Смекни!
smekni.com

Противопоставление земного и небесного в лирике Тютчева (стр. 3 из 3)

Как животворно на вершине…

Как рвется из густого слоя,

Как жаждет горних наша грудь,

Как все удушливо-земное…

Противопоставление «земного» и «небесного» подчеркнуто визуально: первая строфа, состоящая из одного большого предложения, массивна – это зримый образ земного, удушливого. Вторая строфа, состоящая из двух бессоюзных сложных предложений, легче, ее строки короче – это образ светлого, небесного.

Таким образом, антитеза «земное – небесное» присутствует на уровне синтаксиса и в стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами», и в стихотворении 1860 года «Хоть я и свил гнездо в долине». Но эта антитеза выражена отчетливее в стихотворении 1860 года, так как оно более эмоционально благодаря анафоре, использованию двух восклицательных предложений, контрасту союзных и бессоюзных предложений, а также контрасту придаточных в первом сложном предложении.

Заключение

Итак, мы проанализировали два стихотворения Ф.И. Тютчева «Над виноградными холмами» (1835) и «Хоть я и свил гнездо в долине» (1860). Можно согласиться с мнением Ю. Лотмана, что в лирике Ф.И. Тютчева «поэтическое я оказывается расположенным на границе, принадлежа одновременно земному и небесному» (с.400). Противопоставление «земного» и «небесного» характерно для поэта-философа Ф. Тютчева.

Ф.И. Тютчев ощущал себя частицей мира, а поэтому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия. Для лирики Ф.И. Тютчева характерна двойственность, борьба, сопряжение различных начал.

В его душевной жизни, в его мироощущении неизменно присутствует устремленность за пределы земного мира. «У Тютчева нет пейзажной лирики как таковой. Он не создавал картин природы, не описывал явлений и событий самих по себе. Внимательно всматриваясь в них, он настойчиво искал их сокровенный смысл, томительно жаждал прорыва в иной мир» (4, с.358).

Относясь к миру людей, он всей душой тянется к небесной чистоте, к нравственной высоте. Поэт часто смотрел на горные вершины и небо, потому что у него пространственно-вертикальный взгляд преобладал над пространственно-горизонтальным. И это потому, что поэт размышляет не о материально-пространственной пейзажной вертикали «земная поверхность – небосвод», а о противостоянии «земного» (в том числе и земного неба) потустороннему. Поэт тяготел к небесному (потустороннему), у него сформировалось определенное эстетическое восприятие природного бытия: его радовали вертикали, а плоское вызывало эстетически негативное отношение. Ему хотелось оттолкнуть все «удушливо-земное». Под нетленно-чистым небом снега хранят непорочную белизну, воздушная струя течет «легче и пустынно-чище», потому что там «лишь жизнь природы» и «смертной жизни места нет». Противостоящая горней чистоте земная грязь – не явление природы, а порождение человеческих взаимоотношений.

В результате сопоставления двух стихотворений «Над виноградными холмами» (1835) и «Хоть я и свил гнездо в долине» (1860) можно сделать следующие выводы: 1. В 30-е гг. антитеза «земное» – «небесное» рассматривается поэтом не так остро, как в 60-е. Со временем растет недовольство поэта земным миром, и все актуальнее для него становится устремление к небесному, чистому, идеальному. 2. Средства выразительности, используемые в стихотворении 1860 г. позволяют показать стремление лирического героя ввысь как страстный порыв, отягченный тем, что раскол наблюдается и в душе лирического героя. 3. Страстность, исповедальность, эмоциональность стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине» (1860) лишний раз доказывают, что поэтическое «я» принадлежит одновременно и земному, и небесному. 4. В стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами» поэтическое «я» находится в земном мире. Храм, где проходит неземная жизнь – реальный образ. В стихотворении 1860 года выражено стремление к неземной жизни, это идеальный мир. Таким образом, можно сделать вывод об эволюции взглядов в творчестве поэта-философа Ф.И. Тютчева.


Список литературы

1. Аксаков Иван Сергеевич. Биография Ф.И. Тютчева. – М., 1967

2. Архангельский Александр. Материалы о Ф. Тютчеве // Литература (газ.) – 2001. № 19. – с. 10-11

3. Бочарова Марина. Сила любви в художественном мире Ф.И. Тютчева // Литература (газ.) – 2001. - № 19 – с. 11-12

4. Горнфельд Аркадий Георгиевич. На пороге двойного бития // Тютчев Ф.И. «О вещая душа моя!..» Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. – М., 1995, с. 355-358

5. Даль Владимир Иванович. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2002

6. Еремина Ольга. Готовимся к сочинениям по творчеству Ф.И. Тютчева // Литература (газ.) – 2004. - № 5. – с. 24-26

7. Кожинов Владимир Владимирович. Тютчев – М., 1988 (ЖЭЛ)

8. Лотман Юрий Михайлович. Поэтический мир Тютчева // Тютчев Ф.И. «О вещая душа моя!..» Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. – М., 1995 с. 379-412

9. Николаева Владислава. Лирика Ф. Тютчева // Литература (газ.) – 2001. – № 19. – с. 5-10

10. Ожегов Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка. – М., 1994

11. Пигарев Константин Владимирович. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962

12. Скатов Николай Николаевич. Федор Тютчев // Литература в школе. – 2003. - № 1. – с. 7-13

13. Соболев Леонид Иванович. Поэтический мир Тютчева // Литература (газ.) – 2004. - № 34. – с. 25-31

14. Соболев Леонид Иванович. Поэтика Тютчева // Литература (газ.) – 2004. - № 36. – с. 26-31

15. Тютчев Федор Иванович. «О, вещая душа моя!..» Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. – М., 1995

16. Шайтанов Игорь Олегович. Поэтическое открытие природы. – М., 1998