Н.Шустов // Русская литература. – 2009. – №2. – С.125-127.
7. Нарушевич А.Г. Мотив превращения и языковые средства его воплощения в повести Н.В. Гоголя «Вий» // Русский язык в школе. – 2001. – №3. – С.56-58.
8. Кошелев А.В. «Я непременно хочу видеть этого упрямого хохла…» (К проблеме достоверности «Записок О.А. Смирновой») / А.В.Кошелев // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 2009. – №2. – С.27-33.
9. Афанасьев Э.С. О художественности повести Н.В.Гоголя «Шинель» // Литература в школе. – 2002. – №6. – С.20-23.
10. Щеблыкин И.П. Об одной распространенной ошибке в толковании поэмы Н.В.Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» // Литература в школе. – 2004. – №4. – С.6-9.
11. Манн Ю. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя, или «Сильные кризисы, чувствуемые целою массою» // Вопросы литературы. – 2002. – №4. – С.170-201.
12. Попова Т.М. Гоголь в воспоминаниях современников / Т.М.Попова // Литература в школе. – 2009. – №4. – С.25-28.
13. Гольденберг А.Х. Архетип народного праздника в художественном мире Н.В. Гоголя / А.Х. Гольденберг // Русская словесность. – 2009. – №3. – С.3-11.
14. Воропаев В.А. «На зеркало неча пенять…» (Смысл эпиграфа и «немой сцены» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») // Русская речь. – 2002. – №6. – С.9-15.
15. Неопубликованные страницы «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя // Вопросы литературы. – 2005. – №6. – С.204-213.
16. Озеров Ю.А. Бытовая деталь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» // Русская словесность. – 2006. – №2. – С.18-31.
17. Манн Ю.В. Постигая Гоголя: учебное пособие для старшеклассников и студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 2006 с.
18. Афанасьев Э.С. О художественности повести Н.В. Гоголя «Нос» // Литература в школе. – 2004. – №4. – С.13-14.
19. Кривонос В.Ш. О смысле повести Гоголя «Рим» // Известия РАН. Серия литературы языка. – 2001. – Т.60 – №6. – С.14-26.
20. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. – 2 изд. испр. и расшир. – М.: РГГУ, 2002. – 686 с.
21. Кривонос В. «Бедный Акакий Акакиевич» (Об идеологических подходах к «Шинели» Гоголя) // Вопросы литературы. – 2004. – №6. – С.139-156.
22. Софронова Л.А. Рассказчик и слушатель в ранних повестях Гоголя / Л.А. Софронова // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2008. – №3. – С.24-32.
23. Кривонос В.Ш. Путешествие Тараса в Варшаву и его роль в структуре повести «Тарас Бульба» / В.Ш.Кривонос // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2007. – Т.66. – №3. – С.48-56.
24. Гаспаров М.Л. Сон Тараса в структуре повести «Тарас Бульба» //Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2002. – Т.61. – №4. – С.10-18.
25. Кожевникова Н.А. «Мертвые души»: из истории субъективного авторского повествования // Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе 19 – 20 вв. – М., 1994; Русский язык. – 2002. – 1-7 марта. – С.11-15.
26. Сокурова О.Б. Слово, имя, вещь в духовной проблематике «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя / О.Б.Сокурова // Вестник Моск. обл. гос. ун-та. Русская филология. – 2010. – №3. – С.152-158.
27. Геймбух Е.Ю. Способ организации словесного ряда в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя // Русский язык в школе. – 2002. – №1. – С.52-56.
28. Паламарчук П.Г. «Ключ» к Гоголю / Авт. предислов. А.М. Анашкевич. – СПб.: Астрель-СПб, 2009. – 320 с.
29. Волосков И.В. Истоки религиозной философии Н.В. Гоголя // Вестник МГУ. Серия: Философия. – 2002. – №2. – С.47-58.
30. Холобаева Д.П. Стиль Н.В.Гоголя: семантика плеоназмов и мнимых тавтологий / Д.П. Холобавева // Филологические науки. – 2009. – №3. – С.77-85.
31. Кошелев В.А. «Нарочито невеликий» Миргород / В.А.Кошелев // Литература в школе. – 2008. – №12. – С.12-16.
32. Николаева П.В. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем / П.В. Николаева // Русская речь. – 2007. – №3. – С.9-14.
33. Гаджиева Т.Б. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" и религиозная позиция ее автора // Науч. мысль Кавказа. - Ростов н/Д., 2007. - N 4. - С. 91-93.
34. Виноградская Н.Л. Структура диалога в драматургии Н.В. Гоголя (Комедия "Женитьба"): Автореф. дис.... канд. наук; Филологические науки: 10.01.01 / Рос. гос. гуманит. ун-т. - М., 2006. - 28 с.
35. Плохотнюк В.М. Тема безумия в творчестве Н.В. Гоголя и Ю.И. Крашевского // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Рус. филология. - М., 2007. - N 3. - С. 226-229.
36. Алюшева Ю.Р. Отражение национального сознания в раннем творчестве Н.В. Гоголя // Десятые Ефремовские чтения. - СПб., 2007. - С. 26-29.
37. Кривонос В.Ш. Сны и видения в "Петербургских повестях" Гоголя // Филол. зап. - Воронеж, 2007. - Вып. 26. - С. 18-35.
38. Чернов Л. Гоголь и юродство // Альманах Гуманитарного семинара. - Рига, 2006. - Вып. 5. - C. 96-114.
39. Наумова Н.Г. Языковые средства создания портрета персонажа: (На примере образа Чичикова) // Филологический анализ текста: концептуальность и аналитизм. - Йошкар-Ола, 2007. - C. 233-237.
40. Войводич Я. О физиологических жестах: плевание (XIX век и Н.В. Гоголь) // Телесный код в славянских культурах. - М., 2005. - С. 80-93 Библиогр.: с. 92-93.
41. Беляева Н.С. Все дороги ведут в "Рим": (Архетипы дороги и дома в неоконченном романе Н.В. Гоголя) // Филологические этюды. - Саратов, 2007. - Вып. 10, ч. 1-2. - С. 16-20.
42. Изотова Е.В. Тема войны 1812 года в первом томе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя // Филологические этюды. - Саратов, 2007. - Вып. 10, ч. 1-2. - С. 26-31.
43. Давыденко Л.А. О том как поссорился Николай Васильевич с Михаилом Петровичем, или История с портретом Гоголя // Филологические этюды. - Саратов, 2007. - Вып. 10, ч. 1-2. - С. 99-105.
44. Рыкова Е.К. Русское масонство и славянофильство: точки соприкосновения: (И.П. Тургенев, Н.В. Гоголь, Аксаковы). Постановка проблемы // Вторые Аксаковские чтения. - Ульяновск, 2006. - С. 142-149.