Смекни!
smekni.com

Просветительские идеи в творчестве У. Хогарта (стр. 7 из 8)

Если в предыдущем листе комическое служит, чтобы подчеркнуть трагическое, то «Улица Пива» вся проникнута жизнерадостным мягким юмором. Иронично изображены Хогартом любители пива с огромными животами, держащие полные кружки пива с пышной пеной. Вывеска ссудной кассы уже не кажется зловещей.

Еще одна серия нравоучительного характера была названа Хогартом «Четыре степени жестокости». Она изображает жизненный путь человека, который в детстве мучает кошек и собак, затем истязает лошадей и в итоге становится убийцей. Труп казненного преступника по закону отдается врачам, которые расчленяют его на части.

Хогарт писал: «Эти листы были награвированы в надежде в какой-то мере изменить к лучшему варварское обращение с животными, один вид истязаний которых делает нашей столицы (Лондона) столь прискорбными для каждой чувствительной души. Если они окажут это действие и воспрепятствуют жестокости, я буду больше гордиться тем, что являюсь их автором, чем если бы я написал картоны Рафаэля».[18]

«Четыре степени жестокости», как и серия «Прилежание и леность» как «Улица Джина» и «Улица Пива», пишет Кроль А.Е., раскрывают Хогарта как художника, который не проходит мило социальных бедствий и не пытается смешить зрителей картинами нищеты и невежества. Хогарт не остается при этом простым моралистом-проповедником, а шире и объективнее смотрит на мир, чем большинство его современников. Выбирая в качестве героя графа или бродягу, знатную даму или проститутку, он осуждает в их образах те темные черты, которые свойственны не только отдельным личностям, но и целым общественным группам. Хогарт обращал эти злободневные серии к народу и они пользовались популярностью, но публика, к которой он обращался, подчас восхищалась забавностью эпизода, комичностью лиц и на замечала глубокого смысла его произведений.


6. Критика политической системы Англии в серии «Выборы в парламент»

Последняя значительная серия картин Хогарта – «Выборы в парламент» (около 1754) представляет собой обличие системы выборов. Серия открывается изображением предвыборного банкета, затем показаны как борющиеся партии, не брезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном из так называемых «гнилых местечек». Далее художник изображает сбор голосов, где голосовать приводят и приносят идиотов и умирающих. Завершает серию триумфальное шествие кандидата – победителя, которого проносят в кресле по улицам. Между приверженцами и противниками продолжается борьба; мелькают кулаки и положение героя событий оказывается очень шатким.

Злободневная серия состоит из четырех картин, где Хогарт показал, приобретенный в течение многих лет талант и творческую свободу. Эти картины представляют собой сатиру на священные для буржуазной Англии выборы в парламент.

Положение Англии в это время было весьма тревожным. Англия терпела поражение в затянувшейся войне с Францией. Восстание шотландцев в 1745 году. Вызванное недоверием к правительству, голодом и непосильными налогами, было лишь одним из проявлений недовольства народа, который видел выход в смене правительства и изменении политического курса. В Лондоне голодающее население постоянно враждовало с войсками, их стычки заканчивались кровавыми жертвами с обеих сторон. Согнанные с земли крестьяне становились дешевой и бесправной рабочей силой на производственных предприятиях.

В 1754 году парламентская власть сосредоточилась в руках продажного премьер-министра лорда Пелгама и его брата герцога Ньюкэслского. За кругленькую сумму продавались мета депутатов. Ряды членов законодательного учреждения Англии пополнялись богачами-землевладельцами и финансистами. В большинстве городов парламентскими местами торговали городские корпорации. Места принадлежали помещикам, владельцам «гнилых местечек». Рабочие, ремесленники и городское население в парламент не проходили.

В своем цикле о выборах Хогарт впервые дал оценку политической системе страны. До этого времени художник обличал лишь некоторые недостатки современной ему жизни. Со свойственной ему трезвостью и остротой наблюдательности Хогарт показал на четырех листах «Выборов в парламент» (музей Соун, Лондон) все уродливые стороны английского парламентаризма XVIII века.

Первый лист – «Предвыборный банкет» [Прил. рис. 33] изображает банкет в «гнилом местечке», данный кандидатом. В самом большом зале деревушки показано в полном разгаре пьянство и объединение. В огромную бадью налит пунш, на полу разложены посуда и яства. За столом изображены представители местной власти, обладающие избирательным цензом: пастор, стряпчий, лавочники, состоятельные ремесленники, администрация местечка и члены семей избирателей. Под флагом с надписью «Свобода и лойяльность» сидит молодой кандидат. Он готов стерпеть все ради своей цели. Кандидат выдерживает приставания отвратительной старухи и шалости отпрыска одного из избирателей, то есть соблюдает терпимость и демократичность. В разгаре пиршества в окно зала летят камни, врываются сторонники конкурирующего кандидата и начинается драка.

Вся неприглядная изнанка и ханжеская суть комедии выборов показаны Хогартом с обычным лаконизмом. Великолепны позы людей, умело связанные выразительными жестами, лица их экспрессивны, мимика характерна.

По мнению Кроля А.Е.[19] картины «Выборы в парламент» показывают художественную эволюцию Хогарта за годы кажущегося отхода от творческой деятельности. Сохранив в полной мере дар острой и правдивой передачи, он приобрел уверенность рисунка, не всегда свойственную ему в более ранних произведениях. В четырех картинах «Выборов» нет ни одной фигуры с неверным или напряженным рисунком конечностей – недостаток, который раньше снижал художественный эффект. Художник мастерски распределяет группы действующих лиц, связь между которыми строится на психологических взаимоотношениях. В то же время он подчеркивает единство между персонажами всей сцены в целом.

Вторая сцена – «Предвыборная агитация» [Прил. рис. 34] изображает узкую улицу «гнилого местечка», где агенты разных кандидатов, принадлежащие к двум политическим партиям, подкупают избирателя-фермера. Они предлагают ему избирательные бюллетени, подкупают деньгами. Другие избиратели, наблюдая за этой ситуацией, решают, кому выгоднее продаться. Сам кандидат выбирает подарки у коробейника для двух дам, голоса которых ему надо получить.

Персонажи в каждой из групп объединены жестами композиционным ритмом и общей мыслью – о подкупе и деньгах. С большой выразительностью художник передает страсть к наживе, хотя не вносит при этом ничего шаржированного и преувеличенного. Правдиво переданы люди, дома и пейзаж и лишь сама разыгравшаяся сцена вносит в картину элемент сатирического разоблачения.

В третьей сцене – «Голосование» [Прил. рис. 35] чувствуется все большее нагнетание сатирической остроты. Под навесом сидят выборные агенты. На переднем плане член выборной организации приводит избирателей к присяге и вручает им бюллетени. В голосовании принимают участие все – слабоумные, параличные, слепые, больные. Больного несут на руках, слабоумного учат правильным жестам, за безрукого калеку ручается избирательный агент. Трагикомический эпизод разыгрывается со всей яркостью чисто по хогартовски.

Последняя картина – «Чествование кандидата» [Прил. рис. 36] говорит сама за себя. Толпа на носилках несет в кресле избранного депутат по деревенской улице. Толстая фигура депутата является вершиной композиционного треугольника. Нижнюю его часть составляет группа людей и животных. Пирамидально построенная группа по своим очертаниям пародийна. Новый член парламента на вершине композиции находится в состоянии неустойчивого равновесия. Люди, которые должны быть его опорой изображены в движении, хаотично. Эта пародия на памятник, высмеивающая и героя и торжество по поводу выборного фарса, как бы окружена живой рамой, где изображены – высокое здание, слуги с блюдами, не участвующие в выборах жители городка, седобородый музыкант в лохмотьях и т.д.

Здесь нет ни малейшего преувеличения, ни намека на карикатуру. Художник правдиво трактует образы в картинах этой серии, придавая сценам комизм. Следует отметить, что если ранее персонажи выделялись острым и четким рисунком, то в последней картине рисунок приобретает мягкость и живописность. Лица и фактура предметов переданы Хогартом плавными переливами тонов, колористическая гамма порою приобретает мягкую монохромность.

Таким образом, серия «Выборов» говорит не только о художественной зрелости Хогарта, но и о его даре острого и наблюдательного сатирика, способного зло подчеркивать подмеченные недостатки окружающей действительности. В этой серии художник выступает непревзойденным мастером больших политических тем.

В серии «Выборы в парламент» Хогарт с жестокой беспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп и мошенничество депутатов, тем самым, давая оценку всей политической системе Англии XVIII века.


Заключение

Итак, к 1730-м годам в Англии появился самобытный и удивительный художник – Уильям Хогарт. Он принадлежал времени, когда укоренялись новые буржуазные законы, нормы поведения и морали и при этом еще сохранялись предрассудки феодального прошлого, когда торжествовало стяжательство и ценности с удивительной быстротой скапливались в руках паразитической верхушки общества, и при этом продолжалось обнищание народных масс.

Хогарт был, без сомнения, единственным художником, чье искусство сыграло важную роль в становлении английского Просвещения. Он был единственным значительным живописцем-просветителем в Англии и первым – в Европе.

Поднимая глубокие нравственные и социальные проблемы, он впервые сделал предметом художественного исследования конкретную, современную ему реальность, причем показал ее не как сюжет для занимательного рассказа, и не как модель для тонких живописных наблюдений, а как часть большого мира, с его вечными трагическими проблемами, обращенными к определенным людям определенной эпохи. При этом он сделал свою живопись эмоциональной, достиг такой виртуозной выразительности мазка, такой напряженности общего колористического эффекта, и порой такого тонкого сплава реальности и фантазии, что многие его произведения заслужили всеобщего признания.