Смекни!
smekni.com

Просветительские идеи в творчестве У. Хогарта (стр. 4 из 8)

Вскоре после окончания этой серии Хогарт приступил к серии «Карьера расточителя» (1731 год), которая имеет ярко выраженную сатирическую направленность. Три первые картины были написаны не ранее 1733 года. Весь цикл закончен не позднее 1735 года. Он состоит из восьми картин, действие которых разворачивается на протяжении нескольких лет.

В первой картине [Прил. рис. 10] мы видим разбогатевшего после смерти отца-стяжателя молодого сына, который спешит воспользоваться своим наследством. В комнате царит хаос: обойщик сдирает со стен обивку, из-под которой сыплются спрятанные скупцом монеты; нотариус, описывающий имущество, перебирает груду денег, наследник откупается от своей плачущей возлюбленной подачкой. Сам же Том Рэкуэлл, будущий расточитель занят тем, чтобы не помешать портному снять мерки для нового костюма. Все остальные пытаются урвать частичку богатства, доставшегося юноше. Каждому персонажу художник сообщил персональный штрих, который будет сопровождать их повсюду. Повсюду мы будем наблюдать беспомощный вялый эгоизм наследника.

«Карьера расточителя» построена менее органично, чем предыдущая серия. Это ряд эпизодов, связанных появлением единственного положительного персонажа – обманутой девушки – служанки, которая пытается спасти своего беспутного любовника.

Вторая картина [прил. рис 11] изображает утром молодого человека. В центре картины собрались прихлебатели нашего героя, жаждущего превратиться в светского льва. Мы видим учителя фехтования Люка Дебуа, борца, итальянского певца Фаринелли, жокея с кубком, взятым на бегах лошадью мота, знаменитого садовода Бриджмена – создателя живописных английских парков. На стенах приемной висят картины, рассказывающие о склонностях наследника – «Суд Париса» и «Бой петухов». Картины рассказывают тем самым о кутежах и грубом азарте мота, которые влекут его к гибели.

Третья картина [Прил. рис 12] изображает оргию в трактире, в которой принимает участие сам расточитель, его приятель и семь женщин. Пьяный угар, разбросанная посуда и одежда, изумление хозяина и хозяйки трактира при виде обезумевшей женщины, которая поджигает карту на стене – усиливают впечатление сцены.

Четвертая сцена [прил. рис. 13] – мот в роскошном наряде едет на прием во дворец, но его останавливают за долги и лишь благодаря бывшей любовнице он избегает тюрьмы. Эта сцена намного не вписывается в сатирический цикл Хогарта. Появление и благородство девушки разбивает стройность сюжета.

Одним из лучших сатирических полотен является пятая сцена – женитьба на старухе [Прил. Рис. 14]. Художник резко осуждает лицемерие церковного обряда, который торжественно соединяет двух корыстных людей – разорившегося Тома Рэкуэлла и одноглазую горбунью, стремящихся каждый к своей выгоде. Свадьба не обещает перемен в судьбе расточителя, он продолжает кутить и проматывать деньги жены.

Картина шестая [Прил.рис. 15]. Проигравшийся и обезумевший Том Рэкуэлл сидит в игорном доме, охваченном пожаром. Хогарт изображает людей, охваченных самыми низкими страстями: невозмутимый ростовщик с хищным профилем дает деньги под заклад проигравшемуся неудачнику, двое проигравшихся с искаженными лицами, два выигравших счастливчика, жадно перебирающих деньги. Художник точно и подробно зафиксировал фигуры, которые видел в действительности.

В седьмой картине [Прил. рис. 16] расточитель предстает во Флитской тюрьме.

Восьмая сцена [Прил. рис. 17] рисует его в Бедламе – знаменитом доме сумасшедших, куда он заключен. Он изображен на полу, голый, скованный цепями. Верная возлюбленная рыдает возле него. Это единственный человек, не покинувший Тома Рэкуэлла в несчастье. Рядом представлены еще персонажи так же проводящие остаток жизни в Бедламе. На больных смотрят две любопытные дамы, которых веселит это ужасное зрелище.

Последние две картины этого цикла разоблачают отвратительные и жестокие нравы английских тюрем и больниц во времена Хогарта. Художник наблюдал узников во время посещения Флитской тюрьмы. Наверняка Хогарт бывал и внутри Бедлама. Зафиксированные художником сцены являются плодом его наблюдения.

По мнению Кроля А.Е. эта серия менее убедительна, чем «Карьера проститутки», так как Хогарт не искал контраста между пороком и добродетелью. Здесь художник вводит тему неумирающей любви, не мотивируя чувства ни характером любящей девушки, ни поведением мота. Сюжет кажется немного искусственным, надуманным. Эта серия имела меньший успех, чем первая.

Кроль А.Е. считает, что здесь не так важен этот положительный момент. Скорее важна злободневная критическая заостренность, сатира бьет здесь по порокам современности, показывает выражение сыновей того класса, который должен был строить «новую счастливую жизнь».

В середине 1730 годов относится одна из наиболее популярных работ Хогарта – серия «Четыре времени суток» (1736 год, собр. Бирстед, Англия). На картинах изображены уголки Лондона в разные часы дня. Хогарт часто изображал многие события на фоне лондонских улиц, площадей и переулков. Все четыре Катрины рисуют различные эпизоды из жизни Лондона и создают живое и конкретное впечатление о любимом городе художника. Хогарт раскрывает социальные противоречия, раздирающие жизнь столицы, показывает множество мелких эпизодов и строит свои произведения на контрасте сытых и голодных, работающих и бездельников, нарядных и убогих. Особенно красноречивы в этих сценах дети, то манерные, одетые как уродливые карлики, то рыдающие от горькой обиды или по-взрослому покорно переносящие свои невзгоды.

Эта серия – яркий пример непосредственного влияния искусства Уильяма Хогарта на литературу английского Просвещения. О роли художника в кругу прогрессивных деятелей литературы говорят виднейшие английские писатели. В 1736 году Свифт пишет в своей поэме «Клуб легиона»

О, как ты мне нужен, насмешник Хогарт.

Я слышал, что ты большой весельчак.

Если б были с тобой знакомы,

Мы изобразили бы всех чудовищ:

Тебе бы следовало испробовать свой резец

На этой отвратительной компании дураков;

Рисуй этих скотов, как я их описываю;

Рисуй их черты, а я их буду высмеивать.

Делай их похожими; уверяю тебя,

К карикатуре незачем будет прибегать.

Изобрази их так, чтобы каждый из нас

Мог понять их души по портретам [6]

Многие фигуры Уильяма Хогарта встречаются в произведениях Филдинга, Свифта, Гэя и других английских писателей первой половины XVIII века.

Таким образом, в 30-х годах XVIII века Уильям Хогарт создает замечательные по остроте, нравоучительные серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя».

4. Серия «Модный брак»

В первой половине 40-х годов XVIII века Хогарт создает свою самую знаменитую серию «Модный брак» (шесть картин, галерея Тейт, Лондон). Цикл слагается из отдельных драматических сюжетов. Заглавия сцен раскрывают замысел серии. Хогарт неоднократно называл себя не живописцем, а «автором» серий, желая подчеркнуть этим значение литературного сюжета, положенного в их основу, недаром многие современники оценивают его именно как автора. Т. Готье говорит: «Хогарт – это Аристофан кисти, который рисует свои комедии вместо того, чтобы писать их».[7] Теккерей, посвятивший художнику целый раздел в своих лекциях о комических писателях XVIII века подчеркивает профессиональную писательскую завершенность сюжетных циклов Хогарта.

Мысль автора становится знакомой зрителю, когда он узнает всю серию. Художник изображает людей в момент самого действия, его герои будто разговаривают между собой. Это удается Хогарту благодаря точной передаче мимики и жестов.

Серии картин Хогарта пользовались широкой популярностью в среде писателей, которые использовали их в драматических переделках. Чарль Лэмб в своей статье говорит: «… Другие картины мы рассматриваем – его гравюры мы читаем». Однако следует сказать, что созданные Хогартом сюжеты и характеры обрабатывались, как правило, малозначительными авторами и лишь отдельные эпизоды.

Трудно установить и точную датировку цикла «Модный брак». Существуют две близкие друг другу серии картин на эту тему. Одна, как уже говорилось ранее в галерее Тейт (Лондон), другая, отличающаяся от нее в деталях и которую считают эскизами Хогарта, законченные другой рукой – в собрании Г.Р. Виллета. Существует предположение, что известная серия была написана между 1742 и 1745 годами.

«Модный брак» был третьей сатирической серией Хогарта. В картинах этой серии зритель видит острую социальную сатиру, выставляющую на посмеяние общественный слой. Изображая сцены из жизни высшего общества Хогарт показывает не менее уродливого и порочного, страшного и смешного, чем в сценах из жизни бродяг, воров и проституток. Персонажи также как и в предыдущих сериях приобретают портретность.

Сюжет Уильяма Хогарта – брак по расчету. Это повесть о женитьбе разорившегося сынка на дочери богатого торговца, явлении весьма обычном в Англии времен Хогарта, о кутежах мужа и о ничем, за исключением любовной интриги, не заполненной жизни жены. История эта заканчивается трагической развязкой – смертью графа, заколотого любовником графини, попадающим за это на виселицу, и самоубийством графини.

Выразителен уже первый эпизод – «Брачный контракт» [Прил. рис. 18], который заключается как коммерческая сделка. Собрались заинтересованные лица. Они образую две группы. Первая изображает старого лорда с породистым портфелем и величественной осанкой и сидящего напротив отца невесты с брачным контрактом в руках, который с ужасом смотрит на будущего родственника и подсчитывает, во что ему обойдется это родство. Другая группа – сидящие со скучным видом жених и невеста, олицетворяющие пассивное равнодушие. На первом плане изображены фигурки животных, связанные цепью, символизирующие такой же союз, который заключается в этой комнате.