Смекни!
smekni.com

Тема дружбы в творчестве Пушкина (стр. 2 из 3)

Без мягкой, пусть несколько приглушенно- камерной лирики Дельвига нельзя представить общего фона русской поэзии 20-30-х годов прошлого века».Анализ трех стихотворений А. С. Пушкин из цикла «19 октября».

«Роняет лес багряный свой убор» - это одно из стихотворений, включенных А.С.Пушкиным в цикл «19 октября», посвященный дню открытия Царскосельского Лицея, постоянно отмечавшегося лицеистами первого выпуска.

На время написания стихотворения Пушкин находится в ссылке, в Михайловском (середина октября)…

Стихотворение состоит из 19 строф (в каждой строфе по 8 строк). Написано ямбом, рифма в первых 1-4 строках охватывающая, в 5-8 строках - перекрестная.

В стихотворении лирический герой совпал с автором (« Печален я: со мною друга нет», «Я пью один», « Я жду тебя, мой запоздалый друг»)

Первая строфа начинается с осеннего пейзажа: «Роняет лес багряный свой убор». (Несет в себе элегический характер).

Вторая строфа передает настроение Пушкина: «Печален я», «Я пью один», печаль, одиночество, тоска. «И милого душа моя не ждет»…

Дальнейшие строфы посвящаются людям, с которыми автор учился в лицее.

Красивы 3 строфа (прекрасная речь об умершем в 1820 году во Флоренции Н.А.Корсакове, которого А.С.Пушкин назвал: «Кудрявый наш певец, с огнем в очах, с гитарой сладкогласной»)и 7, в которой звучит фраза, ставшая классикой: «Нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село».

Любопытна 8 строфа, в ней сравниваются лицейские друзья и друзья позднего времени: «Друзьям иным душой предался нежной: но горек был небратский их привет» (Лицейская дружба оказалась душевнее, что вполне понятно: молодые чувства всегда более ярки).

В следующих строфах Пушкин вспоминает Пущина И.И.(1798-1859гг.), Горчакова А.М. (1798-1883гг.), Дельвига А.А. ( 1798-1831гг.). И.Пущин дорог поэту, он вспоминает, как «Поэта дом опальный, о Пущин мой, тыпервыйпосетил» и «ТывденьегоЛицеяпосвятил». (Пущинбылпервымчеловеком, которыйнавестилА.С.ПушкинавовремяегоссылкивМихайловском).

ОГорчаковеПушкин сожалеет: « Намразныйпутьсудьбойназначенстрогой», «Мыбыстроразошлись». (Горчаковв 1820 годупокинулРоссиюидо 1822 годасостоялприграфеНессельродевТроппау, ЛюблянеиВероне, ав 1822 годубылназначенсекретаремпосольствавЛондоне, гдеоставалсядо 1827года.)

Дельвигже«пробудилсердечныйжар, такдолгоусыпленный». (ДельвигбылвторымлицейскимдругомПушкина, которыйнавестилеговссылке).

Вследующейстрофе, такжепосвященнойДельвигу, ПушкинсравниваетсебяиДельвига: «Свойдарятратилбезвниманья, тыгенийсвойвоспитывалвтиши». ( Чувствакдругуважнееадекватнойсамооценки.)

13 строфаначинаетсясещеоднойвечнойфразы: «Служеньемузнетерпитсуеты»…

Друг, окоторомПушкинвспоминаетвэтойжестрофе, КюхельбекерВ.К.(1797-1846гг.) (Кюхля), Пушкинназываетего«Мойбратроднойпомузе, посудьбам» (В.Кюхельбекеруехалв 1820г. вПариж, гдечиталв 1821 г. лекциипорусскойлитературе, прекращенныеиз-заих «вольнодумия». Вначале 20-хгодовактивновыступалпротивсентиментализма).

Далее, в 16 строфе,Пушкинпишет: «Даздравствуетлицей!» Вспоминаетнетолькодрузей, ноиучителей: «непомнязла, заблаговоздадим».

Ав 17 строфе, какэтонистранно, предлагаетподнятьтостзацаря: «Ура! нашцарь!», «Ончеловек». Предлагаетпроститьему «неправоегоненье: онвзялПариж, оносновалЛицей».

Последниедвестрофы, 18 и 19, перекликаютсясо 2 и 3, ноесливо 2 и 3 плохобылотолькоА.Пушкину, тов 18 и 19 «судьбаглядит, мывянем; днибегут»

В 18 строфепоэтставитвопрос: «КомужизнасподстаростьденьЛицеяторжествоватьпридетсяодному?»

Иотвечает: тот, ктобудетодин, он - «несчастныйдруг!», потомучто, сточкизренияПушкина, вышевсего (иценнее) дружба (илюбовь).

«Несчастномудругу» будетхуже, чемПушкину, которыйтожеодин («Япьюодин»…), потомучтоПушкинодинситуативно, атот- навсегдаодин «средьновыхпоколений». Иэтотожетрагедия.

Тем «несчастнымдругом» оказалсякнязьГорчаков, одинизсамыхвысокопоставленныхчиновниковРоссии (канцлер, министриностранныхдел(1856-1882) первоголицейскоговыпуска) скончавшийсяв 1883 году…

Следующеестихотворение, выбранноемнойдляанализа, «19 октября 1827 года», былонаписаночерездвагодапосле стихотворения «Роняетлес…».

Стихотворениесостоитиздвухчетверостиший. Написаноямбом.Рифмаохватывающая,женская.

Стихотворениеначинаетсяспожелания: «Богпомочьвам, друзьямои!».

Иопятьавторпишетосвоихлицейскихдрузьях.

«Богпомочьвам, друзьямои, ивбурях (имеетсяввидуадмиралМатюшкин), ивжитейскомгоре (вероятно, речьидетоКюхельбекере, заключенномвкрепостьпослесобытий 14 декабря 1825 года), вкраючужом (ГорчаковиЛомоносовбылипослами), впустынномморе (опятьжеадмиралМатюшкин), ивмрачныхпропастяхземли» (И.Пущинзаучастиеввосстаниидекабристовбылсосланнакаторгу)…

Стоитзаметить, чтостихотворениенаписановтомжегоду, чтои «Воглубинесибирскихруд…», поэтомунеудивительно, чтоА.С.ПушкинвспоминаетвнемиПущина, иКюхельбекера, хотяонивэтовремя «запретныелюди».

Двадцатьпятаягодовщиналицея, которойбылопосвященостихотворение «Былапора: нашпраздникмолодой»,былапоследней, которуюПушкинпраздновалвкругулицейскихтоварищей. Написанноеимкэтойгодовщинестихотворениеосталосьнеоконченным…

Поформестихотворениетакоеже, как «Роняетлес…».Состоитизвосьмистроф, повосемьстроквкаждой.

ВпервыхстрофахПушкинпишет: «Былапора: нашпраздникмолодойсиял, шумелирозамивенчался», нотеперьнето: «разгульныйпраздникнаш»… «перебесился», всеизменилось…

ДалееПушкинпогружаетсяввоспоминания: онвспоминаетденьоткрытияЛицея (« Имыпришли. ИвстретилнасКуницын…»), войну 1812года («ЕщеНаполеоннеиспыталвеликогонарода»), царейАлександра (« Выпомните, какнашАгамемнонизпленногоПарижакнампримчался») иНиколая («Иновыйцарь, суровыйимогучийнарубежеЕвропыбодровстал»).

Стихотворениенезакончено, онообрываетсянаполуслове («Иураганих….»).

ДалеефрагментизкнигиГессена: «КакпишетпервыйбиографПушкинаП.В.Анненков, поэтнедочиталстихотворения. Онвстал, помолчалнемногоиприобщейтишиненачалчитать…

Припервыхжесловахслезыпокатилисьизглазего…Онположиллистнастолиотошелвуголкомнаты. Кто-тоизтоварищейвзялсостоланеоконченноеПушкинымстихотворениеипродолжалчитать…

Лицейскийпраздникпрошелгрустно. Собралисьвчетыречасадня, авполовинедесятоговечераужеразошлись.

ВденьдвадцатьпятойлицейскойгодовщиныПушкиннастроенбылпечально…

Запятьлетдоэтого, в «святуюгодовщину» лицея, 19 октября 1831 года, онписал:

Шестьместупраздненныхстоят,

Шестидрузейнеузримболе,

Ониразбросанныеспят –

Ктоздесь, ктотамнаратномполе,

Ктодома, ктовземлечужой,

Когонедуг, когопечали

Свеливомракземлисырой,

Инадовсемимырыдали.

И, заключая, мывидим, чтоэтитристихотворенияподтверждаютмоюмысльотом, какважныдляА.С.Пушкинаеголицейскиедрузья.

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

Арфа русского романтизма.

Вс. Рождественский.

«Незаконный сын богатого помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи, Жуковский получил прекрасное домашнее образование, которое завершил в Москве, в Благородном пансионе при университете. Рано начал увлекаться литературой. Превосходное знание языков открыло ему доступ к первоисточникам модного в тогдашней Европе романтизма.

На его долю досталась горестная любовь к рано умершей М. Протасовой, что до известной степени повлияло на его склонность к мрачным мотивам германского романтизма.

Он стал своим человеком в среде, окружавшей Александра Первого, получил возможность личного общения с ним, а впоследствии был назначен воспитателем будущего наследника престола.

В.А.Жуковский прожил долгий век, пережил многих своих сверстников и застал новое поэтическое поколение. Но в одном он оказался все же не прав: старость его была окружена почетом и благодарностью современников.

«Он стройно жил, он стройно пел», - сказано о нем Ф.И.Тютчевым, и это, пожалуй, самое сжатое и точное определение внутреннего облика поэта».

Денис Васильевич Давыдов (1784-1839)

Гусарская муза.

Вс. Рождественский

«В 1801 году Д.Давыдов семнадцатилетним юношей начал свою службу эстандарт-юнкером в Кавалергардском полку, но в скором времени был переведен в провинциальный Белорусский гусарский полк уже в чине поручика. С этих пор он стал гусаром и участвовал во всех войнах, которые вела тогда царская Россия. В 1807 году получил первое боевое крещение на полях Пруссии, в 1808 году во время русско-шведской войны, воевал в Финляндии под началом легендарного генерала-суворовца Кульнева, с которым вместе проделал тяжелый поход по льду Ботнического залива, завоевывая Аландские острова. В 1809-1810 годах он уже в Молдавии и Турции в армии Багратиона, в 1812 году - среди партизан в тылу наполеоновских войск, которых непрерывными набегами провожает до самого Рейна. А в 1814 году со своим гусарским Ахтырским полком проходит всю Европу. В 1826 году он уже в Закавказье, в персидском походе Паскевича; в 1830-1831 годах участвует во взятии Варшавы. С 1832 года рядовым генералом в отставке Давыдов навсегда расстается с военной службой, поселяется в полученном за женой симбирском поместье «Верхняя Маза» и живет там уединенно, степным помещиком, до самой смерти в 1839 году.

Давыдов, как поэт, и писал, как жил:

Я каюсь! Я гусар, давно, всегда гусар,

И с проседью усов, все раб младой привычки:

Люблю разгульный шум, умов, речей пожар

И громогласные шампанского оттычки.

От юности моей враг чопорных утех,

Мне душно на пирах без воли и распашки.

Давай мне хор цыган! Давай мне спор и смех,

И дым столбом от трубочной затяжки!»

Петр Андреевич Вяземский (1792-1878)

Язвительный поэт, остряк замысловатый

Вс. Рождественский

«Вяземский принадлежал к знатному, издавна известному в родной истории роду князей Вяземских. Отец после своей смерти оставил ему богатейшее наследство; сын еще в молодых годах промотал его и оказался на положении человека, стесненного в средствах.