Смекни!
smekni.com

Тема любви в творчестве А.И. Куприна (стр. 4 из 4)

надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает ее робкой и бессильной. Не потому ли так охотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью Желтков?» По мнению критика, «Гранатовый браслет» - одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна, - и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя – Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, отгородившейся своей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшемся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви».

Редчайший дар высокой и безответной любви стал "громадным счастьем", единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Умирал Желтков без боли и разочарования, но с ощущением того, что эта любовь все-таки была в его жизни, и это успокаивало его. Радость чистой и благородной любви запечатлелась в его глазах навечно: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…». Для героя любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. Об этом он пишет в своем последнем послании Вере Николаевне: «От глубины души благодарю Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Многие скажут: «Если эта любовь принесла столько счастья Желткову, почему он покончил собой? Почему не захотел жить дальше и наслаждаться своей любовью?» Всё потому, что высокая, благородная любовь всегда трагична. Самого Желткова можно назвать «благородным рыцарем на маленьком посту». Ведь он не стал досаждать Вере Николаевне своими письмами, не стал преследовать её, но уступил ей счастье с другим человеком. Но этим поступком, Желтков пробудил увядшие чувства в душах супругов Шеиных, особенно Веры Николаевны, потому что именно её «жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь».

Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь "величайшей тайной" Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования. С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с "точно выродившимися", мелкими розами, в "травянистом, грустном запахе" предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к нему давно притупилось. Она "была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна". Царское спокойствие и разрушает Желтков.

Есть в рассказе "Гранатовый браслет" какая-то шекспировская нота, которая пробивается через все причуды немного смешного чиновника контрольной палаты Желткова и покоряет читателя. И есть в этом произведении, посвященном вечной теме, социальный, демократический пафос. Ибо "Гранатовый браслет" раскрывал духовную, нравственную красоту простого человека и противопоставлял ее морали господствующего класса. Куприн показывает "высшее общество" без утрирования, без гротескных заострений, но чем шире и ярче разворачивается перед нами история возвышенной любви маленького чиновника, тем более ограниченным, узким предстает перед нами - по контрасту - духовный мир "хозяев жизни". А.М.Горький, резко критиковавший идейные блуждания Куприна, от этого рассказа был в восторге. "А какая превосходная вещь "Гранатовый браслет" Куприна...", - писал он Е.К.Малиновской. - Чудесно! И я - рад, я - с праздником! Начинается хорошая литература!" Любовь для писателя – основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Любовь позволяет героям подняться над будничностью, суетностью. В письме Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уму, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви».


Заключение

Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениям жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприн много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он не хотел покоряться ей. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать служение литературе. Нельзя не отдать должное талантливому писателю - он и в эти тяжелые для него годы сумел внести значительный вклад в русскую литературу. Проходит десятилетие за десятилетием со дня смерти Куприна, но фигура его в дымке времени не становится туманной или далекой. Пожалуй, она вырисовывается перед нами все ярче и, по каким-то чудесным законам эстетического восприятия, приближается к нам... Социальный пафос гармонически соединился в творчестве Куприна с духом поэзии. Острый обличитель всего темного и отжившего и одновременно певец Красоты, художник духовно здоровый, горячо любящий и оберегающий чистоту, энергию и блеск русского слова, он обогатил отечественную прозу, внес в нее свои - купринские - темы и мотивы, способствовал усилению в ней элемента динамического, остросюжетного, элемента красочной занимательности. И несомненно одной из самых значительных купринских тем, обогативших русскую литературу, стала тема любви. Еще в 1908 году А.В.Луначарский отозвался о Куприне как о "ярком писателе", "которым несомненно гордилась бы всякая национальная литература". Это было сказано в ту пору, когда многие творческие свершения Куприна были еще впереди! Российские читатели давно полюбили Куприна. Иначе и быть не могло. Ибо этот выдающийся русский художник широко открытыми и зоркими глазами наблюдал великую "реку жизни", стремился проникнуть в ее глубины. Гуманизм, доброта, душевная мудрость — вот чему можно учиться у этого писателя. Следовательно, остаётся только одно: изучать Куприна и восхищаться им.


Список использованной литературы

1. Астафьев В.Н. «Начало пути», изд-во Художественная литература, Москва, 1989 г.

2. Берков П.Н. «А.И.Куприн», изд-во академии наук СССР, М-ва, 1956 г.

3. Куприн А.И. «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».

4. Лилин В. «А.И.Куприн», изд-во Просвещение, Москва, 1975 г.

5. Михайлов О. «Добрый талант», Москва «Просвещение», 1989 г.

6. Чернышев А.А. «Художник жизни. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Олеся». Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979 г.