Смекни!
smekni.com

Проблемы творчества А.И. Солженицына (стр. 2 из 6)

Современники и последователи Солженицына в разработке лагерной темы. Произведения А.И. Солженицына с лагерной тематикой в контексте отечественной «лагерной» литературы (О. Волков, Г. Владимов, А. Жигулин, Л. Бородин и др.). Документальный и художественный «спор» Солженицына и В. Шаламова.

3. Художественное решение А.И. Солженицыным

проблемы национального характера

3.1. «Деревенская проза» 1960-1990-х гг. и проблема русского национального характера. Солженицын и писатели-деревенщики: общность и разница подходов. Использование творческого опыта Солженицына в русской литературе. Корневое значение крестьянских типов в созданной А.И. Солженицыным «характерологии русской жизни». Типологические координаты характерологии: тип «традиционного человека» (Матрена) – тип «вольного человека (Шухов).

Архетипическое начало ценностной структуры героев-личностей писателя. Крестьянский характер как «базисная личность». Аспект деревенской темы в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Предметные образы в художественной концепции национальной картины мира Солженицына. Функции предметных деревенских образов в повести «Один день Ивана Денисовича».

3.2. Рассказ «Матренин двор», его автобиографичность. История создания и публикации. «Матренин двор» как рассказ-притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и ее мира. Нравственный облик Матрены-праведницы, ее духовная стойкость. Судьба героини как горький опыт раскрестьянивания деревни. Авторская позиция в рассказе. Широта художественного обобщения в образах Матрены и Фаддея. Особенности стилевого воплощения деревенской темы в рассказе. Структура и иерархия «вещных полей» в рассказе «Матренин двор». Быт как форма воплощения гармонии и стабильности национального бытия. Интерьер как средство характеристики персонажей. Бытовое и надбытовое в предметах домашнего интерьера произведений писателя. Солженицын как один из основоположников «деревенской прозы» в русской литературе второй половины ХХ века. «Диалогизирующая активность» его рассказов.

3.3. Русский национальный характер и «русская идея» в малой прозе Солженицына 1960-х гг. Народность и символика образа Захара в рассказе «Захар-Калита». «Правая кисть» как рассказ-символ. Нравственно-эстетическая проблематика рассказов «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела» и их главные герои. Художественное измерение веры в малой прозе писателя. Церковь и мир в рассказе «Пасхальный крестный ход».

3.4. Основная тематика и идейная направленность рассказов 1990-2000-х гг.: «Эго», «На краях», «На изломах» «Настенька» и др. Поэтика заглавий. Типология характеров в рассказах и их основные черты. Жанровые и композиционные особенности рассказов, своеобразие языка и стиля. «Двучастные рассказы» как циклическое единство; параллельность жизнеописания героев. Проблема раскола национальной личности в горниле исторических испытаний («Эго», «На краях»). Приоритетность идеи Эго, личностного «я» в развитии национального характера в ХХ веке. Образ «свидетеля века» и утверждение его «я» в контексте национальной и мировой истории («На краях») «Двучастные рассказы» как итог в осмыслении национального характера и в диалоге писателя с «деревенщиками».

3.5. Изображении русского характера в прозе малой формы: «Крохотки» А.И. Солженицына 1960-1990-х гг. Принципиальная значимость содержательного и стилистического планов в миниатюрах. Сжатость и емкость изобразительных средств. Своеобразие портретов, место и роль пейзажа и общей тональности повествования в раскрытии русской национальной ментальности. Противостояние человеческого и официозного. Приемы фокусного увеличения. Предметный мир в «Крохотках» и подчеркнутость значащей детали в создании образов русских людей. Образ автора и значение идеологических пассажей в рассказах.

3.6. Критическое осмысление проблем русской деревни и русского национального характера на страницах «Архипелага ГУЛАГ» и эпопеи «Красное колесо» (1969-1991). Фольклор как средство изображения национального характера в «Красном колесе»; Идеи почвенничества в эпопее.

Образы солнца и дерева как крестьянского (шире – русского) рода и его благополучия. Сквозные образы и мотивы. Мотивы разрушения и созидания. Диалектное слово в художественной системе писателя.

4. История России

в произведениях А. Солженицына

4.1. Рассмотрение проанализированных выше тем и проблем в масштабах истории России ХХ века и ее основных этапов – революций, Первой и Второй мировых войн.

Тетралогия «Красное колесо» (1969-1989). Творческая история произведения. Его временные и пространственные границы. Символика названия произведения. Основные части-узлы повествования и их тематика. Жанр и композиция «Красного Колеса». Особенности организации повествования в «экранах». Образная структура повествования: герои реальные и вымышленные, их основные черты. Особенности стиля и языка повествования. «Чувство современника» в изображении событий прошлого (образ Сани Лаженицына). Образ автора как нарративно-смысловой центр исторической эпопеи. Разноплановость ретроспекций в произведении; исторические ретроспекции на судьбу столыпинских реформ. Отношение исторических личностей романов к проблеме крестьянства и общинного уклада русской деревни. Документы и вымысел. Традиции и новаторство Солженицына в изображении реальных исторических событий. Место тетралогии в русской и мировой литературе. Критика и читатели о «Красном колесе».

4.2. Основные темы романа «Август Четырнадцатого». Фронтовые дороги Солженицына в Восточной Пруссии как стимул к созданию романа о Первой мировой войне. Критическое отношение к царской семье. Исторические личности в романе. Самсоновская катастрофа и судьба Столыпина.

5.3. Основные сюжетные линии романов «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого». Документальность в изображении царской думы, недееспособность Временного правительства в романах. «Карнавал» революции и исторические личности в полотне «Красного колеса». Авторский пафос в создании образов-портретов политиков и исторических персонажей. Образы В.И. Ленина и Царя Николая II. Комическое и трагическое в образе П. Струве. Психологическая мотивировка поведения персонажа в соответствии с переживаемыми историческими событиями. Извечная тема соотношения литературы и политики в диалоге Струве и Шингарева»: контраст либерального и консервативного мировоззрений. Проблема философии власти и политического компромисса. «Февральская мифология»: концепция «самопадения» февральской революции в «Красном колесе».

Нарративная организация в ленинских главах эпопеи. Ирония как форма выражения идейно-эстетической оценки в главах о Керенском. Интерьер как средство идеологической характеристики персонажей. Смысл и значение пословицы «супротив печатного не попрешь» в трагической истории России.

4.4. Драматургическая трилогия «1945 год» («Пир победителей», «Пленники», «Республика труда»). Основная проблематика трилогии. Моменты автобиографичности в пьесах: проблема автора и истории; изображение исторических реалий войны. Тема Великой Отечественной войны в других произведениях писателя: рассказе «Желябугские выселки», «односуточной повести» «Адлиг Швенкиттен», киносценарии «Знают истину танки». Военные судьбы персонажей в произведениях писателя. Богатство жанровой палитры.

4.5. Черты глобализации событий в художественном изображении общественно-исторических событий национального прошлого в «Архипелаге ГУЛАГ». Погружение в глубины истории – «опыт художественного исследования» и типологических обобщений. «История нашей цивилизации» и «история нашей канализации» в «Архипелаге ГУЛАГ». «Канализационный поток» Солженицына, противопоставляемый «железному потоку» Серафимовича, Малышкина и других «вестников» социалистической диктатуры.

4.6. Послевоенная историческая действительность в романе «В круге первом». Палачи и жертвы в романе. Образ Сталина как пример художественного изображения исторической личности. Сатира и ирония в изображении «вождя народов», его портретная и речевая характеристика.

Нетрадиционная интерпретация в «Круге первом» политических событий 1918 г. Смысл названия романа.

Роль многозначного слова в формировании художественной модели мира в романе. Способы актуализации художественного слова. Ирония как средство выражения эстетической оценки.

Общественная атмосфера послевоенного времени в романе «Раковый корпус». Дискуссии о литературе на страницах романа, ее значении и принципах. Символика легенды о Китоврасе. Традиции историзма русской классической прозы в произведениях Солженицына.

4.7. Отражение истории России оттепельного периода в мемуарах «Бодался теленок с дубом». Ее главные проблемы и документальная основа. Жанровые и композиционные особенности сочинения, его язык и стиль. История отношений Солженицына с журналом «Новый мир». Образ А.Т. Твардовского – поэта, редактора и функционера. Взаимоотношения Солженицына с Твардовским: рассказ из первых уст.

5. Репрезентация основных проблем творчества

в публицистическом дискурсе

5.1. Жанровое своеобразие и многообразие публицистики Солженицына 1960-1990-х гг. «Письмо IV Всесоюзному съезду Союза Советских писателей» (1967). «Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСР» (1969). «Письмо вождям Советского Союза» (1973). «Жить не по лжи» (1974). «Образованщина», «Нобелевская лекция». Мотивы «безнадежного расчеловечивания» общества, боязни «шагов гражданского мужества». Кредо писателя: личное неучастие во лжи как ключ освобождения общества, доступный каждому.