В отличие от Ариадны, которая, как кажется, нашла гармонию и с собой и с миром, лирическая героиня терзается душевными переживаниями: "…мне-/ Письма читать дерзкие,/ Кусать рот…", "смертельно виски сжимать, /Как их вот сейчас сжимает/ Твоя молодая мать". В стихотворении "Четвертый год" Аля даже не догадывается о мучениях матери. Девочка впервые "становится маленькой", Цветаева не допускает её в свой, взрослый мир: "…тебе - в детскую, мне - письма читать дерзкие…". Мать ограждает Алю от преждевременных страданий, так как догадывается об их неминуемости в будущем. Эти догадки, почти переросшие в уверенность, хорошо представлены в произведении 1914 года: "…ты будешь…прелестной – и всем чужой", "но будешь ли ты – кто знает?- смертельно виски сжимать…" (курсив наш.- В.П.)
Однако именно Цветаева подталкивает дочь на путь, который считает достойным, несмотря на все трудности, предстоящие Ариадне.
Фраза " мимо дворцов, церквей, ворот-/ Вперед , лебеденок!" не только описывает движение льда, но и превращается в призыв к дочери. Её миссия нелегка – идти вперед и вести за собой остальных. М.Цветаева не только поддерживает Алю "-Ты меня любишь, Марина?/ -Очень!/-Навсегда?/-Да", но и благословляет на этот трудный путь.
Заключение
В результате наших исследований мы пришли к следующим выводам.
1. Тема материнства – одна из ключевых в поэзии Цветаевой. До 1912 года она была представлена стихотворениями, посвященными матери самой Марины Ивановны Цветаевой, М.А. Мейн. Женщина ушла из жизни, когда старшей дочери, Марине, было 15 лет. Горечь ранней потери и объясняет трагичность большинства произведений, посвященных матери. Стихотворения, обращенные к Ариадне, более жизнерадостны. Поэтесса воспринимает девочку как чудо, данное свыше.
Проанализированные нами стихотворения не единичны. У М.Цветаевой есть целый цикл работ, посвященных как Ариадне, так и младшим детям: Ирине и Георгию. С появлением нового ребенка рождался новый мотив в лирике матери-поэта.
Стоит отметить, что особое внимание поэтесса уделяла одаренности дочери. Она не ошиблась: в дальнейшем Аля проявила себя как незаурядный художник, делала переводы, писала сама.
Не ошиблась М.И.Цветаева и в судьбе девочки. "Я прожила не свою жизнь!"- говорила потом Ариадна Сергеевна. Да и можно ли вообще назвать жизнью постоянные гонения, репрессии, восемь лет в лагере! И все же Ариадна издает последний сборник Цветаевой "Мой Пушкин", переводы "Просто сердце". Поэтесса зря боялась: "Когда-нибудь, прелестное созданье,/Я стану для тебя воспоминаньем". Тема материнства оказалась ключевой не только в творчестве М.Цветаевой, но и в художественном мире её дочери, А.С.Эфрон.
2. Лирическая героиня стихотворений, посвященных дочери, идентична самой поэтессе. На это указывают:
а) портрет девочки, в точности совпадающий с портретом Ариадны (особая деталь – огромные серо-голубые глаза);
б) упоминание М.И. Цветаевой своей профессии: "Ты будешь, как я - бесспорно - / И лучше писать стихи";
в) соответствие манеры общения матери и дочери в жизни и в стихотворениях (вспомним хотя бы необычное обращение "Марина");
г) сравнение ребенка с Наполеоном (две самые значимые фигуры в то время для 23-летней Цветаевой);
д) соответствие фактов из жизни Ариадны Эфрон фактам из стихотворений: "Четвертый год…" написано весной 1916 года, когда Але было 3,5 года; образ Москвы, Кремля не случаен: детская наивная просьба "купить кремлевские башни" описана в воспоминаниях А. С.Эфрон и в автобиографической прозе М.Цветаевой.
3. В художественном мире М.И. Цветаевой Ариадна представлена как яркая личность (сравнение девочки с выдающимися людьми и её способность оставаться при этом самой собой) и в то же время как продолжение матери, ведь Цветаева наделяет дочь и некоторыми чертами своего характера. Не случайно в стихотворениях так явны мотивы пророчества, горького и трудного пути, избранничества, завещания.
4. Эмоциональные впечатления, полученные Цветаевой в детстве, отразились на ее отношении к воспитанию дочери. Воспитание Ариадны было непохоже на воспитание, которое получила Цветаева. Если в семье Цветаевой личность ребенка подвергалась угнетению, то, став матерью, поэтесса сделала все, чтобы развить способности дочери: в 4 года девочку научили читать, в 5 – писать, к 6 годам она уже вела дневник (в работе мы использовали некоторые цитаты из него). Интересы маленькой Марины "подавлялись" властью матери, Ариадна же развивалась в том направлении, которое нравилось ей самой. Однако стоит отметить, что поэзия так же стала одним из увлечений девочки. Уже в 7 лет она напишет стихотворение "Мне", "Ваша комната", "Сереже".
5.В произведениях "Четвертый год…" и "Ты будешь невинной, тонкой…" ярко воплощены главные черты материнской педагогики Цветаевой:
- детство – главный период жизни человека, когда закладываются основы личности;
- мир ребенка – сложнейший мир, постичь который дано не каждому взрослому;
- отношение матери к ребенку строится не только на любви, но и на уважении его мыслей, чувств, мировосприятия;
- задача взрослого – не разрушая индивидуальности личности, помочь ребенку достичь совершенства;
- принцип построения взаимоотношений взрослого и ребенка – равенство, доверие, дружба.
Список использованной литературы
1. Цветаева М.И. Избранное. – М.: Просвещение, 1990.
2. Цветаева М.И. Проза. – М.: Современник, 1989.
3. Эфрон А.С. О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери. – М.: Советский писатель, 1989.
4. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. – Л., 1989.
5. Саакянц А.Марина Цветаева. Жизнь и творчество.- М., 1997.
6. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М., 1992.