Смекни!
smekni.com

Роль пролога в романе Андрея Платонова "Счастливая Москва" (стр. 2 из 5)

В экспозиции героиня представлена:

Ребенком: Маленькая девочка увидела его (человека с факелом)[10] из окна своего дома, проснувшись от скучного сна[11];

молодой женщиной: молодая женщина сразу меняла свою жизнь[12] и «до поздних лет»[13]

Если в романе главная героиня последний раз появляется в сюжете в 12 главе в подвале Комягина, где «Москва спала с отчуждением, повернувшись к стене своим прекрасным лицом»[14], где ей 20 с небольшим лет, то в экспозиции говорится о жизни Москвы Честновой «до поздних лет»[15]. В отрывке текста, занимающем по размеру меньше страницы, заключена жизнь главной героини, не раскрытая в сюжетном действии, занимающем примерно четыре года из жизни молодой Москвы, которые приходятся на строительство Московского Метрополитена. Начало развитию метростроения в СССР было положено решением пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 "О строительстве Московского метрополитена"[16]. В романе героиня физически не выходит за пределы молодости, хотя за четыре года, освещенных в повествовании, она прошла огромный путь: через поиски и разочарования, романы со многими героями, инвалидность (она потеряла ногу), путь от юной красивой девушки до Бабы-Яги в подвале Комягина, где она буквально с костяной ногой. Исследователь Бердяев в концепции выхода к истинному времени в его религиозном содержании говорит о преодолении разорванности земного времени на прошлое, настоящее и будущее[17]. И эта разорванность заключает в себе злое и порочное начало, так как будущее всегда уничтожает прошлое, хотя в ранних работах Платонов и видел в этом смысл, ощущал радость социалистической революции в окончании прошлого. Дети же в платоновском мире олицетворяют вечное начало, способное постичь мир во вневременных рамках.

Таким образом, в экспозиции героиня представлена ребенком, юной девушкой и «до поздних лет». Исходя из вышесказанного, можно сделать первый вывод: помимо функций пролога экспозиция включает в себя также и элементы эпилога, выходящего за рамки художественного прошлого и настоящего в будущее. В этом плане его функции схожи с функциями пролога «Чевенгура», где также экспозиционное время и пространство выходит за рамки основного романа. Такое расширение хронотопа экспозиции и уплотнение повествования от пролога к эпилогу свойственно Платонову и делает каждое слово и каждый образ художественно значимыми.

Тема Москвы, заявленная в названии романа, у Платонова во многом носит личный характер. С 1926 года судьба и творчество Платонова связаны с этим городам, и, начиная с повести «Эфирный тракт», Москва появляется практически во всех его произведениях. Именно в этот период вокруг Москвы начинает концентрироваться интерес творческих сил, так как она стала новым центром русской жизни и русской литературы, главным городом страны Советов, строительства социализма.

«Можно говорить о некоторых волнах движения к имени Москвы в литературе 1920 – 1930-х годов: от отрицания Москвы как центра Святой Руси до возвращения к её имени на самых разных путях».[18]

В названии романа задана тема счастья. Название «Счастливая Москва» можно понимать двояко, ведь Москва – это и имя главной героини и древний город, ставший социалистической столицей мира, в котором происходят главные события повествования. В центре романа женский образ, который автор, используя древнюю мифологему женщина-город (город-мать) накладывает на образ социалистического города-столицы. Символика имени героини многослойная. Женщина – город воплощается в мотиве очеловечивания мира, мечте автора о доме-саде, символизирующим мир и гармонию, становится символом веры. Но уже в первом же предложении тема счастья опровергается. Платонов пишет в своих статьях о том, «как непохожа жизнь на литературу: скука, отчаяние»[19].

И первым мотивом романа становится мотив скуки. Для рассмотрения мотива скуки мы взяли определения нескольких авторитетных источников. Словарь Ожегова характеризует скуку как тягостное чувство, от костного, праздного, недеятельного состояния души».[20] В данном определении мы обращаем внимание на наличие бездействия души в понимании скуки, что созвучно мотиву романа. Скучать или жить в скуке может также означать томиться праздностью, бездельем, положением отсутствием интереса к окружающему миру[21] Скучным характеризуется, с одной стороны, ночь: Темный человек с горящим факелом бежал по улице в скучную ночь поздней осени[22], а с другой стороны скука рассматривается как психологическое состояние героини-девочки: Маленькая девочка увидела его из окна своего дома, проснувшись от скучного сна[23]. Скучным характеризуется как внешний, так и внутренний мир, как город, дореволюционное время, настроение, в общем, так и жизнь ребенка, героини, её мир и конкретно ночь, сон. Мотив скуки приобретает значение бытийной утраты и разлуки, связывается с ощущением нарушения единства жизни и её целостности, ощущением собственной из неё исключенности, которое будет преследовать Москву Честнову на протяжении всей жизни.

В начале романа показаны исторические события октября 1917 года, но их географического закрепления нет, то есть мы не знаем точно, о каком городе идет речь. Мотив скуки в экспозиции закреплен в историческом времени за прошлым, что свойственно Платонову, который и ранее в творчестве закреплял за прошлым такие устойчивые характеристики как рабство и сиротство.[24] Повествователь характеризует исторический мир дореволюционной России как мрачный и скучный. Закрепленный за прошлым, мотив скуки в основном действии сопровождает каждого из главных героев и в историческом настоящем, где строится социализм. Ни один из героев романа в поисках счастья и смысла жизни не обретет ни одного, ни другого. У главных героев разные характеры и судьбы, но к концу повествования все герои приходят к разочарованию, мукам сомнений, томятся в скуке. Москва Честнова, не обретя ни семейного, ни душевного счастья покидает страницы повествования в разгар своей молодости, примерно в 24 года, но уже не Москвой Ивановной, а просто Мусей, женой вневойсковика Комягина, единственного героя романа, олицетворяющего собой прошлое, дореволюционное время. То есть в новой социалистической Москве героиня не нашла своего места. Вневойсковик Комягин же, как изначально мертвый герой старого времени, скучающий на протяжении всего романа и не ищет свое место в новой жизни, в конце романа он ищет смерть, так как он знает, что его время закончилось вместе с событиями октября 1917 года.

Тема сиротства дореволюционного мира также обозначена Платоновым в произведении. Главная героиня – сирота, воспитывалась в детском доме, откуда должна была выйти в мир и стать частью единой большой социалистической семьи. Исследователи отмечают, что от темы большой социалистической семьи Платонов в творчестве отходит к теме малой естественной семье.[25] Уже в романе «Счастливая Москва» можно увидеть изменения в концепции продвижения платоновских героев «от частного к целому», наглядным примером служит одни из самых важных героев романа, Сарториус. Но Москва же Честнова не обретает счастья ни в большой социалистической семье, даже не взирая на то, что именно социалистической молодежи и их объединению посвящены самые радостные главы романа, ни в, так называемой, естественной семье с вневойсковиком Комягиным.

Ученый-хирург Самбикин, убежден в приближающемся социализме. Он вначале мечтал овладеть бессмертием, и пришел к выводу, что одна жизнь стоит другой, так как эликсир получают из последних жизненных сил мертвого, и найти тайное место бессмертной человеческой души в теле, не может помочь ни мальчику, который умирает в итоге, ни Москве, которой он спасает жизнь, но ампутирует ногу. В случае успеха своих опытов делит общество на два класса: те, которые живут и те, которые умирают. Его губит эмоциональная бесчувственность. Он обречен на неудачу, так как не понимает ни смысла своих поисков, ни цели. Не может он обрести и семейного счастья с Москвой Честновой, так как понимает, что любовь к ней мешает ему любить весь мир, что для данного героя неприемлемо. Представления всех героев в начале романа отличаются непоколебимой верой в скорый социализм. Но лишь Сарториус эволюционирует в своем отношении к официальному плану строительства социализма. Он проходит развитие от техника, который желает невозможного, он сидел один над тою же задачей, над которой думал некогда Архимед, а позже Менделеев. Задача ему не давалась, весы и так были хороши, однако нужны были другие и лучшие, чтобы меньше тратить металла на их изготовление[26] до гуманистического реалиста, когда …большей любви Груняхину было не надо, стеснение Матрены Филлиповны он понял как высшую нежность и кроткое доверие к нему[27]. Сарториус – единственный герой романа, выходящий за рамки скуки. Сначала он счастливый изобретатель, затем он разочаровывается в жизни, в науке, любовь к Москве Честновой тоже приводит его к разочарованию, Он любил Москву такой, какая она есть, просто, не исходя ни из каких убеждений, но и он не находит своего счастья с этой женщиной. Он находит себя в помощи другим. Формула счастья для него: счастье как совесть.