Смекни!
smekni.com

Творчество ссыльных писателей. "Рассказы из сибирской жизни" Г.А. Мачтета (стр. 4 из 4)

Перенесение внимания с отдельной личности на общественную среду, ее формирующую стало основой метода народников. У них преобладал жанр очерка, короткой зарисовки – с их помощью народники стремились изменить современную жизнь, не дожидаясь, пока она устроится. Не ограничиваясь фиксацией впечатлений, многие из них решали задачи исследовательского характера. В циклах очерков С. –Каронина, Н. Наумова выявились законы пореформенной деревни, основные нравственные черты русского крестьянства. Г. Мачтет публиковал свои сибирские рассказы отдельно и, очевидно, не рассматривал их как единый цикл. Но, несмотря на самостоятельность сюжетов, жанровую пестроту (сказка, рассказ, бытовой очерк), разнообразие типов повествования, их объединила тематическая близость, общая цель – показать бесправную жизнь сибирской деревни, влияние «мирского» мироощущения на отдельную деятельность.

В литературе 70-80-х годов жила легенда о свободной Сибири. Огромная страна, не знавшая власти крепостников, богатая непахаными землями, казалась более вольным краем, чем центральная Россия. В Сибирь тянулись тысячи переселенцев в надежде найти крестьянское счастье. В сибирских рассказах и сказках Г.А. Мачтет вслед за Н.И. Наумовым развевает иллюзии о «свободной Сибири», показывая, что здесь то же бесправие, та же кабала народа, что и по всей России. Писатель избирал главными объектами изображения нравы царской администрации в Сибири, подневольную жизнь народа, духовный мир сибирского крестьянина.

Мачтет решал скорее просветительскую задачу: показать читателю настоящее лицо Сибири, обратить внимание на положение загнанного мужика, вместе с тем утвердив силу и красоту народа, возбудив в читателе негодование против жестоких законов жизни. Определяющим в нравственной природе сибирского крестьянина для Мачтета является то, что связано с общинным характером его жизни. Мачтет выбирал такие напряженным сюжеты, в которых «мирское» начало испытывается на прочность. В минуты крайнего напряжения, чрезвычайной активности всех членов общины автор и наблюдал, как в крестьянине раскрывается все, на что он способен.

Н.Е. Каронин-Петропавловский приехал в Сибирь, в отличие от Мачтета, сложившимся писателем, автором крупных рассказов и очерков, названных Г.В. Плехановым «летописью исторического процесса перерождения русского крестьянства». Каронин показал разложение общинных устоев в пореформенной русской деревне, пробуждение чувства личности в крестьянине. Повесть «Снизу вверх» подверглась особенным нападкам критики за то, что автор решительно порвал со старыми народническими идеалами. А между тем новизна художественного мышления С. Каронина как раз в том, что он сумел понять поворотную эпоху в крестьянской стране, «выход народа из детского периода его развития, появление у него новых чувств, новых взглядов на вещи и новых умственных потребностей».

Проза Ф.В. Волховского в советское время никогда никем не собиралась и не издавалась. Большая часть прозаических произведений Волховского – сказки, фельетоны.ю очерки, статьи – опубликованы им в томской «Сибирской газете», которая выходила по воскресеньям в 1881 – 1888 годы. Не преувеличивая радикальности ее материалов, следует все же подчеркнуть смелость газеты. Большинство ее статей были сугубо официальными сообщениями. Используя это дозволенное «направление», газета подробно извещала сибирских читателей о деле первомартовцев, дала рассказ о казни народовольцев. На таком социальном фоне хорошо воспринимались в «Сибирской газете» острые, колючие фельетоны Ф. Волховского. В 1882-1883 годах он – ее постоянный автор. Как корреспонденту ему разрешены разъезды по Западной Сибири. Темы его фельетонов: злоупотребление властей, взяточничество и произвол, всесилие богатых и бесправие бедных, угнетение инородцев, рабочих на золотых приисках, быт и нравы Сибири.

Наследие ссыльных писателей обширно и значительно. Вся их публицистика, беллетристические произведения (сказки, рассказы, миниатюры) документы и стихотворения должны быть собраны и изданы. Большую часть этой работы еще предстоит выполнить, но уже то, чем мы располагаем, дает нам право гордиться писателями, талант которых раскрылся на нашей прекрасной и суровой земле.

Литература

1. И.Ф. Петров. В камне и бронзе. – Омск: Омское книжное издательство, 1981.

2. Русские писатели. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1990.

3. Спиридонова Г.С. Сибирские парадоксы – Красноярск, издание КраГУ.

4. Мачтет Г.А. Избранное. – Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1958.

5. Снизу вверх – Омск: книжное издательство, 1988.