Смекни!
smekni.com

Просветительские идеи в творчестве У. Хогарта (стр. 3 из 8)

В 1728 году Хогарт пишет картину по мотивам «Оперы нищих» Джона Гэя (галерея Тейт, Лондон). Пьеса Гэя – язвительная сатира на английские правительственные круги. Она изображала эпизоды из жизни воров, бандитов и проституток, намекая на их нравы и моральные качества, которые ни чем не отличались от нравов и моральных устоем богачей и аристократов. Злободневная острота пьесы, по видимому, заинтересовала художника. Сцена спектакля, зарисованная Хогартом со всей точностью передает декорации и особенности постановки, а ее персонажи имеют сходство с актерами пьесы. Умело схвачен драматический момент – Поли и Люси молят о сохранении жизни Макхита, динамичность композиции, сильное душевное движение – делают картину одним из лучших ранних живописных произведений Хогарта. Здесь ясно видны особенности его стиля – групповой портрет лиц, объединенных общим действием, это первое для Хогарта изображение драматического действия. Работа является предшественницей его нравоучительных серий.

В 1729-1730 годах художник выполнил сатирический портрет «Политик», на котором изображен владелец лавки кружев. Он читает газету и не замечает как загорелась его шляпа. Другая сатирическая картина «Спящие прихожане» (собр. Ф. Кук, Англия, 1728) показывает с юмором проповедника и служителя. Индивидуализированы их фигуры, жесты, мимика.

В конце 1720- начале 1730 годов Хогарт создает серию групповых семейных портретов, которая дала ему заработок. «Портреты беседующих» или «разговорные» портреты художника пользовались большим спросом. К лучшим из них относятся – «Бракосочетание Бэкингэма и Мэри Кокс» (конец 1729 – начало 1730 г., Метрополитэн, Нью-Йорк), «Завоевание Мексики» (1731-1732 г., собр. Ильчестер, Англия), «Семейство Уолластон» (1730 г., собр. Уолластон, Англия), «Ассамблея в Уонстид-Хауз» (Художественный музей, Филадельфия, 1730 г.), «Семейный портрет» (около 1732 г., собр. Ф. Кук) и другие. В семейных портретах Хогарт, как правило, не стремится к созданию углубленного образа, а старается описать свои модели, сосредоточивая внимание, главным образом, на внешних признаках: жестикуляции, позе, деталях обстановки, а также мелких бытовых эпизодах.

Хогарт довольно быстро исчерпал возможности жанра «разговорных» групповых портретов, который уводил его в сферу салонного искусства. Все больше и больше его увлекали темы общественного звучания, которые отвечали идеалам художника и особенностям его дарования. Но как сатирик и автор злободневных тем он развернулся в полной мере в 1730-х годах.

Таким образом, в первый период своей деятельности молодой Хогарт предстает перед нами как человек с рано сформировавшимся мировоззрением, как мастер большой творческой целеустремленности. Уже в ранние годы он делает первые шаги к достижению цели всей жизни – созданию полезных для общества произведений искусства. Юношеские работы показывают, что в листах на злободневные темы Хогарт в какой то мере нашел своих учителей, свой жанр и установил контакт с той публикой, к которой обращался. Он брал в качестве материала события из жизни и трактовал их сатирически, давал им оценку. Используя опыт предшественников, он продолжал вырабатывать и свой художественный язык.

3. Сатирические серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя»

В начале 30-х годов 18 века Уильям Хогарт обратился, как он сам писал, к более новому жанру, а именно к писанию и гравированию на современные морализующие сюжеты. «… В этих композициях, - пишет художник, - те сюжеты, которые в равной мере развлекают и развивают ум, естественно, особенно полезны и должны быть поэтому поставлены выше всего…».

В этих словах – весь Хогарт. Он не думает о прибыльности своего искусства, не желает зависеть от заказчиков и дорожит свободой художника и человека. Хогарт начинает искать новую тему, новую форму. Он идет к открытию, которое даст ему возможность поведать миру нечто важное и которое будет неразрывно связано с общественной задачей искусства – с нравственным воспитанием зрителя художником.

Кроль А.Е. пишет, что в области создания картин «на современные морализующие сюжеты» Хогарт действительно был в Англии пионером. Его желание быть оригинальным полностью осуществилось. Он умел выбрать злободневный современный сюжет и раскрыть его с трезвой иронией и мастерством профессионального драматурга.

В 1732 году Хогарт выпустил серию из шести картин под общим названием «Карьера проститутки» [Прил. рис. 4, 5, 6, 7, 8, 9], явившуюся важной вехой в его творческом формировании. Серия сделала его знаменитым и утвердила за ним репутацию «самого полезного художника».

Серия картин «Карьера проститутки», как пишет Кроль А.Е., была первым в буржуазной Англии манифестом, выразившим на языке изобразительного искусства нравственные идеи, уже ранее провозглашенные философией и литературой. Она касалась тех моральных представлений и тех сторон жизни, которые до этого времени не входили в сферу английского искусства. Целям художника могло служить массовое искусство, которым являлась гравюра. Хогарт начинает распространять дешевые и доступные для многих гравюры со своих картин, и у него появился обширный круг потребителей. Хогарт обращает свои серии и к высокообразованным людям и к широким слоям населения. Он разговаривает со зрителем простым понятным языком о вещах, способных увлечь и захватить каждого.

Хогарт, пишет Кроль А.Е., большой и оригинальный художник, шел по пути совершенствования своего мастерства, безупречно ясного выражения мыслей, подчиняя общему замыслу многочисленные детали; в то же время он умел обилием и разнообразием этих деталей насытить произведение подлинным дыханием жизни.

Большой интерес в его сериях представляет вопрос о том, какие образы мы видим в сериях Хогарта, вымышленный ли это образ, или чей-то портрет. Анонимный журналист, современник художника говорит о том, что у окон книжной лавки, где висели листы Хогарта, постоянно толпились прохожие, выискивая все новые и новые знакомые лица – судью, старую сводню, знаменитого кутилу и т.д. Покупая гравюры, лондонцы покупали сатирические портреты своих знакомых сограждан. Но надо сказать, что позднейшие исследователи считали иначе, отрицая портретность героев. Следует все же отметить, что каждый персонаж Хогарта реалистичен, конкретен, это типический образ, в котором в обобщенной форме переданы индивидуальные черты.

Содержание серии «Карьера проститутки» перекликается с романом Дефо «Молль Флендерс». Но это история, взятая художником из жизни. Деревенская девушка, некая Мэри Хэкабаут, приезжает в Лондон, попадает в руки старой сводни тетки Мидхем, становится содержанкой и оканчивает свою жизнь среди обитателей лондонского «дна».

Каждое из полотен изображает определенный узловой момент этой типичной истории: приезд Мэри в Лондон и встречи со сводней, Мэри в доме ее «покровителя», арест Мэри как девицы легкого поведения и т.д., вплоть до конца ее жизни.

Создавая из каждой сцены самостоятельное целое, художник несколькими важными подробностями связывает ее с тем, что ей предшествовало и что последует. Так в сцене прибытия девушки в Лондон гусь в ее корзинке с провизией служит напоминаем о деревне, откуда она приехала, а фигура джентльмена, разглядывающего ее с циничным любопытством и опустившего руку в карман за кошельком, указывает на ее дальнейшую судьбу. Существует мнение, что замысел сцены подсказан художнику статьей в журнале «Наблюдатель», где описывалась история приезда в Лондон деревенской девушки и ее встреча с хозяйкой притона. Но возможно этот сюжет Хогарту подсказала сама лондонская жизнь.

Картины были начаты Хогартом 1729-1730 годах, на последней картине стоит дата 1731 год.

Героиня Хогарта – пассивная, робкая девушка, не способная на самостоятельную мысль или смелый поступок, что предопределяет ее дальнейшую судьбу, ее постепенное падение и гибель.

Художник изумительно правдиво рисует окружение Мэри в каждой сцене: сводню – «матушку Мидхэм», развратник и мот Френсис Чатерм, ее покровитель, арестанты, свидетели казни и другие. Все эти персонажи являются одновременно представителями реального лондонского общества. С точностью в каждой сцене передана обстановка интерьера дома покровителя с мебелью, посудой, картинами того времени, тюремная мастерская с кирпичными стенами и дырявой крышей.

Первые сцены истории жизни проститутки были переданы Хогартом с холодной объективностью добросовестного наблюдателя. Но уже следующие приобретают трагический пафос. В шестой картине – похороны Мэри – дана в сатирическом ракурсе. Художник бичует своей сатирой людей, пришедших на похороны, бичует и сам обряд, превратившийся в насмешку над покойницей. Вокруг гроба собрались «друзья» Мэри: сводня, погубившая девушку, кричит и ломает руки, равнодушная служанка ставит закуску для гостей на крышку гроба, кокетка перед зеркалом, пьяный пастырь и пьяная женщина. Жалкие поминки кажутся непристойным фарсом в доме, где лежит покойница.

Хогарт правдиво и трезво разоблачает ханжество, он подчеркивает лицемерие общества, которое делает Мэри существом все же более высоким, чем ее окружение. Он высмеивает и осуждает праздность, страсть к наживе, лицемерие, которые являются для него отвратительными пороками.

Полотна серии «Карьера проститутки» погибли от пожара в 1755 году, но история Мэри дошла до нас в собственноручных гравюрах Хогарта. Широким распространением их он стремился во весь голос обличать порочность нравов своего времени, поучать, предостерегать. Гравюры были быстро распроданы, что принесло ему известность и необходимые материальные средства. Так Хогарт нашел возможность избежать независимости от высокопоставленных заказчиков и покупателей, возможность обращаться к широким кругам зрителей.