В спорах со Сганарелем герой Мольера проявляет способность аргументированно отстаивать свою (хотя и противоречащую общепринятой морали) точку зрения, в разговоре с Диманшем – находчивость и изворотливость.
Он галантно держится с дамами, даже с оскорбленной Эльвирой, пытаясь доказать последней, что оставил ее исключительно из благих побуждений.
Одним словом, Дон Жуан Мольера – «настоящий, утонченный вельможа»[7]. Его внешняя красота и изящество составляют резкий контраст с истинной сутью его поступков.
Таким образом, несложно понять, что образ Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопреки канонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительно отрицательного, каким он был раньше.
Дон Жуан Мольера – не абстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками, но и определенными достоинствами. Что особенно важно – это человек мольеровского времени, воплощение не безнравственности вообще, а пороков, которые Мольер видел у своих современников. Его Дон Жуан – «обычный светский человек, а события с ним происходящие обусловлены и свойствами его натуры, и бытовыми традициями, и социальными отношениями»[8].
В частности, герой Мольера, как и многие светские щеголи того времени, живет в долг, занимая деньги у презираемого буржуа Диманша, которого, кстати говоря, он ловко выпроваживает за дверь, так и не уплатив долга (IV, 3).
Его отрицание религии и Бога – в значительной мере отражение общих тенденций в дворянстве XVII века. «…Бывают на свете такие наглецы, которые распутничают неизвестно для чего и строят из себя вольнодумцев, потому что полагают, будто это им к лицу», - говорит Сганарель, пытаясь сделать вид, будто говорит вовсе не о своем хозяине (I, 2). Эта характеристика, несомненно, взята Мольером из жизни.
О типичности своего поведения говорит и сам Дон Жуан: «Нынче этого уже не стыдятся: лицемерие – модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели» (V, 2).
В пьесе проявляются и классовые отношения того времени. Постоянно подчеркивается, что Дон Жуан – дворянин. В сцене спасения им Дона Карлоса оба ведут себя, согласно неписаным правилам дворянской чести: Дон Жуан спасает незнакомого человека, рискуя жизнью, а Дон Карлос, узнав, кто перед ним, благородно отпускает своего заклятого врага. Этот эпизод составляет резкий контраст с тем моментом, когда Дон Жуан не проявляет ни малейшего уважения к спасшему его крестьянину Пьеро. Взамен благодарности он пытается увести его невесту и затем дерется с ним.
Известный французский литератор XIX века Сент-Бев писал: «Любить Мольера – значит прежде всего ненавидеть то, что не соответствовало его светлой природе, что ему было противно в его время и было бы невыносимо и в наше[9]». В «Дон Жуане» драматург правдиво отразил те пороки, которые он осуждал в молодых дворянах своего времени, хотя, конечно, в преувеличенном виде, ведь их представителем является не просто герой, а один из наиболее известных образов мировой литературы.
Итак, Мольер, выбрав в качестве героя одной из своих самых знаменитых комедий легендарного героя-соблазнителя, создал совершенно новый образ.
Новаторство Мольера заключается в первую очередь в том, что он изобразил Дон Жуана как своего современника, со всеми характерными пороками молодого дворянина XVII века. «Гений художника – писал Г.Н. Бояджиев о Мольере - это способность глубоко, полно и художественно выразить характерные черты своего века»[10].
Уверенный в своем привилегированном положении, а вследствие этого – в безнаказанности, Дон Жуан соблазняет всех понравившихся женщин, губит чужие семьи, норовит развратить каждого, с кем имеет дело: от собственного слуги Сганареля до встречного нищего. Он полностью лишен моральных принципов, причем он осознает и даже бравирует этим, цинично рассуждая о женщинах, о своем отце и т.д. Герой Мольера лицемерен и, опять же, не считает это чем-то неправильным, ведь «в наше время лицемерие имеет громадные преимущества». Как и многие молодые дворяне XVII века, Дон Жуан живет в долг, который он уже давно не платит и не собирается платить.
С другой стороны, герой не лишен и некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен на благородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуя образу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своими поступками – не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминает ему о дворянской чести.
«У всех предшественников Мольера (кроме Тирсо де Молины) Дон-Жуан – либо чудовище, либо карикатура, либо марионетка; - писал А.А. Смирнов, - у Мольера он – живой, гибкий, глубоко реалистичный образ»[11]. Действительно, сохраняя все традиционные черты знаменитого героя, Мольер сумел создать разносторонний, выходящий за четкие рамки классицизма образ, которые отразил как общечеловеческие пороки, так и характерные черты дворянского общества XVII века.
Библиографический список
1. Бояджиев Г.Н. Гений Мольера – вступ.статья // Мольер ПСС в 4-х т.т. - М., 1965-67. Т. 1.
2. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М.: Просвещение, 1988. С. 112-156.
3. История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. С. 114-117.
4. Кисин Б. Дон-Жуан // Литературная энциклопедия в 11 т., т. 3. – М., 1929-1939.
5. Мокульский. С.С. Мольер // Литературная энциклопедия в 11 т., т.7. – М., 1929-1939.
6. Мольер Ж. Б. Комедии: Дон Жуан, или Каменный гость / Пер. с фр. А.В. Федорова. – М.: Эксмо, 2005. С.101-163.
7. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983— ... Т. 4. — 1987. С. 146—152.
8. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. (Испанский театр маньеризма и Барокко): о пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость». – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
9. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. С. 276-292.
[1] Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. С. 292.
[2] Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства. (Испанский театр маньеризма и Барокко): о пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость» – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 47.
[3] «Дон Жуан, или Каменный гость» цит. в пер. А.В. Федорова.
[4]Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М.: Просвещение, 1988. С. 134.
[5] Подробнее см.: Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. С. 286-289.
[6] Указ. соч., с. 287.
[7] Указ. соч., с. 281.
[8] История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. С. 115.
[9] Цит. по статье «Превращения Дон Жуана» о спектакле «Дон Жуан» в городе Горьком // Горьковская правда, 26 июля 1977г.
[10] Бояджиев Г.Н. Гений Мольера // Мольер ПСС в 4-х т.т. - М., 1965-67. Т. 1. С.27
[11] Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. С. 291.