К веслу убого челна.
Вдаль отуманенным потоком,
Меж сокрушающихся льдин,
Заботно озираясь оком,
Плыву я, грустен и один.
На чуждом небе тьма ночная;
Как сон, бежит далёкий брег,
И, шуму жизни чуть внимая,
Стремлю туда невольный бег,
Где вечен лед, и вечны тучи,
И вечно сеемая мгла,
Где жизнь, зачахнув, умерла
Среди пустынь и тундр зыбучих,
Где небо, степь и лоно вод
В безрадостный слиянны свод,
Где в пустоте блуждают взоры
И даже нет в стопе опоры! <...>
(1829)
“В лирике Бестужева, — пишет исследователь его творчества, — нет резких перепадов от безудержного восторга к горестному отчаянию, к мрачной безысходности. Вся она как бы соткана из полутонов, сложных и тонких переходов от одного состояния к другому. И всё же общий тон его поэзии мажорный, светлый даже в своей печали”
Творчество Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Он создал “поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса”.
Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стихотворение “Гражданин” (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение — принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскроются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.
Рылеев создал образ гражданина в декабристском понимании этого слова. Он воплощает в себе высокие добродетели: любовь к отчизне, смелость, целеустремлённость, готовность жертвовать собой. Однако Рылеев отходит от обычной для гражданской поэзии начала XIX века ситуации — столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с продажными льстецами. “Гражданин” Рылеева “не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников”. “Изнеженное племя переродившихся славян” — это не “тираны”, не “льстецы”, не “рабы” и даже не “глупцы”. Это юноши с “хладной душой”, равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалом человека поступка, действия, подвига такие безучастные юноши аморальны (и в каком-то смысле хуже врагов). Особенно обращает на себя внимание фраза “племя переродившихся славян”. Для Рылеева “славянин” не просто условный предок, а определённый национальный характер — доблестный, мужественный, суровый, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное “изнеженное племя” потому такое безучастное, праздное, пассивное, что оно утратило свою национальную самобытность, это славяне, но переродившиеся.
Заключение
Литература и реальная жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реальное поведение человека воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщение, а ключом к расшифровке этого сообщения служили литературные сюжеты. В этом легко убедиться на примере известного подвига жён декабристов. Следование за ссылаемыми в Сибирь мужьями существовало как вполне традиционная норма поведения в нравах простонародья и не рассматривалось не как подвиг и даже не как осознанное поведение — это была общепринятая норма. Почему же так прославились жёны декабристов? Дело в том, что к тому времени литературой был создан стереотип героического поведения женщины. Например, в думе “Наталия Долгорукова” и поэме “Войнаровский” К.Ф.Рылеева:
Забыла я родной свой град,
Богатство, почести и знатность,
Чтоб с ним делить в Сибири хлад
И испытать судьбы превратность.
(“Наталия Долгорукова”)
Вдруг вижу: женщина идёт,
Дохой убогою прикрыта,
И связку дров едва несет,
Работой и тоской убита.
Я к ней, и что же?.. Узнаю
В несчастной сей, в мороз и вьюгу,
Козачку юную мою,
Мою прекрасную подругу!..
Узнав об участи моей,
Она из родины своей
Пришла искать меня в изгнанье.
О странник! Тяжко было ей
Не разделять со мной страданье.
(“Войнаровский”)
Именно литература дала русской женщине программу поведения, которое осмыслялось как героическое.
Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового для России типа человека — человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела.
Приложение
Карта реальных событий.
1. “Их вечен с вольностью союз” / Литературная критика и публицистика декабристов. – М., 1983. – 368 с.
2. Каменский З.А. Эстетические воззрения декабристов // История эстетической мысли в 6-ти томах. – М., 1986. – Т. 3. – С.337-343.
3. Левкович Я.Л. Поэзия декабристов // История русской литературы в 4-х томах. – Т. 2. – Л.: “ Наука” , 1981. – С.150-178.
4. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.158-205.
5. Нечкина М.В. Декабристы. Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: “Наука”, 1983. –182 с.
6. Писатели-декабристы в воспоминаниях современников: В 2-х тт. – М., 1980.
7. Поэты-декабристы. Сборник стихотворений. – М., 1967. – 415 с.