Сначала Сарториус все знает, он пытается изобрести идеальные весы, чтобы справедливость во всем мире восторжествовала, затем он знает, что ничего не знает, появляется мотив слепоты: когда он идет днем и ничего не видит. В итоге Сарториус переходит от жизни разума к жизни сердца. В финале он смотрит на свою спящую жену и видит древнего ангела в ней. Именно ему посвящен финал романа, в котором читатель возвращается в ночь, темноту, но уже другую, нежели в прологе. Темнота ночи становится важным мотивом повествования, именно ночью в романе происходят значимые события с главными героями. Мотив темноты, заданный в прологе, оформляется в лейтмотив. Ночью, когда и сын уснули, Иван Степанович стоя над лицом Матрены Филлиповны и наблюдал[28], её звали куда-то в общий летний сумрак[29], Вечером в районном клубе комсомола собрались молодые ученые, инженеры…[30]Далекое электрическое зарево небосклон отражал обратно на землю и самый бледный свет доходил до здешней ржаной нивы… Но была ещё поздняя ночь[31]
В финале Сарториус, ставший к этому времени уже Груняхиным, может видеть душой. Сатрориус станет единственным героем романа, душа которого открылась в привычном нам понимании. Герой трижды сменит имя, что символизирует кризисно-эволюционные моменты его жизни. Платонов показывает изменения, произошедшие с ним с момента знакомства с Москвой Честновой в 6 главе до 12 главы их прощания и в 13 главе, где он окончательно меняет свое имя на Ивана Степановича Грухяхина. Не нашедший счастья в изобретательстве, в новой социальной жизни, не обретший своего семейного счастья, он понимает сокровенную природу людей и полон сочувствия к ним.
В финале он «наблюдал, как она (жена) вся беспомощна, как жалобно было сжато все ее лицо в тоскливой усталости и глаза были закрыты как добрые, точно в ней, когда она лежала без сознания, покоился древний ангел. Если бы все человечество лежало спящим, то по лицу его нельзя было бы узнать его настоящего характера и можно было бы обмануться[32]». И в этом мысли героя сходны с мыслями самого Платонова, который говорит о мире следующее: «Каждый человек с детства вырабатывает в себе социальную маску, чтобы гарантировать себе наибольший успех. Уже с детства человек впадает в уродство: все люди на самом деле замаскированы. Что если б человек был без маски! Как хорошо!»[33] Сарториус страдает, мучается, разочаровывается, но находит себя в любви к ближнему, в помощи страдающим, скучающим.
Изначально Платонову была присуща другая точка зрения по поводу человека будущего, воплотившаяся в Божко, который строит социализм по плану Сталина, работает на благо общества, берет на себя обязанности должности на добровольных началах, переписывается с другими социалистами для взаимопонимания во всем мире. Он герой – воплощение любви к дальнему, но чувствует нехватку любви к ближнему и боится в ней признаться. Это индивидуальные черты характеристики автора, Платонов в 20-е годы считал, что можно отказаться от любви во имя любви социалистической. «Что такое коммунисты? Это лучшие люди, которые умеют любить больше дальнего, чем ближнего»[34] Лицо Матрены Филлиповны говорит о тоскливой усталости, возвращая нам тему скуки, введенную в эпилоге, но скука закреплена не за Сарториусом, а за Матреной. Он нашел смысл жизни в формуле «счастье-совесть».
Мотив света задан в первых строках романа светящимся факелом – средством борьбы человека с мраком и слепыми силами, ассоциируется с первыми днями сотворения мира, вспышка света среди непроглядной тьмы – это воплощение создания нового мира, с революции началась подлинная история человечества. Мотив света сопровождает эпизоды строительства социализма. Также образ света связан с образом Апокалипсиса. Появление человека с факелом символизировало пробуждение героини ото сна. Этот момент означал окончание этапа сонного дореволюционного прошлого, скучного. Вечный сон людей в дореволюционной деревенской России был, по мнению Платонова, близок к состоянию смерти. Важный образ, проходящий через весь роман – образ человека с горящим факелом, бежавшего в ночи к тюрьме, пока его бег не оборвал выстрел. Этот символический образ символизирует собой стремление вырваться из прошлого в будущее. Человек бежит с «горящим факелом», что символизирует дорогу в новый социалистический мир. Человек с факелом соотносится с образом Прометея. Также можно считать его аллюзией легенды Горького о человеке, который вырвал сердце из груди, чтобы осветить людям дорогу из тьмы. Источник горящего сердца – религиозные представления средневековья. Появление человека с факелом стало толчком пробуждения героини ото сна. Однажды виденный в детстве героиней образ человека с факелом будет влиять на героиню на протяжении всей её жизни. Среди голода и сна, в момент любви или какой-нибудь другой молодой радости — вдруг вдалеке, в глубине тела опять раздавался грустный крик мертвого, и молодая женщина сразу меняла свою жизнь — прерывала танец, если танцевала, сосредоточенней, надежней работала, если трудилась, закрывала лицо руками, если была одна. Память о нем будет влиять на отношения главной героини со всеми другими героями романа – героями, с которыми у нее будут возникать романы. Не удивительно, что ее выбор остановится именно на вневойсковике Комягине, мертвом герое романа, который претендует на роль «человека с факелом», павшего у тюрьмы ненастной ночью революции. Он сам говорит о себе: «Я ведь и не живу, я только замешан в жизни, как-то такое, ввязали меня в это дело...» И именно в тот момент, когда он открывает эту тайну Москве Честновой, она пропадает из поля зрения читателя. Как не было места ни в старой ни в новой жизни человеку из пролога, так нет места в жизни и Комягину.
Человек с факелом из экспозиции является и символом жертвенного прорыва к новой жизни и одновременно жертвой революции. Платонов накладывает образ дореволюционного прошлого (тьма ночи, скука, страдание, смерть) на новый социалистический мир: эти проблемы остались и в новой жизни. Возникает образ несостоявшейся революций Ведь человек с факелом не добежал до тюрьмы, чтобы освободить из нее других. Не может человек решить всех проблем разумом, а в революции была установка именно на разум. Из записных книжек: «Глубоко заблуждаются те, кто пытается сделать духовный октябрь. Это ошибка и нищенство жизни. Духовное богатство выросло из богатства материального. И дух подчинен законам материи. Когда мы в семнадцатом году завоевали эту материю, то обеспечили себе возможность в будущем вырастить мощный интеллект - сознание».[35]
Поэтому в системе персонажей романа так важен Сарториус, который в финале не отрекается от души и сердца. Потому что, по мнению Платонова, «свою душу испускать в других без остатка, - это тоже прекрасно, жизненно, закономерно.»
Концепт души и её поиска вводится Платоновым, начиная с экспозиции. Душа понимается платоновскими героями чем-то находящимся «в глубине тела». Хирург Самбикин будет искать её и её живительную силу в глубине тела рядом с кишками, в восьмой главе. Самбикин вскрыл сальную оболочку живота и затем повел ножом по ходу кишек, показывая, что в них есть: в них лежала сплошная колонка ещё не обработанной пищи, но вскоре пища окончилась и кишки стали пустые. Самбикин медленно миновал участок пустоты и дошел до начавшегося кала, там он остановился вовсе.
– Видишь! – Сказал Самбикин, разверзая получше пустой участок между пищей и калом. – Эта пустота в кишках всасывает в себя все человечество и движет всемирную историю. Это душа – нюхай![36]
Атеисты, материалисты, ученые, они мучаются душой и не могут обойтись без нее. «И счастливую, железную душу надо разоблачить, - и в ничтожестве есть душа, - мертвых нет нигде. То счастливая душа, то несчастная, то яркая, то печальная, но везде, в каждом человеке есть свой греющий очажок, иначе он, человек, не прожил бы и минуты»[37]. Также концепт души выражается в романе через оппозицию души и тела, в которой представлена оппозиция конкретного – отвлеченного. С помощью тела человеку представляется возможность изменить мир, постичь его, преодолеть действительность. Но у платоновских героев эта мечта не сбывается.
Ряд героев: Сатроиус – Божко – Самбикин являются олицетворением души. Они мучаются поиском души, но уступают телу при появлении Москвы Честновой. Тело также имеет двойной смысл. Это либо камень преткновения перед высшим знанием, либо способ борьбы с пустотой. Если есть мучения – есть жизнь. Отсюда можно сделать выводы, почему все герои Платонова мучаются по жизни. Автор не представлял живую человеческую судьбу без души и мучений, причем мучения не обязательно душевные, но и телесные. Тело свою очередь тоже имеет двойной смысл, как пишет исследовательница Х. Костова, оно может быть либо камнем преткновения перед высшим знанием, либо способом борьбы с пустотой. Можно лишиться всего, но тело останется, хотя в ходе повествования Москва Честнова теряет и часть тела. В центре характеристики героев также тело, причем все герои некрасивы и безобразны. Даже Москва Честнова, которая в начале романа кажется символом красоты, предстает «пухлой», «лохматой», ей тоже надо было девать куда-то свое большое тело.[38] Душа – соучастница тела в человеческих страданиях, она оказывается не высшей субстанцией, а вонючей пустотой в кишках, что станет развенчанием мифа о мировой душе. Пустота в которой находятся герои романа, как представители молодежи 30-х годов, либо развенчание собственных юношеских мифологем Платонова. Платонов признает, что человеком управляет пол, а не душа, чему не раз находит подтверждение на страницах романа в судьбах героев. Социалистическая душа должна преодолеть убогость, на что надеется не только сам Платонов, но и герои его романа. Но Сарториус догадывается, что душа открытая Самбикиным не пустота, нечто иное. Душа – стихийное начало в человеке, она есть у всех и у вневойсковика Комягина, у которого «болит душа» и у Самбикина «вопль в душе». Мотив души, заданный с первых строк в романе пересекается с мотивом похоти. И, как итог, в романе увеличивается разобщенность, усугубляется одиночество. Пролетарская душа не отвечает на вопрос: Как преодолеть скуку и одиночество.