Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
Коми Государственный Педагогический Институт
Факультет педагогики и методики начального образования
РЕФЕРАТ
на тему: «Тема любви в творчестве Куприна»
Выполнила:
студентка 623 гр.Татьяна
Проверила: Болотова Г.В.
Сыктывкар
2010 г.
Содержание
Введение
1. Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна
2. В поисках духовной гармонии
Тема любви:
3. Повесть "Олеся" - всепобеждающее чувство любви
4. Библейские мотивы в творчестве А.И.Куприна
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Яркое, оптимистическое, привлекающее красками живой жизни творчество Александра Ивановича Куприна принадлежит к тем своеобразным явлениям русского критического реализма, которые, будучи органически связаны с русской классикой Х1Х века, уже свидетельствовали о наступлении новой эпохи в истории русской и мировой литературы. Первые признаки этой новой эпохи обозначились на рубеже Х1Х и ХХ столетий.
Литературная деятельность нового поколения прогрессивных художников слова, принадлежащих к направлению критического реализма, - художников, очень непохожих друг на друга, проходивших в дальнейшем через весьма сложные и мучительные искания, заняла важное место в развитии русского реализма и явилась существенным элементом литературной эпохи. Одним из наиболее самобытных, духовно здоровых и талантливых писателей, объединившихся на заре нашего века вокруг Горького, был А.И.Куприн.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.
«Куприн – настоящий художник, громадный талант, - сказал о нем Лев Толстой. – Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев – Андреева, Арцыбашева и прочих». Один из самых популярных писателей дореволюционной России, деливший славу с М.Горьким и Леонидом Андреевым, Куприн в восприятии читателя был, прежде всего, талантливым реалистом-бытовиком, с его тягой к цельным, простым и сильным натурам, а, кроме того - романтиком в изображении чистого, целомудренного чувства.
Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна
Прежде чем рассматривать в исторической последовательности основные этапы сложного и нелегкого пути этого оригинального мастера, попытаемся в самой общей, эскизной форме - так сказать, предварительно - обрисовать некоторые своеобразные особенности его творческой индивидуальности, его эстетического отношения к действительности.
Формировавшийся в духовной атмосфере "внутреннего обновления", о которой так ярко в связи с оценкой творчества Горького сказано Воровским, Куприн не примкнул, однако, к революционно-пролетарскому художественному направлению. Критицизм Куприна по отношению к буржуазно - дворянскому обществу не обрел глубины и остроты законченного, последовательного революционного мировоззрения; его социальные мечты о разумном и справедливом обществе были абстрактны. Но взволнованное ожидание "занимавшегося завтрашнего дня", незримые духовные волны, исходившие от народной массы, поднимавшейся к сознательному историческому творчеству, - все это не могло не повлиять и на Куприна, художника социально чуткого и в высшей степени наблюдательного. Пожалуй, на него беспокойный дух новой исторической эпохи повлиял сильней, чем на кого-либо из молодых представителей критического реализма конца 1890-х годов, начала 1900-х годов.
"Весенняя свежесть", которая придавала такое мажорно-оптимистическое звучание произведениям Горького, была присуща и Куприну. Пусть мы не найдем в творчестве Куприна горьковского исторического оптимизма, основанного на ясном (конечно, не сразу обретенном) представлении о перспективах развития общества, на понимании закономерностей исторического процесса, но Куприн многое - в значительной степени стихийно - вобрал в себя от "духоподъемного" времени, от его накала, от его динамики. Он отбросил уныние и тоску, так сильно дававшие себя знать в литературе 80-х годов, и сумел противостоять пессимистическим внушениям западного и российского декаданса.
В поисках духовной гармонии
Произведения заветной для Александра Ивановича Куприна темы - это произведения на тему любви. В творчестве писателя она нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Между тем далеко не одним интересом к психологическим процессам рождён этот богатый мир. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремлённость человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны - обнаружить во внутреннем мире личности мрачную печать противоречий эпохи.
Несомненно, Куприн шёл в направлении, проложенном русским и мировым искусством - к постижению глубин человеческой души с её богатыми природными возможностями и болезненными процессами, вызванными социальным несовершенством мира. Претворена в его творчестве и другая закономерность большой литературы: в любом его произведении всё, начиная с отбора материала и кончая деталями образного воплощения, выражает общую концепцию жизни.
Авторское истолкование великого дара любви тоже нельзя воспринимать изолированно от других принципиально важных представлений Куприна. Только с позиций целостной системы его взглядов будет понятна преданность писателя теме, смысл её развития в творчестве. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самой природой обусловленная степень ее влияния на личность позволяет художнику поставить это чувство рядом с самым дорогим для него даром творчества. Причем, почти равно поэтичным, очищающим и формирующим душу началом наделяется, как свидетельствовал сам Куприн. И "нежное, целомудренное благоухание "любви, и "трепет, опьянение" чистой страсти. Молодого Куприна не менее привлекал и внутренний склад личности, способной задуматься над своей судьбой, смыслом бытия, красотой окружающего. Прощанием с "погибшей силой", быстро промелькнувшей весной и печалью воспоминаний овеяна исповедь купринских героев. Автор не отказывает им в способности к "волшебной сказке" любви. Но она разрушается в "тусклой и равнодушной жизни", вытесняется сугубо чувственными наслаждениями, против которых "бессильны и честь, и воля, и рассудок". Свой идеал сильного гармоничного характера и торжествующей любви писатель обрести здесь не мог. Любовь... Трудно назвать писателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Но из-под пера А. Куприна выходили особые рассказы и повести о любви. Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная, любовь трагическая... Со сколькими перипетиями любви встречаемся мы в его произведениях! Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этого волшебного состояния души, а может, и проверить свои чувства. Как не хватает порой нам, современным молодым людям, доброго советчика, мудрого помощника, который помог бы разобраться в истинности того чувства, которое мы иногда принимаем за любовь, а потом испытываем глубокое разочарование. Возможно, и поэтому многие юные современники принимают за любовь совсем не то, о чем вдохновенно писал А.И.Куприн.
С особым чувством Куприн всегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета не исчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».
Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».
Повесть "Олеся" - всепобеждающее чувство любви
Повесть «Олеся» была как-то особенно дорога Куприну – она связана с его полесскими впечатлениями 1897 года. Тогда, недовольной своей репортерской судьбой, он оставил Киев и отправился в Полесье. Здесь он занимался совсем другими делами: управлял имением в Ровенском уезде, разводил махорку и даже, в неуемной жажде новых впечатлений, «полюбопытствовал на время стать псаломщиком», увлекшись церковно-славянским языком. Но главным увлечением Куприна явилась охота. Целые дни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесских лесов и болот.
Охотничьи впечатления, встречи и разговоры, местные «байки» и легенды, услышанные у охотничьего привала, не только дали богатую пищу сердцу и уму наблюдательного писателя, но и подсказали форму его ранних рассказов – путевой очерк, описание той или иной «местной» истории.
С особым чувством Куприн всегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета не исчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».
Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».