Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация. Незабываем есенинский “красногривый жеребенок”: Милый, милый, смешной дуралей.
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности “тоску бесконечных равнин”, но теперь, однако, его уже не радует “тележная песня колес”:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?
С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.
О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней - смысл всей его жизни:
Я люблю родину,
Я очень люблю родину!..
Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:
Но и тогда.
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен.
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:
Ведь я мог дать
Не то, что дал.
Что мне давалось ради шутки.
Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”...“Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - ив этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.
Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта...” - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.
Ой ты, Русь моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
С. Есенин
Село Константиново, где прошло детство известного русского поэта С. Есенина, раскинулось по правому холмистому берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, утопающих в цветах, гладь луговых озер, убегающие вдаль перелески.
Есенин рос среди раздолья природы, которая научила его “любить на этом свете все, что душу облекает в плоть”, поэтому тема его первых лирических стихов - это тема родной природы. Все красоты родного края: и костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - все отразилось в его стихах, полных любви к русской земле:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...
Нам бесконечно близки и дорога и “зеленокосая, в юбчонке белой” есенинская березка - любимый образ поэта, и его старый клен, символизирующий “голубую Русь”:
Тебе одной плету венок.
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок.
Тебя люблю, тебе я верую.
В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы - плачут, тополя - шепчут, “улыбнулась солнцу сонная земля”. Природа у Есенина многоцветна и красочна. Любимые цвета поэта- синий и голубой. Они как бы усиливают ощущение необъемности просторов России, выражают чувство нежности и любви.
Природа у него всегда живая, она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Настроение природы всегда созвучно настроению человека:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. “У меня отец - крестьянин, ну, а я - крестьянский сын”, - писал поэт. Сергей Есенин был плотью от плоти России деревенской, той “голубой Руси”, которую он воспел в своих стихах:
Гой ты, Русь, моя родная.
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза.
И в короткие радостные мгновенья, и в долгие годы горя и печали поэт с народом. Стихотворение “Русь” - значительная веха во всем дооктябрьском творчестве Есенина. В нем поэт говорит о тяжелых испытаниях, которые переживала Россия. Народу не нужна война, ибо и без нее много горя, - вот главная мысль есенинской “Руси”. Война была для крестьянства тяжелейшим бедствием. Суров, печален, правдив рассказ поэта о Родине вгодину военных невзгод:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
Опустели села, осиротели избы.
Изредка приходили в деревню солдатские весточки: .
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху под первым дождем.
Трудно найти другое стихотворение, где бы с такой силой раскрывалось поэтом чувство любви к Родине:
Ой ты, Русь моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая.
С громкой песней весной на лугу.
Главное в поэзии Есенина -служение Родине. Давно стали крылатыми его слова:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая.
Дайте родину мою”.
Любовь к Родине не может существовать без любви к матери. Большое влияние на поэта оказала его мать, наделенная умом, удивительной красотой, чудесным песенным даром. Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. Сергей Есенин и его сестры, постоянными спутниками которых были материнские песни, незаметно сами приобщились к “песенному слову”.
Любовь к матери Есенин сохранил и пронес через всю жизнь. В трудные минуты он обращался к матери как к самому верному другу:
Я по-прежнему такой же нежный,
И мечтаю только лишь о том.
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
В произведениях Есенина ощущается единство человека с природой, со всем живым на земле. В одну из встреч с Есениным А. М. Горький сказал: “...что он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных”. “Да, я очень люблю всякое зверье”, - ответил Есенин.
Время Есенина - время крутых переворотов в истории России. От Руси полевой, патриархальной к России, преображенной революцией, России Советской - таков исторический путь, пройденный поэтом .вместе со своей Родиной, со своим народом. Все, что случилось в России в дни Октября, было необычно, неповторимо. С радостью и с горячим сочувствием встретил Есенин революцию, он без колебаний встал на ее сторону. Революция дала Есенину возможность по-новому ощутить свою связь с народом, с Родиной, она дала ему новую общественную тематику. Главное в новых есенинских произведениях - осознание своей силы, свободы, которую и поэту, и крестьянской Руси принес Октябрь. Он восклицает:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
Революционной действительностью рождены новые черты художественного стиля. В те дни в его стихи ворвались из бурной жизни чеканные, напряженные ритмы:
Небо - как колокол.
Месяц - язык, .
Мать моя - родина.
Я большевик.
Жизнь революционной Руси становилась все напряженнее: не угасал огонь гражданской войны, терзали страну интервенты, разруха и голод делали свое черное дело. Именно в этот период классовых битв и проявился наиболее ощутимо “крестьянский уклон” Есенина. Глубокая боль звучит в стихах “последнего поэта деревни” о невозвратной, исторически обреченной на гибель, старой деревне.
Поездка за границу помогла Есенину понять необходимость индустриализации, понять, что России необходимо догнать Европу. По возвращении на Родину он пишет:
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую - не гожусь,
Но и все же хочу я стальною .
Видеть бедную, нищую Русь.
Как бы итогом перемены его взглядов стало стихотворение “Русь советская”, проникнутое любовью и гордостью за советскую родину, советский народ:
Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Многогранный образ Родины в произведениях С. Есенина исторически конкретен и наполнен большим социальным содержанием. Здесь и критический взгляд на прошлое России, вера в ее настоящее и будущее.