Смекни!
smekni.com

Просветительские идеи в творчестве У. Хогарта (стр. 2 из 8)

Просветители подчеркивали общественное значение литературы и искусства, единство их задач. В течение всей творческой жизни Хогарт отстаивает оценку искусства как «полезной» деятельности, выражая одну из самых основных черт нового мировоззрения. В полном соответствии со взглядами Хогарта звучат слова Филдинга, который в одной из своих статей 1740 года провозглашает Хогарта «одним из самых полезных сатириков всех времен».

Художник считал, что основную задачу «полезного» искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, как передовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения – бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр – серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясности их художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чем любая книга.

Творчество Хогарта также в значительной своей части посвящено осмеянию пороков современного ему общества; но, раскрывая мрачные картины жестокости, продажности, аморальности, духовной бедности и материальной нищеты, художник никогда не изменяет своей вере в человека. Художник создает портреты. Его образы говорят о здоровье, душевной силе, внутренней красоте людей – чертах, которые умеет видеть художник и которые являются основой его искусства.

2. Первые шаги Хогарта в искусстве и формирование в его творчестве самостоятельной оценки по отношению к действительности

К 1730-м годам в Англии появляется самобытный и удивительный художник – Уильям Хогарт.

У. Хогарт (1697-1764) родился в семье перебравшегося в Лондон сельского учителя. Его отец сначала держал школу в своем селении, затем в Лондоне, а в дальнейшем работал корректором, занимался литературой и оставил несколько работ философического характера, которые не принесли ему материальной обеспеченности.

Живя в семье, которая постоянно находилась в стесненных обстоятельствах, он недолго посещал начальную школу. Затем Хогарт учился у гравера по серебру Эллиса Гэмбла. В мастерской Гэмбла юный Хогарт научился гравировать гербы и орнаменты на серебряной посуде. Но свое призвание Хогарт видел в графике. Ко времени смерти отца (1718) Уильям Хогарт приобрел достаточные технические навыки в работе гравера, чтобы помогать своей семье – матери и сестрам. В двадцать три года он стал посещать художественную школу – Академию Вандербэнка на Сент-Мартинс Лейн, чтобы усовершенствоваться в рисунке. Главный предмет – копирование – Хогарт считал пустой тратой времени. Работа над живой моделью тоже не дала Хогарту того, что он ожидал. По его словам в Академии приучали передавать натуру как своего рода натюрморт.

Далее Хогарт стал заниматься самообучением. Он тренировал зрительную память, бегло набрасывая уличные сценки, интересные лица. В Академию он наведывался редко, лишь, чтобы продолжать изучать анатомию. Занимаясь самостоятельно, Хогарт постепенно выработал свой творческий метод, построенный целиком на жизненных впечатлениях.

О своем методе он пишет а «Автобиографии»: «Вместо того, чтобы забивать память затхлыми правилами или утомлять глаза копированием скучных попорченных картин, - писал он, - я всегда находил, что изучение натуры – наиболее прямой и надежный путь к познанию нашего искусства».[1]

«… Я старался развить у себя своеобразную техническую память и, повторяя в уме части, из которых состоят предметы, мало-помалу научился их комбинировать и фиксировать карандашом. Так… возникло у меня одно существенное преимущество перед моими соперниками, а именно ранняя привычка, которую я приобрел такой практикой: удерживать в памяти предмет, не прибегая к равнодушному копированию».

Из этих высказываний следует, что его метод сложился с самых молодых лет. Для него предметом искусства и единственным источником художественных образов была жизнь. Он считал, что следует изучать не правила предшественников и созданные ими образы, а окружающий мир. Бессмысленно копировать предметы и фигуры, необходимо развивать память и фиксировать наблюдения.

Гравюры Хогарта начала 1720-х годов представляют собой листы, заполненные множеством фигур и предметов, организованных в динамическую композицию с единым ритмом. Отдельные сценки и фигуры – отнюдь не холодные копии с натуры, а выразительные обобщения наблюдений над жизнью, порой доходящие до гротеска. В произведениях этих, по мнению Кроля А.Е., Хогарт смотрит глазами репортера-сатирика, передает сюжеты повествовательно, развивает действие во времени, прибегает к аллегориям и надписям, разъясняющим смысл происходящего. Хогарт постепенно оттачивает свой художественный язык, построенный на живой передаче характерного и динамичного.

Первые же самостоятельные работы Хогарта в гравюре показывают, как последовательно он проводил в жизнь свой метод, фиксируя сцены и эпизоды, взятые из жизни – на улице, в доме, на прогулке. Уже в эти годы резкая критичность по отношению к самым различным общественным слоям отличает Хогарта.

В 1721 году Хогарт издает гравюру «Пузыри Южного моря» [Прил. рис. 1] или «Кто кого обскачет», в которой обрушивается на мошенническое акционерное общество «Компания Южных морей». Это гравюра-аллегория, которая рассказывает о темных финансовых махинациях, приведших к разорению множества людей. Художник изображает аллегории «Честности» и «Себялюбия». Толпа людей направляется в дом с вывеской «Лотерея», посередине на карусели кружатся директора акционерной компании. Смысл всей композиции понятен глядя на памятник с надписью: «Поставлен в память разрушения этого города Компанией Южных морей в 1720 г.»

Для гравюры характерны простые приемы рисунка и четкий ритм композиции.

В 1721 году Хогарт выпустил лист «Лотерея». Государство организовывало лотереи с 1711 года, но они не доставляли выгоду тем, кто искал счастья. Художник изобразил массовую сцену игры и поместил над толпой королевские портреты – символ правительства, равнодушно взирающего на этот обман.

В ранние годы творчества Хогарта существовала мода на иностранных актеров и художников, перед которыми преклонялись. Это послужило темой для другой работы Хогарта – «Маскарады и Оперы», сделанной в 1727 году. Она высмеивает дурные вкусы высшего общества. Иностранцы и их подражатели заполонили английскую культуру, национальные гении – Шекспир, Драйден, Конгрива и другие, сочинения которых везут на телеге шуты – забыты и считаются хламом.

Изображая на своих листах злободневные темы современной ему жизни, Хогарт стремился посредством искусства влиять на жизнь общества, приносить пользу, разоблачая социальные пороки.

Ранние работы Уильяма Хогарта близки по характеру композиций, типу фигур, манере передавать движения к графическим работам Ж. Калло. Эти работы имели шумный успех у современников, но не давали художнику материальной независимости. Оригинальные произведения Хогарта не находили покупателей.

В 1720-х годах художник исполнил иллюстрации к сатирической поэме С. Батлера «Гудибрас», высмеивающей нетерпимость и узость взглядов пуритан.

В 1726 году Хогарт сделал к «Гудибрасу» две серии иллюстраций: в первой, по требованию заказчиков – книготорговцев, он довольно близко придерживался приемов анонимных иллюстраций более раннего издания этой книги (1710), но внес существенные изменения. Вторую же серию можно считать самостоятельным произведением художника. Реалистические иллюстрации свидетельствуют о зрелости его рисунка, о богатстве творческой фантазии. Для них характерны цельность композиции, широкий своеобразный ритм и необычайная насыщенность деталями бытового характера.

Лучший лист серии – Встречи Гудибраса со «Скиммингтоном» - изображает столкновение двух шарлатанов, каждый из которых стремится уничтожить соперника. Здесь удачно показана массовая народная сцена и впервые применен Хогартом его излюбленный прием – вплетение в основную тему ряда мелких эпизодов.

В 1727 году Хогарт исполнил иллюстрацию к «Путешествиям Гулливера» Свифта – «Наказание Гулливера лилипутами». Эта работа близка к гравюре Питера Брейгеля «Лень». Ее роднят народность образов, обращение к фольклору, своеобразный юмор. Но близка она и к работе Калло «Горбуны».

В целом же среди произведений Хогарта иллюстрации занимают незначительное место. Художник, по видимому, не умел вдохновляться чужим замыслом.

В ранние годы своего творчества молодой художник занимался не только гравюрой но и живописью. Живописные работы Хогарта 1729-1730 годов выполнены с высоким техническим совершенством. Многие его современники сомневались в причастности к ним художника. Однако некоторые из них достаточно высоко оценивали портреты Хогарта. Гравер и знаток английской живописи Вертью сказал: «Счастлив тот, кто может иметь портрет, им написанный» (1729).[3]

В 1729 году Хогарт женился на дочери художника Торнхилла, обвенчавшись с нею тайком от ее родителей. Родители вскоре простили Хогарта и молодые супруги поселились вместе с Торнхиллами.

Художник занимался живописью уже с начала 1720-х годов, когда учился в Академии у Вандербэнка, участвуя в росписях загородного дома вместе со своим учителем Торнхиллом.

К его первым живописным эскизам относятся – «Прерванная партия в шашки», «Законченная партия в шашки» (Британский музей, начало 1720 г.) [Прил. рис. 2, 3]. Эти работы отличает выразительность лиц и поз, непринужденная композиция фигур, но при этом мы наблюдаем некоторую неловкость рисунка, недостаточная прорисованность отдельных фигур (лишь по пояс). Аналогичные черты обнаруживаются в незаконченном эскизе Хогарта «Консультация медиков» (собр. Агнью, Англия). Эскиз написан тонким слоем жидкой краски, размытой почти как акварель.