Упоминание зелёного цвета имеет место и при описании состояния Понтия Пилата. Стоит отметить тот факт, что в данном случае писатель использует зеленый цвет в двояком значении, что мы сейчас попытаемся рассмотреть. Вспомните следующие слова автора о самочувствии прокуратора во время разговора с Иешуа Га-Ноцри: «Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и всё утонуло вокруг в густейшей зелени капрейских садов». С одной стороны, внезапно вспыхнувший зеленью сад говорит о надежде прокуратора Иудеи на возможность спасти Иешуа от казни, заключив его в тюрьму в Кесари Стратоновой на Средиземном море, где и находилась его резиденция, ведь не смотря на противоречащие интересам власти речи, произносимые Га-Ноцри, Пилат испытывал к нему некоторую симпатию и даже уважение. Рассматриваемый цвет олицетворяет надежду также тогда, когда Пилат разговаривает с первосвященником Каифой. Обратите внимание на следующие слова: «Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень». Стоит отметить, что эти слова автор пишет именно в тот момент, когда Каифа даже после третьей просьбы Пилата отказывается помиловать Га-Ноцри и выражает своё окончательное решение отпустить в связи с наступающим праздником Вар-раввана, разбойника и убийцу. «Растаявшая» зелень символизирует утрату прокуратором последней надежды на спасение мудреца. С другой стороны, описание капрейских садов приводится Булгаковым как раз в тот момент, когда прокуратор осознаёт, что за выступление против «великого кесаря», даже в честь праздника Пасхи Иешуа не будет отпущен, вот почему в его голове пронеслась мысль: «Погиб!.. Погибли!» Пилат имел в виду не только осуждённого, но и самого себя, не сумевшего защитить невинного лишь по той причине, что ему была дорога его репутация, его положение и он не мог пойти против власти. То есть зелёный в этом случае передает тревогу. [9; С. 93]
Если обобщить всё сказанное, то стоит отметить, что зелёный цвет имеет три основных значения: надежды, колдовства и тревоги или смерти. В зависимости от текста цвет может передавать какое-либо одно определённое значение, либо несколько схожих (тревога, приближающаяся гибель), либо сочетание противоположных значений (например, надежда и тревога).
2.4Черный и белый цвет
Черный – противоположность белому. Там где белый – начало, черный – конец. Лист бумаги зачирикали полностью, не оставив живого места. С другой стороны, если «белому» все ясно, то «черному» не ясно ничего. Поэтому черный устремлен в будущее (также как белый – в прошлое). Мрак рассеется и проявится «нечто».
Чёрный и белый. Эти цвета являются противоположными, но их символическое значение лучше рассматривать не по отдельности, а вместе, так как это поможет лучше понять их роль не только в понимании конкретных образов, персонажей, но и в понимании идей романа Булгакова. Стоит отметить, на наш взгляд, что в отличие от многих других цветов, использованных в романе и имеющих зачастую двоякий смысл, а следовательно, неоднозначную трактовку, значения чёрного и белого однозначны, поскольку они противоположны относительно друг друга. Сначала определим, какой смысловой оттенок несёт каждый из цветов.
Белый цвет представляет собой символ чистоты, чего-то возвышенного, величественного. Он означает упорядоченность, космический порядок, отождествляется с Солнцем, для которого характерна «любовь к добру и ненависть к злу. [1; C. 59]
Этот цвет достаточно часто применяется автором в «Мастере и Маргарите», но мы рассмотрим лишь несколько случаев. Обратимся к уже использованной цитате: «Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя». Эти слова описывают состояние Пилата после принятия Каифой окончательного решения о казни Иешуа, но что означает исчезнувшая белая статуя?
Основываясь на тексте, мы пришли к тому выводу, что автор имел в виду, в первую очередь, исчезновение из жизни прокуратора надежды на лучшее, разочарование в себе самом, ведь он не совершил тот добрый поступок, который мог совершить, избавив осуждённого от казни, от общества Гестаса и Дисмаса на холме. Можно предположить, что белая статуя олицетворяет собой не что иное, как Иешуа Га-Ноцри, честнейшего и правдивейшего из всех людей, считающего, что страх – самый страшный грех, а исчезновение этой статуи предвещает неминуемую гибель мудреца. В белом плаще был и сам Понтий Пилат, когда к нему привели подозреваемого, что говорит о высоком положении прокуратора и его добросовестности, однако мы не можем утверждать его «святость» в связи с тем же плащом, ведь на нём был «кровавый подбой», означающий, что хозяин плаща, выполняя свои обязанности, лишил жизни немалое число людей, некоторые из которых, возможно были невинны, как Га-Ноцри.
Что касается чёрного цвета, то он употребляется значительно чаще, чем белый, что тоже имеет символическое значение, о котором будет сказано несколько позже. Если белый цвет означает свет, добрые силы, то чёрный, наоборот, символизирует тьму, хаос, грех. Особенно чётко данное смысловое значение проявляется при описании образов «тёмных», то есть злых, героев, в особенности Воланда. Стоит обратить внимание на такие детали, как то, что кот Бегемот был весь чёрный, Воланд был брюнетом, то есть черноволосым. Маргарита тоже имела чёрные волосы, причём автор подчёркивает цвет её волос именно в тот момент, когда она применила волшебный крем, который ей дал Азазелло, то есть после вступления героини в контакт с тёмными силами, со злом. Говоря о Воланде, следует отметить также, что чёрными были его брови, его правый глаз. Фактически перед лицом читателя предстаёт абсолютное зло, сконцентрированное в одном теле. Вспомните и набалдашник на трости специалиста по магии, причём важно не, только то, что и он тоже имел такой же цвет, но ещё и его форма, представлявшая собой голову пуделя. Остановимся на данном сочетании образа и цвета немного подробнее. В практической магии есть раздел, посвящённый составлению талисманов и пантаклей. В соответствии с каббалистической астрологией можно составить тот или иной талисман, предназначенный как для защиты от демонических сил, так и для их привлечения с целью совершения «дурных операций». [1; C. 107]
Хотя в основном для привлечения зла используется пентаграмма, заключённая в двойной круг с изображением козла, имеет место и другие пантакли, к числу которых относится гексаграмма с изображением в центре собачьей головы, обычно головы пуделя. [1; C. 119-120]
А если учесть, что данный пантакль должен создаваться в часы Луны, которые являются благоприятными для вызывания духов, или в среду, которая соответствует Меркурию, то можно сделать вывод о том, что Воланд – покровитель всего злого, он контактирует с духами и демонами и контролирует их, что он обладает большими магическими способностями и способен подчинить себе силы природы. [2; C. 121]
Чёрный цвет символизирует не только колдовство и истинное зло, но и надвигающуюся беду, в качестве которой обычно предстаёт смерть. В доказательство этому приведём несколько примеров. Когда Берлиоз и Воланд беседовали о планах Берлиоза на вечер и спорили о том, состоится заседание в МАССОЛИТе или нет, в небе «бесшумно чертили чёрные птицы», а Воланд произнёс следующее: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но и даже разлила. Так что заседание не состоится». Как известно, упомянутое заседание не состоялось по причине смерти председателя правления МАССОЛИТа, то есть Берлиоза, который лишился жизни из-за того, что поскользнулся на масле, которое разлила некая Аннушка.
Таким образом, чёрные птицы символизировали не что иное, как скорую гибель Михаила Александровича, и автор вводит их в повествование, чтобы подготовить читателя к развязке этого эпизода и заодно показать образ Воланда как могущественную силу, ведающую и о прошлом (рассказ специалиста по чёрной магии о завтраке с Кантом), и о настоящем (моментальные ответы Воланда на вопросы Берлиоза, не успевшие ещё прозвучать), и о будущем (предсказание специалистом того, каковой будет смерть председателя правления). Другой пример, в котором чёрный является цветом смерти, – чёрная вода в Москве-реке в день несчастного случая.
Следует также отметить, что погибшего закрыли «наглухо до подбородка чёрным платком», а известие о его смерти сопровождалось в Грибоедове «видением в аду», в соответствии с которым «вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой», а под его командой в Караибском море плыл «бриг под чёрным гробовым флагом с адамовой головой». Слова, употреблённые писателем, говорят сами за себя, можно лишь добавить то, что «адамова голова» под флагом – это своеобразное воплощение в ином образе отрезанной головы Берлиоза под платком.
Черный цвет пальто, на фоне которого несет цветы Маргарита, тоже имеет полярное значение. С одной стороны черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. С другой стороны, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь. Мастер встречает Маргариту, облаченную именно в черное, она приходит к нему долгожданной любовью, но любовью тревожной, любовью - убийцей, которая поразила героев, как финский нож. Маргарита шьет Мастеру черную шапочку и вышивает ее золотыми нитками, что можно рассматривать как предпосылку к дальнейшей трагедии и помешательству ее возлюбленного. Таким образом, сочетание желтого и черного в «Мастере и Маргарите» служит сигналом для дальнейших тревожных событий.