Нельзя не увидеть в этих словах совпадения с тем нравственным законом жизни, что Ефрем Поддуев вывел из Льва Толстого: «живы люди не заботой о себе, а любовью к другим».
Все произведение представляет собой некий диалог сознаний, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Урожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, лишь из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов – боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим. А мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.
Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека. А Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате. Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ. А нравственный аспект ученого не должен волновать.
Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова – три разных уровня развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для саморазрушения. Все три героя – жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой.
В повести Солженицына раковая болезнь - символ той злокачественной болезни, метастазы которой проникли во все сферы жизни. Больное общество. И в повести нет ни одного героя, кого эта болезнь не задела бы. Задела она Русанова, сделала его слугой системы. Задела и детей его, в сытости даже не помышлявших о какой-либо общественной болезни, в действиях же своих, в суждениях уже больных. Задела и русского Олега Костоглотова, и крымского татарина Сибгатова, немца Федерау… задела не только тех, кто был арестован или сослан, а и тех, кого, вроде бы, не трогали.
В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын можно сказать изображает жизнь целого государства. Автору удалось передать социально-психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных.
И все же повесть А.И.Солженицына оптимистична, пронизана светлым чувством. Писатель словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его.
Не собирается поддаваться своей болезни, своему горю, своему страху Демка, впитывающий все, о чем бы не говорилось в палате. Много пережил он за свои шестнадцать лет: отец бросил мать, матери стало совсем не до сына, а он несмотря ни на что, пытался выжить, выучиться, встать на ноги. Единственная радость осталась сироте- футбол. За нее и пострадал: удар по ноге- и рак. За что? Почему? Мальчик со слишком уж взрослым лицом, тяжелым взглядом, не талант ( по мнению Вадима, соседа по палате), однако очень старательный, вдумчивый. Он читает, занимается, мечтает поступить в институт, чтобы создавать литературу ( потому что правду любит, его «общественная жизнь очень разжигает»). Все для него впервые: и рассуждения о смысле жизни, и новый необычный взгляд на религию, и первая горькая любовь. Но так сильно в нем желание жить, что и отнятая нога кажется выходом удачным: больше времени на учебу, пособие по инвалидности будешь получать, а ГЛАВНОЕ - ЖИВ!
Содержание повести показывает, как общество начинает излечиваться от болезни. Обновился состав Верховного суда. Ушел в отставку один из столпов сталинской эпохи- Л.М.Коганович. Стали возвращаться из лагерей и ссылок те, кого отправили туда «русановы».
Эти перемены повергают в страх Русанова. Олегу Костоглотову они вселяют надежду.
И вторая часть повести не случайно начинается с теплых воспоминаний Костоглотова о семье Кадминых. Их письма. Их уютный дом, мелочи быта и даже прибившиеся к их дому собачки- это манящее тепло жизни.
В финале Олег после сомнений и колебаний все-таки отказывается от свидания с Верой Гангарт, которое могло бы стать решающим в их непростых отношениях. Он боится внести разлад в уже надломленную судьбу Веры и понимает, что из разделяет его болезнь. Его положение ссыльного. Уйдя из клиники, бродит Костоглотов по городу. Выразительная сцена, когда перед отъездом Олег заходит по просьбе Демки в зоопарк, где пережитое заставляет видеть прообраз измученного общества. Эта сцена как стон, как крик. « Самое запутанное в заключении зверей было то, что, приняв их сторону и, допустим. Силы бы имея, Олег не мог приступить взламывать клетки и освобождать их. Потому что потеряна была ими вместе с родиной и идея свободы. И от внезапного их освобождения могло стать только страшней.
И все-таки повесть Солженицына о чуде жизни, которая возьмет-таки свое, как бы не давили и не сгибали ее. Ведь есть уже необыкновенно- нежный цветущий урюк в одном из двориков покидаемого города. «Чудо было задумано- и чудо нашлось». Есть весеннее розовое утро и прекрасная далекая звезда Вега… Чем люди живы.
Все попытки напечатать повесть в «Новом мире» оказались неудачными. «Раковый корпус» распространялся в «самиздате». Повесть впервые вышла на Западе в 1968 году. Вместе с тем, 31 января 1968 года Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР отмечал: «Какой-то древний автор сказал, если книга возвышает душу, если книга зовет к благородному порыву, то эта уже хорошая книга. Так вот, книга Солженицына именно такая… Мы даже больше заинтересованы с Вами в издании этого романа, чем сам автор. Преступно утаивать столь значительное произведение».
Каверин очень тонко определил идею книги: «Поставить людей разных профессий, разного социального значения, разной нравственности перед лицом смерти. В «Смерти Ивана Ильича» Толстого герой - один. А здесь огромный размах. Это разрез социально- психологический, достигающий огромной глубины, которая, конечно, не может не затронуть нас, потому что мы когда-нибудь окажемся перед лицом смерти. В чем сила таланта Солженицына?- спрашивает Каверин и отвечает: - Не только в умении воплотить пережитое, в простоте и выразительности средств, не только в литературном искусстве, которое иногда достигает у нас необыкновенной высоты. Но кроме этого у Солженицына, есть две драгоценные черты. К которым должен присмотреться каждый серьезно работающий в литературе. Это- внутренняя свобода- первая черта, и могучее стремление к правде- вторая черта.»
Заключение
Основной темой творчества А.И.Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство возможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «… Насилие над человеком» не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал Солженицын. – А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». Писателям и художникам доступно большее – победить ложь.
В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус» раскрывает всю сущность тоталитарного государства.
В первой повести мы видим глубокое изображение трагедии народа. Автор не показывает никаких чрезвычайных ужасов, но тем страшнее вывод, следующий из такого описания советской действительности: советское государство борется против собственного народа. Честные, трудолюбивые, талантливые люди сидят в лагерях. Описание «почти счастливого» дня Ивана Денисовича оканчивается спокойным в своей безысходности рассуждением: «Таких дней в его сроке было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из - за високосных годов - три дня лишних набавлялось…»