Хогарт оставил несколько сотен произведений живописи и графики. Основное место среди них занимают картины маслом. Славу же Хогарту принесла лишь небольшая часть его произведений – сатирические серии и бытовые сцены, известные и публике и специалистам почти исключительно по гравюрам.
Уже в ранние годы Хогарт предстает перед нами, как человек с рано сформировавшимся мировоззрением, как мастер большой творческой целеустремленности. Он стремится создавать полезные для общества произведения. Хогарт брал в качестве материала события из жизни, трактовал их сатирически, давая им оценку и обличая злободневные вопросы современности.
Вначале 30-х годов Уильям Хогарт обращается к написанию и гравированию современных морализующих сюжетов и создает удивительные по остроте серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя». Сатира здесь бьет по порокам современности: разоблачает ханжество, подчеркивает лицемерие общества и страсть к наживе, осуждает жестокие нравы английских тюрем и больниц. Художник изображает правдивые, зачастую реальные образы, в которых зрители угадывают знакомых им людей.
Уильям Хогарт один, в сущности, выражал идеи Просвещения языком изобразительного искусства, и искусство его порой взрастало на литературной почве. Серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя» являются ярким примером сближения искусства Хогарта с литературой Просвещения. Следует отметить, что в его лице английская живопись сближалась не только с передовой английской литературой, но и с театром.
В первой половине 40-х годов художник создает свою самую знаменитую серию «Модный брак». Изображая сцены из жизни высшего общества Хогарт вновь применяет свое оружие – острую социальную сатиру. В серии «Модный брак» художник показывает характерное для Англии этого времени явление – брак по расчету. Он осуждает жадность, корыстолюбие, стремление к наживе, продажность людей, безысходность и безжалостность общественных устоев, неизбежность пороков и несчастий.
Эта серия принесла Хогарту большую популярность, но многие современники стали считать его моралистом-проповедником.
Свою положительную программу Хогарт развивает в серии «Прилежание и леность», которая по замыслу художника должна была служить наставлением для трудящихся. Этот морализующий по замыслу цикл и жизни прилежного и ленивого учеников дополнен цитатами из Библии. Он также рассказывает о пороках современного Хогарту общества и по своему характеру является нравоучительным.
Сериями нравоучительного характера являются произведения Хогарта «Улица Джина», «Улица Пива» и «Четыре степени жестокости», осуждающие пьянство, нищету, насилие и жестокость, процветающие на улицах английских городов.
Последняя серия Хогарта «Выборы в парламент» с жестокой беспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп, взяточничество и мошенничество депутатов. Серия представляет собой сатиру на священные для буржуазной Англии выборы в парламент.
Своими сериями-хрониками Хогарт прокладывал путь бытовой и политической карикатуре, но мир в его картинах не теряет чувственной прелести, его образы жизненны, подчас реальны. Хогарт сумел показать социальные драмы эпохи прямо и непосредственно, не прибегая к иносказанию.
У художника не было учеников и близких последователей, и более молодые современники не пошли по его пути. И все же его искусство внесло в среду художников дух полемики. Современники, коллеги, оппоненты или враги художника – все они действовали под влиянием хогартовских идей и картин, подражая им или с ними споря.
Серии Хогарта получили широкую известность еще при его жизни, но зачастую публика восхищалась забавностью сюжета, комическим изображением известных лиц, не замечая глубокого сатирического смысла.
О высоких достижениях произведений Хогарта впервые заговорили известные критики Чарлз Лэм (в своей статье «О гении и характере Хогарта») и У. Хэзлитт (статья о «Модном браке»). В начале XIX века Хогарт у себя на родине не находил достойной оценки. На рубеже XIX и XX веков началась переоценка творчества художника и его гравированные листы стали центром внимания.
Его творчество, полное задора, смелости, жизненной силы, заглянуло далеко в будущее, где нашло свое достойное место. Демократичные, глубоко проницательные произведения Хогарта, полные страстной и беспощадной критичности, поражающие новаторской силой и смелостью, по праву входят в сокровищницу мировой культуры.
Библиографический список
1. Алпатов М.З. Всеобщая история искусств. М.;Л., 1955, Т.1.
2. Виппер Б.Р. Английское искусство. М., 1945.
3. Всеобщая история искусств. Т.IV., М., 1963.
4. Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.
5. Кроль А.Е. Уильям Хогарт. М.;Л., 1965.
6. Кроль А.Е. Английская живопись XVI-XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961.
7. Кроль А.Е. Государственный Эрмитаж. Английская живопись: Каталог. Л.,1969.
8. Лисенков Е.Г. Английское искусство XVIII в. Л., 1964.
9. Мастера искусства об искусстве: в 7т. М., 1967. Т.3.
10. Некрасова Е.А. Уильям Хогарт. М., 1933.
11. Хогарт В. Анализ красоты. Л., М., 1958.
[1],[2] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 10.
[3] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 17.
[6] – Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 51-52.
[7],[8]- Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 83-84.
[9] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 92.
[10] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 97.
[11] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 98.
[12] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 99.
[13] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 105.
[14] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 113.
[15],[16]- Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 115.
[17] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 116.
[18] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 117.
[19] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 142.