Смекни!
smekni.com

Тема красоты в рассказе Ф. Сологуба "Красота" (стр. 2 из 2)

Но главная роль в раскрытии образа Елены через цветы принадлежит розе, на которой делается особый акцент. Роза - это не только царица цветов, не только цветок, родившийся из пены, покрывавшей тело богини любви и красоты Афродиты, но и растение, созданное Флорой из-за неразделенной любви к Амуру для того, чтобы сочетать в себе радость и грусть. Елена наделена самым ценным, что есть в мире - красотой, - и в осознании этого ее счастье. Но она не может открыто нести этот дар, а вынуждена прятать его, спасать от поругания - и страдать, понимая, что прекрасное в мире людей обречено.

Елена пытается создать вокруг себя мир, основанный на законах добра и красоты. И такой мир, слишком хрупкий и уязвимый, чтобы быть долговечным, начинает строиться, заботливо, старательно складывается Еленой "по кирпичикам". Он, обволакивая героиню, защищает ее от проникновения в душу безобразия окружающего мира. В стремлении к Красоте как сущности бытия Елена бежит от реальности, отгораживается от всего, что существует по ту сторону закрытой двери, создавая свое понимание жизни.

Красота, полностью поглощая Елену, заполняет ее все существование, становится тем, к чему, как считает Елена, должно идти человечество. Красота - истина, на которой базируется мир Елены. Он наполняется благовониями, запахами и цветами - тем, что Бодлер назвал "улыбкой, взором и поступью Красоты". Для ее пространства характерен белый цвет как символ безгрешности, чистоты и целомудрия, но в то же время и смерти.

Красота неотделима от правды: мать Елены "одна была, которая стоила любви - потому что была спокойная, прекрасная и правдивая"[6]. Она единственная соединяет в себе эти две ценности, которые являются для Елены основой бытия. Но мать умирает в самом начале рассказа, что символизирует хрупкость созданного мира, а вместе с тем и Красоты. Она, несмотря на все усилия Елены сохранить и уберечь ее, настолько уязвима, что погибает от одного чужого недоброго взгляда.

Мир Елены из-за того, что она замыкается, ограничивается, не может никого впустить в него, ни с кем им поделиться, изначально обречен на гибель. Ее красота порождена уродливым внешним миром так же, как громадная красная искра - символ Прекрасного - появляется "от грубого вещества". Но если искра проносится во мраке мгновенно, "как и надлежит появляться и приходить красоте, радуя и не насыщая взоров своим ярким и преходящим блеском…"2, то Елена пытается бороться с тем, что мир, создавший Красоту, и поглотит ее. Защищая Красоту, Елена "помещает" ее в искусственный, специально созданный для нее мир.

В нем нет солнца (она обнажается только при искусственном свете ламп и свечей), а движения главной героини хоть и прекрасны, но, кажется, отработаны и четки, как будто она несет службу Красоте: "обнажила", "легла на ковер", "каждый вечер любовалась своею красотой", "поднимали руки, приподнимаясь, колебалась на напряженных ногах", "двигалась, и стояла, и лежала", "соединила ароматы и молоко, …подняла чашу и наклонила", "встала", "ушла", "надела белое платье" и так далее.

Появление Макрины (уже само ее имя вызывает ассоциации с мокрицей, чем-то неприятным, скользким) как воплощения нечистого любопытства, людской пошлой "беспощадно-гнусной ясности" - момент нарушения равновесия, самодостаточности и замкнутости мира Елены. Одного только секундного вторжения постороннего мира, соприкосновения двух сосуществующих плоскостей достаточно, чтобы в гармоничную, но очень нежно, а потому непрочно сотканную жизнь заронить зерно сомнения, грубости и грязи.

Внешний мир проникает в душу Елены и уже с первого мгновения начинает разрушать ее - она испытывает досаду и стыд (в практике русских символистов впервые появляется мотив стыда за красоту. Это можно объяснить особенностью культурного и религиозного контекста, в котором формируется русский символизм). Внезапно охватившее Елену чувство дискомфорта нарастает: "Потом легла на… ложе и думала печально и смутно…"[7]. "Досадные подозрения"2 и обида, развиваясь, мгновенно рушат внутреннее спокойствие ("…хмуря брови, как бы стараясь решить какой-то трудный вопрос и внимательно рассматривая себя в зеркале"3), а боль, зародившаяся в душе, полностью охватывает Елену: "Она чувствовала стыд во всем теле - он разливался пламенем, как снедающая тело болезнь"4.

Равновесие, которым прежде жила героиня, потеряно, вместо него - "странное и тупое недоумение", "какие-то злые думы и опасения"5. Она теряет способность созерцать Красоту своего совершенного тела: "Чудилось в нем что-то отвратительное - зло, разъедающее и позорящее красоту, как бы налет какой-то, паутина или слизь, которая противна и которую нельзя стряхнуть"6, - но видит "чье-то лицо, обрюзглое, жирное, с гнилыми зубами"[8].

Комок зла, зародившегося внутри, растет и постепенно вбирает в себя мысли, чувства, ощущения Елены, вызывая у нее страх перед происходящими в душе переменами: "Ужас и отвращение томили ее. И поняла Елена, что невозможно ей жить со всем этим темным на душе. Она думала: "Можно ли жить, когда есть грубые и грязные мысли? Пусть они и не мои, не во мне зародились, - но разве не моими стали эти мысли, как только я узнала их? И не все ли на свете мое, и не все ли связано неразрывными связями?"2.

Не случайно в гибнущем мире появляется Ресницын: он - средоточие тех изъянов в людях, которые тягостны для Елены: "люди говорят неправду, льстят, волнуются, выражают свои чувства преувеличенным и неприятным способом. В людях много нелепого и смешного: они подчиняются моде, употребляют зачем-то иностранные слова, имеют суетные желания"3. Таков и "молодой человек, по-модному одетый,… совершенно влюбленный в себя"4: он нервно играет моноклем, для него характерно "легкомысленное порхание с предмета на предмет"5, небрежные усмешки, сарказм, "притворно-вежливый тон".

Ранее Ресницын, хоть и существовал, но оставался за рамками рассказа: для Елены его не было. Но после того как из-под ее ног оказалось выбита почва, внешний мир становится активной силой, способной натиском противостоять укладу жизни и идеалам Елены. Раздробленность, разбитость мира людей (в фамилии "Ресницын" звучит мотив вырывания подробности из монолитного, дробности, выхваченности части из единого целого) вступает в противостояние красоте и гармонии пространства Елены.

Красота убивает зло - вот символический смысл последнего эпизода. Убивая себя как средоточие Прекрасного, Елена уничтожает зародившееся в себе зло, не давая ему поглотить Красоту. Если вернуться к начальному тезису о том, что Елена - единственный источник и хранитель Красоты, то получается, что мир остается без Красоты, которая погибает, но не дает себя разрушить злу и пошлости. Даже свою смерть Елена строит по законам Красоты, утверждая ее как глубинную сущность мира, ее высшую ценность, то единственное, к чему должно стремиться человечество.

Заключение

Проведенный анализ произведения Ф. Сологуба позволяет сделать ряд выводов:

1. Символизм - литературное направление, превалирующая идея которого - панэстетизм, представление об эстетическом как о глубинной сущности мира. Русские символисты первыми провозгласили культ Красоты, поставив ее "выше долга, этики и чести". Для символистов красота стала единственной силой, способной, по переосмысленному образу Достоевского, "мир спасти".

2. "Красота" Федора Сологуба - рассказ, созданный по законам символизма и отражающий главную мысль направления о том, что "одна есть цель в жизни - красота".

3. В основе сюжета рассказа лежит попытка "жизнестроительства" (термин символистов), попытка создать жизнь по идеалам добра и красоты и вторжение чужого мира, зла, позорящего красоту. Изначально обреченный на гибель мир Елены, для которого характерны благовония, запахи и цветы (то, что Шарль Бодлер назвал "взором, улыбкой и поступью Красоты") противопоставляется миру людской пошлости, "беспощадно-гнусной ясности", грязного любопытства.

4. Несмотря на то, что внешний мир проникает в душу Елены и начинает разрушать ее мир изнутри, Елена строит свою смерть по законам Красоты и, убивая Прекрасное кинжалом, убивает зародившееся в себе зло.

5. В рассказе получают развитие характерные для творчества автора мотивы красоты и смерти.

Список используемой литературы

1. Анненский Инн. Стихотворения и трагедии.

2. Бальмонт К.Д. Стихотворения - Л., 1969.

3. Брюсов В. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т.1 - М., 1973.

4. Благой Д.Д. Мир как красота о "Вечерних огнях" А. Фета. - М., 1975.

5. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - Киев, 1994.

6. Колобаева Л.А. Русский символизм. - М., 2000.

7. Косиков Г.К. Шарль Бодлер между "восторгом жизни" и "ужасом жизни" // Бодлер "Цветы зла". - М., 1993. с.5-40.

8. Кун Н.А. Боги Древней Греции. - М., 1992.

9. Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. - С-П, 2000. с.458-471.

10. Соловьев В.С. Литературная критика. - М., 1990.

11. Сологуб Ф. Тяжелые сны - Л., 1990.

12. Соложенкина С.Л. Живая и мертвая вода. Вехи судьбы Федора Сологуба // Сологуб Ф. Собрание сочинений в 6 томах. - М., 2001. Т1, с.5-24.

13. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. - М., 1997.

14. Шестов Л. Поэзия и проза Ф. Сологуба // Федор Сологуб Стихотворения. - Новосибирск, 19957.


[1] Брюсов В., Собрание сочинений в 7-ми томах. Т1. - М., 1973. С.99

2 Бальмонт К.Д. Стихотворения – Л., 1969. С.191

[2] Анненский Инн. Стихотворения и трагедии. С.115

2 Бальмонт К.Д. Стихотворения – Л., 1969. С.147-148

[3] Кун Н.А. Боги Древней Греции. – М., 1992. с.36.

2 Там же, с.37.

3 С.288. Здесь и далее рассказ цитируется по изданию Сологуб Ф.К. Тяжелые сны. – Л., 1990.

4 С.288.

[4] Здесь и далее при трактовке образов цветов автор опирается на издание Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - Киев, 1994.

2 С.288.

[5] С.288.

[6] С.288.

2 С.287.

[7] С.289.

2 Там же.

3 С.290.

4 С.290.

5 С.290.

6 С.290.

[8] С.291.

2 С.291.

3 С.288.

4 С.291.

5 С.291.