Контрольная работа
По русской литературе первой половины ХIХ века
за 1 семестр 2005/2006 учебного года
Тема работы:
«Тема ночи в поэзии Ф.И.Тютчева»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.
· Цели и задачи данной исследовательской работы
· Обзор критической литературы
Глава 1. Первостепенные русские поэты.
Глава 2. Природа в представлении Ф.И.Тютчева.
Глава 3. Тютчевская ночь.
Глава 4. Миросозерцание поэта.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Цели и задачи данной исследовательской работы.
Главная задача моей исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть понимание Тютчевым образа ночи, какова она в его представлении. Разрешение этого вопроса невозможно без рассмотрения символики тютчевской ночи, ее характеристики, данной автором. Для того, чтобы выделить краеугольные черты тютчевского образа ночи, необходимо прочесть немало лирических трудов поэта и проанализировать их. Но сама процедура анализа не войдет в данную работу целиком, (так как существует немало других работ, содержащих подробный анализ лирики Тютчева, например монография Л.Озерова «Поэзия Тютчева», о которой будет сказано ниже), хотя некоторые отрывки из его произведений мной приведены. В этой работе изложены лишь основные тезисы и доказательства.
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы определить место, которое занимает образ ночи в творчестве и жизни выдающегося поэта-романтика ХIХ века – Ф.И.Тютчева.
Обзор критической литературы.
Приступая к данной исследовательской работе, мною были прочитаны 4 монографических труда из списка рекомендованных. Первой книгой, с которой я начала знакомство с жизнью и творчеством замечательного поэта-романтика ХIХ века Ф.И.Тютчева, стала монография Г.В.Чагина под названием «Ф.И.Тютчев. Биография писателя». В ней изложены биографические факты из жизни этого выдающегося русского художника слова. В первую очередь особенна монография тем, что «книга эта представляет собой первый в советском литературоведении опыт монографии о жизни и творчестве гениального русского поэта Федора Ивановича Тютчева»[1]. Есть еще некая прелесть, отличающая эту работу, на мой взгляд, от других. В публикации Чагина не обделен вниманием ни один даже самый незначительный, казалось бы, «случай из жизни» юного, зрелого и Тютчева-умудренного старца. Каждое историческое и глубоко личное событие, нашедшее отражение в чувствительной душе поэта отражено в монографии. И каждое впоследствии найдет отклик в творчестве Ф.И.Тютчева. В данном труде вниманию читателя представлены истоки и предпосылки романтического, а впоследствии реалистического таланта.
Книга условно разделена на две части: собственно биографию, кстати, выполненную оригинально – каждая глава названа строкой из произведения Тютчева и вторую – постбиографическую часть, в которой помещена небольшая подборка воспоминаний о поэте его современников. Помещая эти статьи, автор прежде всего хотел еще полнее удовлетворить литературоведческое любопытство читателей. Авторская затея оправдывается еще и тем, что иметь под одной обложкой и биографию поэта, и подборку воспоминаний о нем совсем не плохо для начинающего литературоведа. В подборке вместе с мемуарами размещены и критические статьи Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.А.Фета, М.П.Погодина, В.А.Соллогуба, Н.А.Добролюбова и других известных литературных деятелей и даже стихотворения, посвященные поэту. Кроме характеристики жизни и творчества Тютчева, все собранные здесь материалы еще полнее засвидетельствуют порой трудное понимание души поэта, его «двойного бытия».
Особое впечатление на мое сознание произвела статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты», помещенная в этой книге на странице 150. Здесь автор поднимает вопрос о том, какое место занимает творчество Ф.И.Тютчева в литературном процессе. Мое мнение полностью совпадает с мнением Некрасова, поставившим талант Тютчева на одну высоту с гением А.С.Пушкина И М.Ю.Лермонтова.
Приметна для меня и статья П.А.Вяземского, который необыкновенно точно, на мой взгляд, сказал о даровании Ф.Тютчева: «Он пользовался и наслаждался жизнью и в высшей степени данным от Провидения человеку даром слова»[2].
Есть еще множество других не менее точных высказываний о личности Ф.И.Тютчева, которые помещены в этой работе.
Книга М.М.Гиршмана несколько более специфична. Ну, во-первых, по причине того, что не является произведением биографического толка. Ее содержание скорее носит научный характер, нежели художественный, описательный. Здесь предложены схемы анализа произведений мэтров русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева. Приводятся параллели, общие черты в творчестве, выявляются общие основы, концепции творчества. Интересно отметить, что Тютчев возведен здесь на одну высоту с великими русскими романтиками. Авторское мнение выражено ярко и однозначно.
Основным вопросом, затрагиваемым в работе является рассмотрение рифмической цепи поэтических произведений указанных авторов, звуковой связи стихотворений двух поэтов (например, Пушкина и Тютчева), сравнивается и метро-ритмическая композиция стихов. Также речь идет и о цельности произведения, каким образом она достигается, о системе интонирования, присутствует и анализ содержательности стиховых форм, и исследование всей стиховой организации в целом как системы взаимосвязанных элементов. С точки зрения лексического оформления книга очень сложна для восприятия, так как изобилует терминами. На мой взгляд, работа ориентирована исключительно на специалиста. Вниманию читателей предложен ряд теорий, понимание которых требует как минимум хорошей осведомленности в области знаний языка, его строения, а также глубоких познаний в области литературоведения и теории литературы. Однако, при всем этом книга является неплохим подспорьем при анализе поэтических произведений, способствует лучшему пониманию многих глубинных элементов творчества. Книга приподнимает на новый уровень познания, новый этап понимания художественной сути литературного явления.
Лев Озеров написал не менее замечательную работу «Поэзия Тютчева». В сравнении с трудами М.М.Гиршмана, суть которой изложена выше, и В.Н.Касаткиной, о которой речь пойдет ниже, книга, на мой взгляд, интереснее и, если так можно выразиться, художественнее. Увлекательна, многособытийна, но в то же время биографична, не проста для понимания, но характер изложения материала свидетельствует о доступности лексического состава работы для начинающих специалистов в области литературоведения. Здесь речь заходит и о том, что «дважды состоял Тютчев в законном браке. Третий брак был незаконным и длился он на протяжении четырнадцати лет, до самой смерти Елены Денисьевой»[3], и о том, что отношение Пушкина к Тютчеву остается тайной (восторг или равнодушие и даже неприязнь?), и о тридцати девяти напечатанных стихотворениях Тютчева в «Современнике»… Здесь же отмечены самые яркие и характерные для Тютчевского слова черты: афористичность, контрастное противопоставление античной цельности дисгармонии нового времени. Подвергаются конкретному глубокому анализу не только его короткие философские этюды, но и вся поэзия Тютчева в целом. Автор рассуждает о предпосылках и итогах Тютчевского мировосприятия. «Бунт и мир… Ночь и день… бездна и покрывало…»[4]. Над этими и другими образами, такими, как тишина, молчание, фонтан размышляет автор монографии. Одним словом, охвачены все сферы жизни и творчества Ф.И.Тютчева.
«Поэзия Ф.И.Тютчева» В.Н.Касаткиной. Так называется еще одна монографическая работа на тему жизни и творчества Ф.И.Тютчева, с которой я ознакомилась. В данной книге рассматривается художественная система этого выдающегося поэта ХIХ века, стилевое литературное единство его творчества, воплощающее его поэтическое мировоззрение. В главе «Романтический историзм» поднимаются такие вопросы, как человек и эпоха в понимании Тютчева, отражение проблемы «человек и история» в стихах поэта, отношение самого Тютчева к революции, рассматривается его деятельность на политическом поприще. Здесь Тютчевым интересно выражена мысль о том, насколько человек зависим от эпохи; Тютчев не отрицает связей человека с историческим процессом: «За нашим веком мы идем, как шла Креуза за Энеем…» Но эта связь в сознании поэта предстает как тягостная, так сказать, механическая, а не органическая: совокупность единиц тянется за своим веком вопреки внутреннему желанию»[5]. В «Лирике самопознания» автор рассуждает о том, каков герой тютчевской лирики, кто он и что собственно выражает его лирика, приводит ряд ассоциаций, используемых поэтом. Акцент делается на сравнении его лирики с лермонтовской. Оговаривается и «женская проблема» как излюбленная тематика тютчевской лирики; женская судьба, «печальная повесть женщины». Здесь мне вспоминается печальная участь отношений между Денисьевой и обществом, то, как безжалостно свет отверг ее, морально уничижая незамужнюю женщину с тремя детьми. Два мнения о месте Тютчева в литературном процессе 50-х годов, выяснение роли тютчевской поэзии, изучение этих вопросов входит в задачу раздела «Ф.И.Тютчев и русская литература». Большое внимание уделено выше упомянутой статье Некрасова «русские второстепенные поэты» и журналу «Современник», пропагандирующему в 50-х годах поэзию Тютчева. Публикации его стихов в «Современнике» вызвала отклики в других журналах.
Много места в работе уделено анализу его стихов, в частности стихов о природе. Рассматривается взаимосвязь и система ассоциаций, характер пейзажей и пр.. Отмечено и то, что влияние тютчевских мировоззрений ощущается и в творчестве новой плеяды поэтов: Блока, Заболоцкого, Луговского, Мартынова и других.