Смекни!
smekni.com

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов) (стр. 18 из 19)

Домысливание будущего, основанное на разочаровании в человеке, вызвало упреки некоторых исследователей в отклонении автора от православного вероучения, породило споры. Однако решение этого вопроса требует предельной осторожности и ответственности. Необходим ювелирный подход специалистов, имеющих одновременно богословское и филологическое образование, способных совместить уважение к религиозным канонам и к художественному тексту. Поверхностный, и тем более пристрастный, подход способен лишь дискредитировать проблему, стать препятствием в объединении усилий леоноведов. Для объективного осмысления этого вопроса следует предварительно накопить общепризнанные представления по многим более общим аспектам романа. И на это потребуется не одно десятилетие.

Анализируя произведения Леонова и Булгакова мы пришли к выводу, что перед писателями стояла задача, с одной стороны, показать, что люди подошли к роковому рубежу и лишь на­пряжением всех сил они могут избежать краха, а с другой — дать представление о том, что буду­щее — слишком неопределенная категория, чтобы не оставить надежды.

При всей явной и вполне понятной разнице между художественным мышлением Л. Леонова и М Булгакова, нельзя не признать главного: оба художника воспринимали мир и человеческую судьбу в этом мире глубоко трагедий­но. Это два великих трагика-пророка в нашей литературе.

Заключение

Так при достижении поставленной цели в нашей работе: исследование характера религиозно – философских концепций, воплощенных в романах «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова, мы выявили влияние традиционных(христианских) и нетрадиционных (еретических) источников на творчество М.Булгакова и Л.Леонова, показали философскоие концепции в контекстах романов «Мастер и Маргарита» М.Булгакова и «Пирамида» Л.Леонова, провели сравнительный анализ философско- религиозных проблем в творчестве этих писателей и мы можем сделать вывод о философско – религиозных идеях романов М.Булгакова и Л. Леонова и апокалипсическом восприятии мира писателями.

На страницах романов обсуждается важные и глубокие религиозно - фило­софские вопросы - о смысле жизни, об основных ценностях, о человеческой свободе.

Не однажды было отмечено, что эти произведения очень близки и актуальны для современного, понятливого читателя. Проблемы, поднятые в этих произведении не устарели, они актуальны сегодня, они будут актуальны всегда и раскрыты во всем блеске авторского мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных героев. Это попытка еще раз задуматься над вечными проблемами соот­ношения в этом мире добра и зла, насилия и милосердия, ненависти и любви, личной свободы и государственной власти.

Здесь мы встречаем глубокую веру в непреложные нрав­ственные законы.

Чрезвычайно привлекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и проти­востоять злу. Своими романами авторы утверждает приоритет про­стых человеческих чувств над любой социальной иерархией. Писатели верят, что только опираясь на живое воплощение этих гуманистичес­ких понятий человечество может создать действительно справедливое общество.

Так М.Булгаков, вслед за И. Кантом писатель считает, что нравственный закон зак­лючен внутри человека и не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. И. Кант рассматривает добро как свой­ство, изначально присущее человеческой природе, как впрочем, и зло. Для того, чтобы человек состоялся как личность, то есть существо спо­собное воспринимать уважение к моральному закону, он должен раз­вить в себе доброе начало и подавить злое. И все здесь зависит от са­мого человека. Добро и зло у М. Булгакова творятся человеческими руками, а не богом или дьяволом.

«Открытость и замкнутость»- вот по М. Булгакову полосы добра и зла. Движение навстречу - сущность добра. Уход в себя, замкнутость - вот, что открывает дорогу злу. Уходя в себя, человек так или иначе вступает в контакт с дьяволом.

Борьба добра и зла в душе человека и в человеческой истории не так уж сама по себе удивительна и нова: от заповедей Моисея до на­ших дней эта проблема была и осталась главной на всех исторических путях и во всех человеческих судьбах.

Много лет прошло, а человечество все еще бьется над вечной про­блемой добра и зла. По-своему оно распутывает узлы, в которые на­крепко связаны эти ипостаси человеческой натуры. Его влекут к себе роковые связи добра и зла, их нерасторжимость и взаимозависимость. Вклад М. Булгакова в эту тему прослеживается буквально на каждой странице романа «Мастер и Маргарита».

Автор «Пирамиды» полагает, что паритет добра и зла, созданный Творцом, нарушен. Зло вытесняет добро и готово торжествовать свою победу. Человечество вместо нравственного совершенствования погружается в бездуховность и распущенность. Люди оказываются нестойкими к соблазнам, проявляют непомерные амбиции и потребности. Более того, Святая Русь, проходящая через страдания, очищение и возмездие за неисполненные надежды, может стать зеркалом процесса самоуничтожения цивилизации. Протяженность его может включать несколько столетий, но важно то, что он уже совершается на наших глазах.

Л. Леонову как художнику и мыслителю всегда были близки библейские тексты, не только канонические, но и апокрифические, — у него немало реминисценций из Ветхого и Нового Заветов, скрытых цитат, аллюзий, неожиданных отсылок, наме­ков, «ловушек» и т. п. К апокрифам же он относился с повышенным вниманием и огромным уважением: ведь они нередко дают в руки скрытые, утерянные, забытые, занесенные песком времени или искаженные недоброжелательством подробности, какие бесконечно важны и настолько драгоценны, что пренебрегать ими, по мнению писателя, никак нельзя. Если под этим углом перечитать леоновские произведения, начиная с ранних, а наше время подталкивает к такому перепрочтению, то можно увидеть, что экзистенциальные, эсхатологические и сугубо теологические проблемы, темы и мотивы были свойственны ему на протяжении всего творчества.

Л. Леонов писал роман-предуп­реждение, будучи уверенным, что еще более страшная, чем, может быть, окончательная Катастрофа уже вплотную придвинулась к человечеству. Он писал «Пирамиду», и его тревогу воспринимал как личное откровение, переданное ему через цепочку поколений.

И, наконец, что, может быть, самое главное, и у Булгакова, и у Л. Леонова весь видимый подразумеваемый мир опасно накренен в сторону всеобщей приближаю­щейся беды.

Роман Л. Леонова и М Булгакова мы можем воспринять как заклятье от беды, но Л. Леонов уже не питает никаких иллюзий относительно будущего. Все дело в том, что человечество давным-давно, а в наше время окончательно «преступило меру». Такое впечатление, что уже подъяты трубы Страшного Суда. По Л. Леонову, следующему за Енохом, отзвуки «мятежа» докатываются и до нашего времени — грозно, апокалипсически оживают в наши дни. Как бы ни относиться к этому сюжету», он живет в романе и предвещает вплотную приблизившиеся «сроки».

Во времена Еноха все же были еще «сроки» — и земные, и небесные.

Во времена «Пирамиды» Ангел уже отлетел от Земли. Сроки кончились. На часах Человечества — половина девятого вечера.

Противостояние добра и зла всегда вызывало интерес у людей. Эту проблему пытались осмыслить многие философы, деятели церкви, поэты и прозаики. Особый интерес данная проблема вызывала у человечества в переломные эпохи, когда происходила ломка старых устоев, законов и порядков, а также в годы кровавых войн, которые часто ассоциировались в сознании людей с картинами армагедона, нарисованными в Откровении святого Иоанна Богослова. Не стал исключением и ХХ век, породивший немало сложных и драматических явлений в духовных исканиях общества.

Список литературы

Источники

1.Библия – Международное Библейское общество, 1990.

2.История всемирной литературы. В 9-ти т.,Т.1 / Под ред. И.С.Брагинского, Н.И. Балашова, П.А.Гринцер.- М.: Наука,1983.- 583с.

3.Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т.– М.- Просвещение, 1987. -593с.

4.Философский энциклопедический словарь/Под ред. И. С. Аверинцева, Э.А.Араб – Оглы, Л.Ф.Ильичева и др..- 2-е изд.- М.:Сов.энциклопедия, 1989.- 815с.

5.Энциклопедия философской науки .В 3 т., М.: Просвещение,1999.

6.Булгаков М. Адам и Ева./ М.Булгаков Кабала святош. Роман, пьесы, либретто. – М.- Просвещение , 1991. –161с

7.Булгаков М.А. Избранная проза./ М.Булгаков – Фрунзе, 1988. – 763с.

8.Булгаков М. Мастер и Маргарита. // Булгаков М. Избранная проза. – Фрунзе, 1988. – 359с.

9. Леонов Л.М.Пирамида: Роман в 2 томах/ Л.И.Леонов - М.: Голос, 1994.

10.Бердяев Н.А.Творчество и объективация./ Н.А.Бердяев - Минск, 2000.-283с.

11.Бунин Н.А.. Великий дурман/ Н.А.Бунин - . М., 1997.- 113.с

12.Ильин И.А.Историческая судьба и будущее России. Т. 1./ И.А.Ильин - М., 1992.-246с.

13.Воронина В.С. Сис­тема неопределенностей в романе «Пирамида»/ В.С.Воронина -М.,1998 - 132с.

14.Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы/Н.А.Грознова - Л.,1980 - 152с

15Лесскис Г. Последний роман Булгакова // Булгаков М. А. Собр. Соч. в 5-и т. Т. 5. Мастер и Маргарита; Письма. – М., 1990 –616с.

16.Книга для чтения по истории философии. В2 т. Т.1 -М.:Просвещение,1992.

17.Ковалев В.А.В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы./ В.А.Ковалев - М.,1989.- 152с.

18.Ренан Э.Жизнь Иисуса /Э..Ренан - М.,1990- 261с.

19.Русская литература XX века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х ч.- Ч.1/ Под ред. Ф.Ф. Кузнецова.: М.- Просвещение, 1991.- 351с.

20.Франк С.М.Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной
философии./ C.М.Франк - Париж, 1949. – 125с.

21.Булгакова, Е.С. Михаил Булгаков. Переписка по поводу пьесы Последние дни. //Вопросы литературы, - 1965-№3-С.51.

22.Галинская И. Ключи Даны! Шифры Михаила Булгакова // Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989 – С. 287

23.Овчаренко О.Роман Леонида Леонова «Пирамида» и мировая литература /О.Овчаренко – М.:Бином-195с.