Кроме людей в городе еще живут Звери. Это единороги, красивые животные с золотой шерстью. Единственные существа, которых городской Страж выпускает за Стену пастись в Яблоневом Саду. И каждую зиму многие из них погибают, Страж сжигает их останки.
И однажды главный герой понимает, что Звери существуют в Городе не просто так (а также то, что в Городе все существует по каким-либо причинам), единороги – это то, что осталось от человеческой памяти.
«- Насчет старых снов, - говорю я. - Я правильно понял, что звери вдыхают умирающую память жителей Города? А после смерти зверей та превращается в старые сны?
- Да. После смерти человеческой тени "я" умирает, и звери вбирают его в себя без остатка.
- Значит, читая старые сны, я могу найти твое "я"?
- Нет, не можешь. Мое "я" не умирало какой-то одной историей. Оно рассыпалось на отдельные воспоминания и передавалось разным зверям по кусочкам, перемешиваясь с такими же кусочками памяти других людей. Читая разные черепа, ты никогда не сможешь сказать, что там мое, а что - чужое. На то они и старые сны. Вечный Хаос, который никогда никому не распугать и не сложить в одну историю...».
Но от потери «Я» никто не страдает. Наоборот, в Городе каждый занят своим делом, у каждого есть работа. Таким образом, главному герою было поручено быть Читателем старых снов. А зачем, он так и не понял. Его отправили в Библиотеку, сказали, что работать он будет там. Затем человек познакомился с библиотекаршей. В дальнейшем она помогала ему разбираться с чтением старых снов.
И в конце происходит то, к чему все стремилось с самого начала – конец света внутри человека, отдельной личности.
Получается, что Город — это мир. Стена — границы мира. Омут — выход. Звери — память. Все, что нужно миру для существования — есть. И движется это все в никуда. Это идеальный конец света.
Заключение
В процессе работы мы выявили, что есть два пространства: мифическое – в Городе, и реальное – в Токио. Эти два пространства существуют параллельно. Такой параллелизм писатель выражает чередованием глав в романе: нечетные – Токио, четные – Город. Пространства изначально абсолютно параллельны друг другу, и лишь в конце появляется связь между ними. Оба мира идут к своему концу, двигаясь прямопропорционально. Один медленнее, а в другом конец почти произошел. Таким образом, автор пытается показать воздействие внешнего мира на внутренний мир человека.
Реальное пространство репрезентуется через внутренний отклик главного героя на события и предметы внешнего мира. Пространство в романе антропоцентрично. Для человека важен вещественный мир, который его окружает, именно поэтому в пространственном описании присутствует множество бытовых мелочей. Мураками использует ограниченность пространства, чтобы подчеркнуть субъективность восприятия человеком окружающего мира и реальность описываемого места.
Мифическое пространство – это внутреннее «Я» отдельного индивидуума, выражающееся через овеществление мыслей и чувств, ощущений, мечтаний снов и страхов.
Реальное и мифическое пространства – это множественное отражение друг в друге мыслей, чувств, каждое из которых порождает новое отражение.
В этом романе Харуки Мураками хотел выразить, сложное переплетение двух пространств: реального и мифического. Автор пытается показать тесную и запутанную связь внешнего и внутреннего мира, перетекания друг в друга внешнего и внутреннего пространства.
Роман заставляет задуматься читателя о воздействии мира на формирование и изменение сознания каждого отдельного человека, и о том, как человек может изменить этот мир.
Список литературы
1. Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
2. Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин «Лингвистический анализ художественного текста»
3. www.japon.ru
4. www.aldebaran.ru
5. www.eastlib.narod.ru
6. http://murakami.ru
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/