Мы в миг рублями заменим
И в пучок наличных ассигнаций
Листочки ваши обратим...
Книгопродавец тщетно уговаривает поэта писать ради славы - поэт ею гнушается, ради успеха у женщин - поэт их призирает, ради любви - поэт знает только неразделенную любовь... Если не считать недостижимого идеала любви, у поэта остается незыблемым только один романтический идеал - свобода.
Высокую оценку своей роли как поэта освободительного движения Пушкин сохранил до самой смерти. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», написанном за полгода до смерти, Пушкин, говоря о бессмертии, ожидающем его поэзию, и о народной любви к ней в грядущем, - вспоминает революционные стихи своей молодости:
... И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал...
Пушкин убежден в том, что его поэзия, всегда внутренне независимая, руководствовавшаяся самыми высшими требованиями своего назначения, пробуждавшая добрые, гуманные, истинно человеческие чувства и славящая свободу найдет отзыв в сердцах благородных почитателей и к ней «не зарастет народная тропа».
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Здесь прямо говорится о неразрывной связи поэта с широким читателем, о свободном, «непокорном» характере его творчества, о том, что историческая слава Пушкина гораздо выше («вознесся выше он») славы его тезки - императора Александра I. Пушкин пишет:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Это значит, что, пока будет существовать в мире поэзия, слава Пушкина будет жить...
В поэзии Пушкина и Рылеева отразились лучшие, благороднейшие черты истинного поэта-гражданина: его свободолюбие, гуманность, его уважение к культуре и просвещению, его неутомимое стремление к социальной правде. Рылеев и Пушкин являются величайшими провозвестниками идеала свободного, гармоничного человека, идеала, который впервые в истории осуществляется в нашем обществе.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы, -
писал Пушкин в самом начале своей творческой деятельности, и всю жизнь он оставался, верен своему юношескому призыву. Поэзия Рылеева и Пушкина дорога нам страстной любовью к отчизне, воодушевлявшей все их творчество. Своими произведениями они утверждают чувство любви и уважения к личности человека, веру в могучею силу его разума, все те чувства добрые, которые глушились и подавлялись в жестокий век самодержавия.
Гражданская поэзия Пушкина оказала значительное влияние на русских поэтов и общественных деятелей. Продолжая традиции Рылеева, поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии. В своих стихах они с большей поэтической силой говорили о революционизирующей роли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном произведении. В лирике и поэмах они показали образ положительного героя, который должен стать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия. Наследие декабристов перешло к людям 60-х годов. Н.В. Шелгунов помещает стихотворение Рылеева «Гражданин» в своей прокламации «К молодому поколению». Некрасов откликается на рылеевскую формулу гражданского служения своими прославленными словами: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - и пишет поэму о декабристах.
При очевидной общности декабристской поэзии каждый поэт шёл своим путём и сказал своё слово.
Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872) представляет своим творчеством раннюю декабристскую поэзию. При жизни Раевский-поэт не был известен, не публиковал свои произведения. Стихи его сохранились благодаря тому, что были найдены при аресте и приобщены к следственному делу как улика (поэтическое слово декабристов действительно равно реальному поступку и даже может стать уликой, причиной уголовного преследования). Излюбленный жанр Раевского — дружеское послание, развитое им в гражданскую проповедь; стихи его отличаются лаконичностью, подчёркнутой сдержанностью, “неукрашенностью”, суровостью. И в стихах и в жизни Раевский был, по определению Пушкина, спартанцем.
В лирике В.Ф.Раевского создан автобиографический образ героя в стиле “гражданского романтизма”:
<…> Мой век, как тусклый метеор,
Сверкнул, в полуночи незримый,
И первый вопль — как приговор
Мне был судьбы непримиримой.
Я неги не любил душой,
Не знал любви, как страсти нежной,
Не знал друзей, и разум мой
Встревожен мыслию мятежной.
Забавы детства презирал,
И я летел к известной цели,
Мечты мечтами истреблял,
Не зная мира и веселий.
Под тучей чёрной, грозовой,
Под бурным вихрем истребленья,
Средь черни грубой, боевой,
Средь буйных капищ развращенья
Пожал я жизни первый плод,
И там с каким-то чёрным чувством
Привык смотреть на смертный род,
Обезображенный искусством.
Как истукан, немой народ
Под игом дремлет в тайном страхе.
<…>К моей отчизне устремил
Я, общим злом пресытясь, взоры,
С предчувством мрачным вопросил
Сибирь, подземные затворы,
И книгу Клии открывал,
Дыша к земле родной любовью;
Но хладный пот меня объял —
Листы залиты были кровью! <…>
(“Певец в темнице”. <1822>)
Меня жалеть?.. О, люди, ваше ль дело?
Не вами мне назначено страдать!
Моя болезнь, разрушенное тело —
Есть жизни след, душевных сил печать!
<…>
К чему же мне бесплодный толк людей?
Пред ним отчёт мой кончен без ошибки;
Я жду не слёз, не скорби от друзей,
Но одобрительной улыбки.
(“Предсмертная дума”. 1842)
Поэзия Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1799-1846) отличалась тяжеловесным, шероховатым, несколько архаичным языком — результат стремления придать национальной поэзии весомое, значительное содержание. По мнению В.К.Кюхельбекера поэзия не обязательно должна быть сладкозвучной, гладкой, текучей и плавной, но должна быть такой, где всё “парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя” (“О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие”). Основной темой, которой Кюхельбекер “порабощал” читателей, была тема поэта и поэзии. В его программном стихотворении “Поэты” (1820) есть такие стихи:
В священных, огненных стихах
Народы слышат прорицанья
Сокрытых для толпы судеб,
Открытых взору дарованья!
Предназначение поэта, по Кюхельбекеру, не просто услаждать читателя, а напоминать ему об “отчизне” и направлять жизненный путь народа. Поэт обладает способностью убеждать людей и это делает его влиятельной общественной силой, вот почему появляется образ поэта-гражданина. Героическое и прекрасное сливаются в одно целое, понятие поэтического включает в себя и высокие идеалы политической борьбы, реальные поступки. Понимание поэта как пророка окрашивает некоторые стихи Кюхельбекера восточным — ветхозаветным — колоритом (“Пророчество”, 1823; “К богу”, 1824; “Жребий поэта”, 1823-1824), понимание необходимости для поэта участвовать в самых сложных коллизиях народной жизни приводит в поэзию Кюхельбекера образы поэтов с трагической судьбой — Дж.Мильтона, Т.Тассо, В.А.Озерова, а затем А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига, А.С.Пушкина, Н.И.Гнедича, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова, А.И.Одоевского. Итогом размышлений Кюхельбекера над темой поэта и поэзии стало стихотворение “Участь русских поэтов” (1845):
Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму.
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки...
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука презренников презренных
Шлёт пулю их священному челу <...>
Но пессимистические выводы Кюхельбекера не так безнадёжны:
Забудут заблужденья человека,
Но воспомянут чистый глас певца,
И отзовутся на него сердца
И дев и юношей иного века.
(“Моей матери”, 1823)
Александр Иванович Одоевский (1802-1839) осознал себя поэтом после декабрьского восстания и главный смысл своего поэтического дела видел в том, чтобы поддерживать мужество своих товарищей. Неслучайно поэтому стихи Одоевского рождались как импровизация, которую он читал, но не записывал (тексты поэзии Одоевского сохранились благодаря записям его друзей). Самое известное его стихотворение — ответ на послание А.С.Пушкина “В Сибирь” (“Во глубине сибирских руд...”):
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! — цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.
Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя, —
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.
Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
<1827>
Лирику А.И.Одоевского невозможно разделить на гражданскую и интимную — гражданская тема является глубоко прочувствованным психологическим переживанием.
Александр Александрович Бестужев (1797-1837) более известен как прозаик и литературный критик, но он был ещё и одарённым поэтом (см. цикл программных стихотворений “Подражание первой сатире Буало”, отрывок из комедии “Оптимист”, “К некоторым поэтам”, “Близ стана юноша прекрасный...”, “Михаил Тверской”). Своеобразие стиля Бестужева-поэта особенно заметно в стихотворении “Сон”, написанном в годы якутской ссылки:
<...> Очнулся я от страшной грезы,
Но всё душа тоски полна,
И мнилось, гнут меня железы