Почти полвека отделяют рассказ «Люцерн» от одного из поздних рассказов Толстого «После бала». И как сильно отличаются они один от другого, хотя оба принадлежат к сильнейшим обличительным произведениям великого писателя. В «Люцерне» молодой автор с трудом находит слова, чтобы излить свой гнев и негодование против богатых туристов, отказавших в подаянии нищему певцу. Обыденный, казалось бы, случай он поднимает на огромную высоту, мечет громы и молнии на головы равнодушных к чужой беде людей. В рассказе «После бала» описано действительно страшное событие: несчастного солдата прогоняют сквозь строй, насмерть забивая его шпицрутенами. Воссоздавая подробности этой ужасной сцены, писатель остается сдержанным и скупо передает чувства, пережитые рассказчиком. Между тем ненависть писателя к царю-деспоту, каким был Николай I, прозванный в народе «Палкиным», не знала пределов. Достаточно перечитать посвященную ему главу в повести «Хаджи-Мурат», чтобы в этом убедиться. Толстой предоставляет читателю самому сделать выводы, к которым приводит его рассказ «После бала». И от этого впечатление от него становится еще более сильным. Всего пять сравнительно коротких рассказов и одна повесть Толстого составляют эту книгу. Но они дают отчетливое представление о том, как богата малая проза писателя и жизненным содержанием, и разнообразием художественных средств. Не забудем, что эта малая проза создавалась не просто большим, а великим мастером.
Литература
1. Сливицкая О.В. Художественный мир Л.Н. Толстого. – М., 1998
2. Петровицкая И.В. Программа по истории русской литературы Х - ХIХ вв. для средней школы. – М., 2005
3. Петровицкая И.В. Новые материалы Л.Н. Толстого и о Толстом. – М., 2004
4. Ищук Г.Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. М., 1984.
5. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971
6. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981.
7. Дружинин А.В. "Метель", "Два гусара". Повести графа Л.Н. Толстого; "Военные рассказы графа Л.Н. Толстого" // Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988.